Зарег. на сайте Всего: 1232 Новых за месяц: 0 Новых за неделю: 0 Новых вчера: 0 Новых сегодня: 0 Из них Администраторов: 1 Модераторов: 1 Проверенных: 968 Обычных юзеров: 262 Из них Парней: 896 Девушек: 336
Довольно часто, особенно в торговых фирмах, можно наблюдать следующую
картину: в кабинете площадью не более 15 кв. м размещено от пяти до семи
рабочих мест с персональными компьютерами. В данной статье рассмотрим,
какие требования предъявляет законодательство к рабочим местам,
оборудованным персональными компьютерами.
Более 400 млн рублей потрачено в минувшем году в
Заполярном филиале ГМК на организацию бесплатной выдачи работникам
лечебно–профилактического питания (ЛПП) и молока. При этом основная
сумма расходов — более 300 млн рублей — пошла на финансирование
«директивного» ЛПП для обеспечения им более 8000 работников профессий и
должностей, связанных с особо вредными условиями труда.
1. Наниматель осуществляет периодически оценку
опасностей и рисков для безопасности труда и здоровья, возникающих от вредных и
опасных производственных факторов, принимает меры для их предотвращения или
уменьшения до минимального уровня. В оценке суммируется информация об имеющихся
на рабочем месте вредных и опасных производственных факторах, степени их
воздействия и риска для здоровья и безопасности работников. Оценка должна
пересматриваться при появлении нового источника опасности, прежде чем ей
подвергнется работники.
Для данной оценки риск - это вероятность того, что воздействие вредного
и опасного производственного фактора повлечет профзаболевание или
производственную травму.
2. Защитные меры осуществляются в следующем порядке:
устранение вредного и опасного производственного фактора, риска или их
минимизация путем применения безопасных методов и приемов работы;
Как научиться управлять рисками? Практика реализации учебных программ по оценке и управлению профессиональными рисками.
Р. Литвяков, региональный координатор программ МОТ по охране труда в России и странах СНГ, М. Байгереев, директор Восточно-Сибирского филиала "НИИ ТСС" Минздравсоцразвития России Людмила Чернова, Заместитель директора Восточно/Сибирского филиала НИИ труда и социального страхования Минздравсоцразвития России Анна Шеповалова, Директор АНО ”Учебно/методический центр НИИ труда и социального страхования”
Мы предлагаем Вашему вниманию полный авторский вариант публикации.
ДОКЛАД Управление рисками и профилактика в сфере охраны труда в новых условиях
1. Состояние условий труда работающих
Основой
любой модели экономики являются трудовые ресурсы. Поэтому при решении
задач, связанных с созданием инновационной экономики в России, возникают
серьезные вызовы, связанные с состоянием и сохранением человеческого
капитала. С 2007 года началось ежегодное сокращение численности
трудоспособного населе-ния. Согласно прогнозам, до 2030 года сокращение
трудоспособного населения превысит 13 млн. человек, при этом 80% этой
убыли придётся на период до 2020 года, в среднем на 1 млн. человек
ежегодно. В этой связи в сфере управления охраной труда основной
аспект необходимо сделать на устранение управляемых причин, связанных с
повышением смертности и за-болеваемости вследствие воздействия вредных
производственных факторов. В результате системной реализации
комплекса мер, предусмотренного 1-м этапом Концепции демографической
политики Российской Федерации на период до 2025 года, в це-лом удалось
сохранить тенденцию некоторого сокращения числа работников, погибших и
по-страдавших в результате несчастных случаев на производстве. Вместе
с тем, уровень производственного травматизма со смертельным исходом
нахо-дится на высоком уровне (5 чел. на 100 тыс. занятых) и существенно
превышает данный по-казатель развитых стран. При этом кажущаяся
благоприятной ситуация с динамикой снижения производствен-ного
травматизма не отражает реального положения в области охраны труда,
поскольку во многом обусловлена снижением численности занятых в ключевых
отраслях экономики. Так, за последние годы по данным Росстата
количество несчастных случаев на производстве со-кращается, но при этом
также сокращается численность занятых в отраслях экономики, на-блюдаемых
Росстатом.
Базовой ценностью в
современном обществе является возможность работать, зарабатывать на
полноценную жизнь, реализовывать с помощью трудовой деятельности
потенциальные возможности творческой личности и достигать при этом
желаемого социального статуса. Поэтому здоровье человека, его жизнь и
профессиональная способность к труду - это ключевые вопросы социальной
справедливости в любой стране, которые служат центральной установкой
страховой защиты работников от рисков профессионального труда. Снижение
уровня профессионального риска может быть достигнуто посредством
организации и осуществления мероприятий по безопасности, т.е.:
а) машины, станки и агрегаты должны проектироваться,
изготовляться и эксплуатироваться с учетом требований техники
безопасности, гигиены труда и эргономики, подвергаться контролю
качества, включая проверку безопасности оборудования и его сертификацию;
б) вещества, представляющие повышенную опасность,
если это возможно, заменяют на менее опасные, а при работе с опасными
веществами предусматривают меры безопасности (разрешение на
использование данного вещества, безопасная упаковка, четкая маркировка и
разработка инструкции по применению);
в) трудовой процесс организуют с учетом
медико-биологических требований и обоснований при соответствующем
профессиональном подборе и подготовке персонала.
