Современные требования к машинам и оборудованию
В
соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2011 года №
205 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской
Федерации от 15 сентября 2009 года № 753», с 1 мая 2011 года вступают в
силу изменения в перечни машин и оборудования, подлежащих обязательной
сертификации и декларированию соответствия.
В
частности, в перечень машин и оборудования, подлежащих обязательной
сертификации для подтверждения соответствия требованиям технического
регламента о безопасности машин и оборудования, включены новые разделы, в
том числе: автомобили грузовые; автопоезда, троллейбусы,
автоконтейнеровозы, шасси автобусов, мотоколяски, картинги и снегоходы;
тракторы сельскохозяйственные общего назначения; тракторы
сельскохозяйственные универсально-пропашные; тракторы промышленные;
машины для ухода за растениями; машины для животноводства; двигатели
тракторов и сельскохозяйственных машин; аппаратура газовая бытовая.
Отдельные
позиции, в том числе «Приводы для швейных машин», «Фрезы», «Резцы»,
«Фрезы насадные», исключены из перечня машин и оборудования, подлежащих
обязательной сертификации, и включены в перечень машин и оборудования,
подлежащих декларированию соответствия, утвержденный Постановлением №
753.
Следует
отметить, что вступивший в силу 25 сентября 2010 года технический
регламент о безопасности машин и оборудования и без того существенно
увеличил список машиностроительной продукции, подлежащей обязательной
сертификации, добавив ПО видов. Представители машиностроительных
предприятий восприняли данное нововведение весьма негативно. В
отраслевых интернет-форумах появились критические отзывы: «Очередная
штучка эффективных манагеров. Направлена на выкачивание денег из
производителей. В свое время кое-как избавились от повального
лицензирования всего и вся, теперь получили повальное сертифицирование
всего мыслимого и немыслимого». «Уже прошли сертификацию по этому
регламенту, сложностей не возникло. Это сугубо легальный отъем денег.
Любая фирма, занимающаяся сертификацией, за ваши деньги соберет все
необходимые документы и выдаст вам сертификат соответствия, разрешение
на применение и много других «нужных» бумаг».
Кроме
того, в принятом техническом регламенте отсутствует 9-я схема
сертификации. Таким образом, оформление соответствующих сертификатов
теперь требует проведения испытаний, что, с одной стороны, хорошо, а с
другой - сильно замедляет процесс выпуска документов.
Еще
одним отличием техрегламента о безопасности машин и оборудования стало
отсутствие конкретных требований к характеристикам продукции, а
регламент, как правило, содержит указание на необходимость обеспечения
безопасности.
В
ожидании этого регламента представители бизнеса предполагали, что все
обязательные требования будут указаны в одном документе и что будет
введена аналогичная международным документам единая форма контроля при
выпуске машин и оборудования, которая, в свою очередь, упростит
процедуру подтверждения безопасности продукции.
В
результате, несмотря на гармонизацию данного регламента с европейскими
нормативно-правовыми документами в сфере технического регулирования и
стремление повысить качество и безопасность машин и оборудования на всех
стадиях их жизненного цикла, процесс подтверждения соответствия проще
не стал. При всей имеющейся путанице неизменными остались ГОСТы из
Перечня документов в области стандартизации, содержащие правила и методы
исследований (испытаний) и измерений, а это значит, что альтернативы на
данный момент им так и не нашлось.
Вполне
возможно, что недостатки нового техрегламента будут учтены при
разработке технического регламента о безопасности машин и оборудования
Таможенного союза, в который входят Россия, Белоруссия и Казахстан. В
марте 2011 года проект данного документа уже поступил для оценки полноты
технического и юридического описания регулирующего действия в
Российский союз промышленников и предпринимателей. В случае принятия
указанного техрегламента комиссией Таможенного союза (а это должно
произойти в течение 2011 года) на территории Российской Федерации
прекратит действие ранее принятый технический регламент о безопасности
машин и оборудования РФ.
Журнал "ТехНадзор" № 4, апрель 2011 |