Нижне-Донское
управление Ростехнадзора в ходе проверки «Таганрогского авиационного
научно-технического комплекса им. Г.М.Бериева (ТАНТК) выявило нарушения
требований промышленной безопасности. Ведомство не ограничилось
предписанием об устранении нарушений и штрафами для должностных лиц.
Материалы проверки направлены в суд для принятия решения об
административном приостановлении деятельности предприятия. Таганрогские
авиастроители имеют действующий контракт с МЧС стоимостью более 8,7 млрд
рублей на производство самолетов Бе-200. Насколько претензии надзорного
ведомства и грозящее приостановление деятельности могут повлиять на его
исполнение, в ТАНТК не комментируют.
Согласно
размещенной на сайте регионального «Ростехнадзора» информации,
внеплановая проверка ТАНТК проводилась в первой половине сентября и в
ходе нее надзор выявил ряд нарушений обязательных требований
промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных
объектов (ОПО). В частности, штат работников ОПО недоукомплектован, у
допущенных к работе сотрудников нет соответствующих квалификационных
допусков и медицинского освидетельствования. Помимо этого ведомство
отмечает, что «не обеспечено проведение диагностики, испытаний,
освидетельствования сооружений и технических устройств, применяемых на
ОПО, не обеспечено предотвращение проникновения на опасный
производственный объект посторонних лиц».
В
управлении Ростехнадзора „Ъ" сообщили, что проверка проводилась в ответ
«на обращения граждан о фактах нарушения требований промышленной
безопасности», не уточнив, идет ли речь о жалобах действующих работников
ТАНТК. «Проверка велась по изложенным в обращении фактам, исследовались
прежде всего подъемные сооружения», — сказал представитель ведомства.
Комиссия
Ростехнадзора выдала гендиректору ТАНТК Виктору Кобзеву предписание об
устранении нарушений и направила материалы проверки в Таганрогский суд
«для принятия решения об административном приостановлении деятельности
по ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ». Согласно ч.1 данной статьи, деятельность
предприятия может быть приостановлена на срок до 90 суток.
В
ТАНТК о претензиях Ростехнадзора и возможности быстро устранить
выявленные нарушения пока официально не говорят. По словам представителя
авиапредприятия, «работа идет в нормальном режиме».
Весной
этого года правительство России одобрило предложение МЧС о заключении
долгосрочного госконтракта на закупку шести самолетов Бе-200ЧС для нужд
министерства. Контракт был заключен с ТАНТК в мае, его остаточная
стоимость на начало сентября составляла более 8,7 млрд руб. Также в
сентябре текущего года таганрогские авиастроители объявили о привлечении
в Сбербанке кредитной линии в объеме свыше 8 млрд руб. для
финансирования работ по госконтракту.
ТАНТК
является разработчиком Бе-200, однако его серийное производство в
спасательной модификации начиналось в 2001 году на мощностях Иркутского
авиазавода (ИАЗ). В 2007 году, после образования ОАК и вхождения в нее
ТАНТК было принято решение о переносе производства самолетов-амфибий в
Таганрог. С целью создания замкнутого цикла по производству Бе-200 ТАНТК
присоединил к себе ОАО «Таганрогская авиация» (ТАВИА), объединение
завершилось весной этого года. Первый «таганрогский» Бе-200ЧС
планируется выпустить в 2013 году, а до конца текущего года ТАНТК
намерено поставить МЧС две амфибии совместного с Иркутским авиазаводом
производства.
Учитывая
«политически важный» контракт и «лоббистский ресурс» ОАК, дело до
приостановки ТАНТК может не дойти, отмечают эксперты. «Авиастроение —
это не металлургия, и катастрофичных последствий остановка производства
не повлечет, однако сроки выполнения заказов в этом случае, возможно,
придется пересматривать, а это существенные для компании потери», —
говорит аналитик ФК «Уралсиб» Денис Ворчик.
По
мнению аналитика ИФК «Метрополь» Андрея Рожкова, ТАНТК может
самостоятельно «исправить ситуацию», не дожидаясь судебного решения.
«Даже при самом худшем сценарии, в случае простоя, никакой катастрофы не
будет. Специфика авиастроения — в длительном производственном цикле, и
та же ОАК уже не раз корректировала сроки поставки самолетов по
контрактам», — отмечает эксперт.