Важнейшими функциями института обязательного
социального страхования от несчастных случаев на производстве и
профессиональной заболеваемости являются профилактическая, по
минимизации рисков и лечебно-реабилитационная - в тех случаях, когда
риск предотвратить не удалось и требуется обеспечить комплекс, зачастую
дорогостоящих, мер по скорейшему возвращению пострадавшему способностей к
труду.
Анализ формирования в России системы обязательного
социального страхования от несчастных случаев на производстве и
профессиональной заболеваемости свидетельствует о том, что на начальном
этапе ее становления (1999-2002 годы) удалось обеспечить в приемлемой
мере реализацию компенсационной функции. Что касается двух других,
превентивной и реабилитационной, то эту задачу предстоит решать в
ближайшей перспективе.
В этой связи следует отметить некоторые особенности
состояния дел в этой сфере в России. Например, в стране выявляется
крайне мало (в десятки раз меньше) профессиональных заболеваний по
сравнению с развитыми странами, где уровни профессионального риска ниже,
а системы управления безопасностью и гигиеной труда выгодно отличаются
по своей эффективности от соответствующих показателей и характеристик,
достигнутых в нашей стране. Например, уровень вновь выявляемых (новых)
случаев профессиональных заболеваний в таких странах, как Австрия, ФРГ,
Финляндия и США в 90-е годы составлял 30-60 случаев на 10 тыс. рабочих,
что в 30-50 раз больше, чем в России.
В Минрегионе состоялось Всероссийское совещание под
председательством заместителя министра регионального развития РФ
Анатолия Попова. Совещание дало старт общероссийской акции «Безопасный
лифт». Приглашение для участия в совещании было направлено в субъекты
Российской Федерации и в администрации крупных российских городов. Для
освещения работы совещания были приглашены представители федеральных и
специализированных СМИ.
Меры безопасности при эксплуатации холодильных
установок установлены в Постановлении Гостехнадзора от 9 июня 2003 года N
79 "Правила безопасности аммиачных холодильных установок", в ПОТ РМ
015-2000. Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации
фреоновых холодильных установок, утвержденные постановление Минтруда от
22.12. 00 г. № 92 и других нормативных документах. При обеспечении
безопасной эксплуатации холодильных установок наряду с указанными
Правилами следует руководствоваться также соответствующими требованиями
действующих Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов,
работающих под давлением, ГОСТов и других нормативных правовых актов,
содержащих нормативные требования к охране труда (с учетом особенностей и
специфики холодильных установок).
Требования действующих документов к организации
производственного контроля к системе управления промышленной
безопасностью анализирует директор по качеству независимого Центра
диагностики и экспертизы «Диагностика» Алексей Николаевич ГОРБАТОВ (г.
Магнитогорск).
Состояние законодательства о промышленной безопасности
Принятие в 1997 г.
Федерального закона «О промышленной безопасности опасных
производственных объектов» № 116-ФЗ положило начало системе правового
регулирования в области промышленной безопасности (ПБ). При его
разработке за основу были взяты такие международные документы, как
Директива ЕЭС о предотвращении крупных промышленных аварий, Конвенция
ООН о трансграничном воздействии промышленных аварий, использованы
методы правового регулирования, направленные на предотвращение аварий на
опасных объектах, принятые и апробированные в большинстве промышленно
развитых стран Европы и Америки.
Виталий Сергеев,директор ООО «СВ-Инжиниринг» (Тюмень)
Несогласованность
законодательных актов в последние несколько лет стала серьезной
проблемой в нашей стране. Руководствуясь конъюнктурными соображениями,
законодатели создают новые законы, которые зачастую входят в
противоречие со старыми, работающими и хорошо себя зарекомендовавшими.
Автор доказывает, что продуманный подход к вопросам
охраны труда может принести работодателю значительную экономическую выгоду, а
разработка документации для контроля мероприятий по охране труда поможет
избавиться от убытков.
Сегодня, в период глобальных изменений, особенно в
связи с переходом бюджетных учреждений в автономные, хотелось бы обратить
внимание на охрану труда, которая является одной из составляющих в системе
управления любого учреждения. Однако многие руководители в суете других
повседневных проблем откладывают вопросы безопасности работников "на
потом", до того момента, пока не пришел государственный инспектор по
охране труда, или, что еще хуже, до несчастного случая. Буквально за последние
год-два произошли перемены в трудовом законодательстве РФ, ужесточились
требования и контроль за их соблюдением со стороны надзорных органов,
изменилась государственная политика в области охраны труда.
Особое место в регламентации вопросов управления
охраной труда принадлежит принятому в 2007 г. ГОСТу 12.0.230-2007 "Система
стандартов безопасности труда системы управления охраной труда. Общие
требования". С его принятием и введением в действие во многих организациях
процессы управления охраной труда приобрели системный характер. Вопросам,
связанным с управлением охраной труда на муниципальном уровне, посвящена данная
статья.