МОСКВА, 9 ноя — РИА Новости, Валерий Ярмоленко. Авария на атомной подводной лодке «Нерпа» в Тихом океане, в результате которой погибли 20 человек и более 20 получили ранения из-за отравления фреоном, могла быть следствием неоправданно высокой автоматизации на лодках подобного типа и организационных проблем при проведении испытаний, считает бывший подводник, капитан первого ранга запаса, главный научный сотрудник института проблем морских технологий ДВО РАН Геннадий Илларионов.
«Эти лодки высоко автоматизированы, имеют большое водоизмещение и при этом имеют экипаж около 70 человек. На лодках военно-морских сил США подобного типа экипаж в два раза больше. К сожалению, наши конструкторы в этом случае надеются на автоматику», — сказал Илларионов в интервью РИА Новости.
Кроме того, отметил эксперт, причиной гибели людей на субмарине могла стать их слабая профессиональная подготовка, так как на АПЛ находилось очень много гражданских лиц.
По данным ВМФ, на борту лодки, которая с конца октября проходила ходовые испытания, находились 208 человек, из них военнослужащих было меньше половины — 81 человек. Остальные — представители предприятия-изготовителя лодки — Амурского судостроительного завода.
Эксперт напомнил, что лодки этого типа оборудованы системой пожаротушения ЛОХ (лодочного объемного химического), а все огнегасители заправлены особой маркой фреона. Особенностью этого газа является то, что он быстро прекращает соединение горючего материала с кислородом, но при этом очень ядовит. «В малой концентрации он вызывает опьянение, а в более масштабных — летальный исход», — сказал Илларионов.
По его словам, при подаче этого огнегасителя все опытные подводники тут же одевают персональное дыхательное устройство (ПДУ).
«Весь экипаж подводной лодки обязан не только постоянно носить это устройство при себе, но и уметь пользоваться им. Эти действия доводятся подводниками до автоматизма. Дышать этим аппаратом можно в течение 20 минут», — отметил собеседник агентства.
Он добавил, что количество людей, находившихся на подлодке во время испытаний, означает, что на каждой системе во время испытаний при этом находились как военные, так и гражданские специалисты.
«Не исключаю, у кого-то из гражданских не было ПДУ, а если и были, то ими не умели пользоваться», — сказал эксперт.
ПДУ является системой замкнутого дыхания, и если человек ни разу не опробовал ее, то в экстренном случае он не сможет ею воспользоваться, пояснил он.
Бывший подводник считает, что подобная авария, тем более если она произошла в носовом отсеке, не является серьезной для такой лодки. «Думаю, что оружия на борту лодки не было. Такая авария отношений к ядерной энергетической установке не имеет. По всей видимости, большого пожара не было, это не тяжелая авария для подобной АПЛ. Очень жаль, что погибло и пострадало большое количество людей», — сказал эксперт.
По его словам, произошедшая авария может быть признаком системных проблем организации испытаний.
«Лодка в момент испытаний и передачи от производителя заказчику наиболее уязвима. В это время там находятся военные и гражданские специалисты, и такую массу народа очень трудно организовывать», — сказал эксперт.
«Во времена СССР мы в год сдавали по три-пять подводных лодок, а сейчас одну лодку в пять лет. Люди забыли об осторожности и утратили специальные навыки. К сожалению, мы утратили кадры и драгоценнейший опыт в этой области», — сказал Илларионов.