Интернет-стартапы стремятся избежать излишней зависимости от крупнейшей в мире социальной сети
Еще год назад буквально каждый начинающий предприниматель в Кремниевой долине планировал построить бизнес на платформе Facebook,
сейчас же все собираются разрабатывать собственные платформы, в которых
Facebook лишь один из ключевых компонентов, утверждает Чи-Хуа Чайен из
Kleiner Perkins Caufield & Byers. Это неудивительно. Начинающие
компании стараются снизить зависимость от социальной сети, охватившей
845 млн пользователей по всему миру. Они опасаются, что после первичного
размещения Facebook станет гораздо более ориентированной на квартальные
и годовые финансовые показатели и со временем начнет требовать плату с компаний, использующих ее возможности.
Такую
угрозу вынужден учитывать Пол Дэвидсон, гендиректор компании Math Camp,
производителя приложения Highlight для смартфонов. Highlight извещает
своих пользователей, которые могут зарегистрироваться через Facebook, о
появлении поблизости друзей и знакомых. Сейчас, по словам Дэвидсона,
социальная сеть снабжает своих партнеров богатой информацией о
пользователях бесплатно, но со временем может начать требовать за это
деньги.
Дэвидсон утверждает, что его приложение способно
функционировать и без Facebook, но в настоящее время приложение требует,
чтобы пользователь зарегистрировался через эту социальную сеть.
Молодым
компаниям приходится искать баланс между глубокой интеграцией с
социальной сетью с ее миллионами потенциальных пользователей и
стремлением к независимости от внешних компаний, говорит Ли Линден,
основатель компании Karma Science.
Изменение настроения
начинающих компаний может оказать заметное влияние на Facebook,
готовящуюся к публичному размещению, в результате которого ее
капитализация может достичь $100 млрд.
В презентации для
инвесторов утверждается, что Facebook создает добавленную стоимость
благодаря строительству платформы, которая поможет заново открыть многие
традиционные отрасли. Сейчас более 7 млн приложений и сайтов тем или
иным способом интегрированы с Facebook.
Многие начинающие
компании, ищущие счастья в интернет-бизнесе, пользуются возможностями
Facebook, но пока не платят ей ни цента. Но даже они вынуждены
задумываться о возможных альтернативах.
С ноября 2011 г. число
пользователей сервиса социальных закладок Pinterest выросло с 4,9 млн до
11 млн человек, в основном благодаря Facebook. Но со временем этот
сервис сам может превратиться в платформу для других компаний,
предположил недавно гендиректор Pinterest Бен Сильверман.
Когда в 2008 г. предприниматель Джо Фернандес задумывал социальное приложение Klout (измеряет
рейтинг социального влияния пользователей), он сознательно отказался от
возможности перевести этот сервис целиком на платформу Facebook. Теперь
же он работает над созданием специального приложения для этой
социальной сети. Все больше пользователей приходят на сайт Klout именно с
Facebook, пояснил он. «Это наша самая большая возможность и наш самый большой риск», — заключает Фернандес.
WSJ, 14.03.2012, Григорий Милов