9 декабря Следственный комитет при прокуратуре РФ заявил о прекращении уголовного дела по факту авиакатастрофы, которая произошла 9 июля 2006 года в аэропорту Иркутска и унесла жизни 125 человек. Причина – отсутствие состава преступления.
Следствие признало, что в трагедии нет вины пилотов, а случилось она из-за технических неполадок. Вместе с тем эти выводы всецело противоречат заключению Межгосударственного авиационного комитета, который два года назад назвал причиной катастрофы «ошибочные и бесконтрольные действия экипажа». Вплоть до вчерашнего дня виновниками крушения лайнера считали летчиков Сергея Шибанова и Владимира Черных, пишут «Новые известия». Следователи пришли к выводу, что ни экипаж, ни диспетчеры не виновны в трагедии и вынесло им «Посмертное оправдание». Летно-техническая судебная экспертиза установила, что причиной катастрофы стала «нештатная работа систем управления самолета, их конструктивные недостатки, ошибки в разработке логики бортового компьютера, снижение эффективности торможения самолета на пробеге».
Само по себе закрытие дела неожиданностью не стало - даже если бы была признана вина пилотов, его все равно пришлось бы закрыть в связи с гибелью подозреваемых. Этим, кстати, заканчивается расследование подавляющего большинства катастроф. Однако именно приведенная СКП мотивировка решения стала, без преувеличения, настоящей сенсацией, грозящей, не исключено, еще и международным скандалом. Дело в том, что выводы следствия оказались прямо противоположны тем, что в свое время озвучила государственная комиссия, проводившая техническое расследование этой авиакатастрофы. Ее эксперты причиной трагедии признали как раз действия экипажа, заявляет «Время новостей». До сих пор выводы государственных комиссий по расследованию катастроф никогда и никем официально не оспаривались, тем более, следственными органами. Таким образом получилось, что представители СКП не только усомнилось в профессионализме экспертов МАК (органа, специально уполномоченного и государством, и международными структурами на проведение расследований и надзора за безопасностью в гражданской авиации), но и поставили под сомнение вообще качество сертификации аэробусов А-310 («Воздушная дуэль»).
«Газета» пишет, что следствие фактически подтвердило выводы экспертов компании Airbus. Еще в августе 2006 года они признали, что трагедия произошла из-за сбоя в работе бортового компьютера, включившего один из двигателей на взлетный режим. В этот момент лайнер уже находился на взлетно-посадочной полосе, и исправить ситуацию летчики не успели. Таким образом, «Во всем виноват компьютер».
«Московский комсомолец» напоминает, что издание в первые же дни после трагедии высказывало мнение, что экипаж обвинить будет трудно, так как слишком очевиден факт технического отказа. Эксперты опрошенные газетой почти единогласно утверждали: «В том, что вмешалась какая-то техническая проблема, нет никаких сомнений. Самолет просто не смог бы выкатиться на такой огромной скорости за пределы полосы, если бы у него в тот момент не была включена прямая тяга одного из двигателей» ( «Самолет виноват сам»).
|