В международном мультимедийном пресс-центре «РИА Новости»
состоялась презентация новых возможностей соцсети. Эти опции в ближайшие
несколько недель станут доступны широким пользовательским массам (а
пока открыты для разработчиков). Несмотря на заявленный медийный акцент
мероприятия, получился банальный ликбез. Никаких специфических приемов
работы с площадкой для СМИ представлено не было. Правда, некоторое
количество примеров удачной интеграции все же было показано. Например,
«ЧасКор» в компании с «Ведомостями» и «Эсквайром».
Мероприятие получилось довольно неоднозначное: вроде как ожидался
разговор о профессиональных стратегиях использования возможностей сети, а
получился обзор площадки, типов профилей и лент. Оно и понятно, так как
среди гостей, особенно на региональных площадках, были не только
журналисты и рекламщики, но и люди, не имеющие прямого отношения к
индустрии масс-медиа. Лица Facebook оказались молодые и симпатичные. Они
вдохновенно рассказывали, как бороздят просторы виртуальной вселенной и
мило стеснялись, ловко уходя от ответов на неудобные вопросы.
В этом материале я постараюсь описать наиболее существенные, с моей
точки зрения, сюжеты, возникшие в ходе workshop'а. Кстати, хотя
мероприятие и было названо этим полуприличным для русского уха словом, я
буду называть его, по старинке, «мастерской».
Хорошо забытое старое
Первой на трибуну вышла Анжела Це (Angela Zaeh), менеджер по
международному развитию Facebook в России, Польше, Корее и Восточной
Европе. Она поведала о том, что люди внимательнее всего относятся к
рекомендациям от своих близких, и что этот факт, несомненно, должен
способствовать интересу к социальным плагинам от Facebook. Именно
благодаря этим плагинам становится возможным персонализировать
потребление новостей на сайте медиакомпании. Речь идет о модулях, в
которых показывается, кому из ваших друзей нравится эта страница или
конкретный ее элемент, например, новость или мультимедийный объект.
Отрадно, что исследования полувековой давности нашли еще одно
практическое воплощение1.
Второй «инновацией» от Facebook стало понимание того, что коммуникация
как таковая имеет меньшую ценность, нежели коммуникация, приложенная к
какому-то объекту. Иными словами: просто болтать не так интересно, как
обсуждать пережитое событие, запечатленное на фото или видео, спорить до
хрипоты о достоинствах новой композиции любимой группы, демонстрировать
эрудицию, формулируя отзыв на нашумевший фильм или прочитанную книгу.
Это гениальное открытие привело к тому, что в Facebook наконец-то
появится контент, который и позволить объективизировать коммуникацию. И
кто после этого сможет повторить обвинения во вторичности Вконтакта по
отношению к Facebook? Напомню, что российская социальная сеть с самого
начала делала ставку на агрегацию контента как основу коммуникационной
стратегии пользователя.
Дальше Анжела говорила о способах организации пользовательского
контента. По мнению разработчиков Facebook, основой организации массива
фото-, видео-, аудио- и текстовых материалов пользователей станет
«история жизни». То есть контент будет сортироваться по хронологическому
принципу. Идея, безусловно, интересная. Но, при этом, она реализована
только для личных страниц («профилей»), а корпоративные пользователи,
которые как раз осознанно заинтересованы в рассказе о своей истории
успеха, будут лишены такой возможности — инструмент распределения
контента в хронологическом порядке (time line) будет недоступен для
корпоративных профилей (или, как их называют специалисты Facebook,
страниц, pages).
При этом (во второй секции) Екатерина Скоробогатова, представитель
Facebook в России, четко обозначила, что компания отдает себе отчет в
том, что в процессе самопрезентации пользователи руководствуются
принципом «казаться, а не быть». Но в некоторых случаях «казаться
хорошим» могут помешать технические сложности в определении статуса
приватности контента.
Модерация 2.0
По окончании первой сессии последовала череда прямых включений. На мой
взгляд, самый сложный и интересный вопрос был задан девушкой из Астаны. В
нем прозвучала, по сути, новая концепция модерации. Есть ли у Facebook
процедура модерации статуса приватности контента? Обратите внимание на
формулировку: речь идет не о модерации контента, а о модерации его
статуса. Вы можете по пьяни станцевать на столе стриптиз. Но если вы
сделали это в компании друзей — то самым страшным последствием этой
выходки станет появление еще одной истории с вашим участием. А вот если
вы сделали тоже самое в общественном месте и видео с вашими экзерсисами
попало в открытый доступ, то безобидная в дружеской компании выходка
может нанести серьезный удар по вашему общественному имиджу, будет
представлять угрозу для вашей дальнейшей социализации. А управление
статусами приватности в Facebook искусство весьма сложное.
RTFM
Этот неожиданно возникший сюжет породил дискуссию об образовательных
стратегиях компании. Впрочем, она была непродолжительной, так как
выяснилось, что их нет. Facebook публикует свои мануалы (при этом не
всегда успевает озаботиться их русификацией), в некоторых случаях
транслирует критически важную информацию через СМИ. И все.
При этом сама Анжела честно говорит, что пользователи далеко не всегда
читают мануалы, а если читают, то не всегда могут легко разобраться в
них. Поэтому при запуске очередного обновления системы она звонит своей
маме и помогает ей разобраться с появившимися возможностями. Но кто
поможет другим пользователям площадки? Вопрос остался открытым. Анжела
предложила учебным заведения проявлять инициативу и задавать свои
вопросы Facebook. А пользователям предложили помогать друг другу
узнавать возможности площадки, как это, по мнению представителей
Facebook, и происходит сегодня. При этом всю ответственность за
персональную информационную безопасность, связанную, в частности, с
модерацией статуса приватности контента, представители Facebook
возлагают на пользователя. Так что если у вас нет родственников в
команде разработчиков этой сети, стоит очень внимательно следить за
информацией о новых сервисах и трижды подумать, прежде чем загрузить
какой-либо личный контент. Потому как в случае чего виноваты будете
только вы. Разработки методик обучения пользователей (для включения их в
учебные программы школ и вузов), равно как и тренингов по эффективному
использованию площадки в образовательном процессе, не планируется. А
жаль.
Ты мне — я тебе?
Самым интересным сюжетом второй сессии мы обязаны представителю
«Ведомостей». Он задал невинный, казалось бы, вопрос: анализирует ли
Facebook информацию о том, какой трафик отдает социальной сети площадка,
установившая социальный плагин, а какой получает? Екатерина попыталась
«соскочить» с темы, рассказав, что на один пост в системе приходится от
одного до двух переходов на сайт СМИ, разместившего этот пост. Юноша
попался дотошный и повторил вопрос. Тогда Анжеле пришлось прикрывать
свою российскую коллегу. Она рассказала собравшимся, что данные такого
рода компания, безусловно, собирает, но делиться ими не намерена. И
сразу стало ясно, что сотрудничество с Facebook отнюдь не очевидный
выбор для СМИ...
Вообще, из «мастерской» лично я вынес твердое убеждение в том, что
секрет успеха экономической модели Facebook очень прост — они не любят
делиться. Ни трафиком, ни деньгами.
Последнее убеждение возникло у меня под влиянием ответа на вопрос
журналистки из Грузии. Ее очень интересовало, какие возможности
монетизации профилей предлагает Facebook своим наиболее популярным
пользователям? Ответ оказался столь же исчерпывающим, как и в вопросе об
образовательных стратегиях — никаких. Вы можете анонсировать свои
товары и услуги, давать ссылки на места их продаж. И все. Внимание
других пользователей системы, которое вы производите, эксплуатируя
возможности площадки, является собственностью Facebook и продается
рекламодателям. Выручка от продаж тоже является достоянием Facebook, так
что ни о каком разделении прибыли речи быть не может. Бедный, бедный,
наивный ЖЖ!
Частный корреспондент