Базовой
ценностью в современном обществе является возможность работать,
зарабатывать на полноценную жизнь, реализовывать с помощью трудовой
деятельности потенциальные возможности творческой личности и достигать
при этом желаемого социального статуса. Поэтому здоровье человека, его
жизнь и профессиональная способность к труду - это ключевые вопросы
социальной справедливости в любой стране, которые служат центральной
установкой страховой защиты работников от рисков профессионального
труда. Снижение уровня профессионального риска может быть достигнуто
посредством организации и осуществления мероприятий по безопасности,
т.е.:
а) машины, станки и агрегаты должны проектироваться,
изготовляться и эксплуатироваться с учетом требований техники
безопасности, гигиены труда и эргономики, подвергаться контролю
качества, включая проверку безопасности оборудования и его сертификацию;
б) вещества, представляющие повышенную опасность,
если это возможно, заменяют на менее опасные, а при работе с опасными
веществами предусматривают меры безопасности (разрешение на
использование данного вещества, безопасная упаковка, четкая маркировка и
разработка инструкции по применению);
в) трудовой процесс организуют с учетом
медико-биологических требований и обоснований при соответствующем
профессиональном подборе и подготовке персонала.
Важнейшими функциями института обязательного
социального страхования от несчастных случаев на производстве и
профессиональной заболеваемости являются профилактическая, по
минимизации рисков и лечебно-реабилитационная - в тех случаях, когда
риск предотвратить не удалось и требуется обеспечить комплекс, зачастую
дорогостоящих, мер по скорейшему возвращению пострадавшему способностей к
труду.
Анализ формирования в России системы обязательного
социального страхования от несчастных случаев на производстве и
профессиональной заболеваемости свидетельствует о том, что на начальном
этапе ее становления (1999-2002 годы) удалось обеспечить в приемлемой
мере реализацию компенсационной функции. Что касается двух других,
превентивной и реабилитационной, то эту задачу предстоит решать в
ближайшей перспективе.
В этой связи следует отметить некоторые особенности
состояния дел в этой сфере в России. Например, в стране выявляется
крайне мало (в десятки раз меньше) профессиональных заболеваний по
сравнению с развитыми странами, где уровни профессионального риска ниже,
а системы управления безопасностью и гигиеной труда выгодно отличаются
по своей эффективности от соответствующих показателей и характеристик,
достигнутых в нашей стране. Например, уровень вновь выявляемых (новых)
случаев профессиональных заболеваний в таких странах, как Австрия, ФРГ,
Финляндия и США в 90-е годы составлял 30-60 случаев на 10 тыс. рабочих,
что в 30-50 раз больше, чем в России.
Понятно, что проблема "недовыявляемости”
профессиональной заболеваемости в столь крупных масштабах
свидетельствует о том, что она может проявить себя внезапно, застать
"врасплох”, как трудно предсказуемый сход снежной лавины или ледника.
Поэтому специалистам и соответствующим организациям следует
предусмотреть меры по предупреждению нежелательных всплесков данного
явления, попытаться заблаговременно "взять процесс под контроль”.
Например, одной из особенно актуальных проблем
сегодня в мире стала проблема возрастания риска заболевания раком. В
настоящее время идентифицировано около 350 химических веществ,
являющихся канцерогенами, с которыми люди сталкиваются на работе. В
странах ЕС, в частности, около 16 млн. человек (или более 10 % всех
работающих) подвержены влиянию вредных факторов, включающих в том числе и
канцерогенные вещества. По этой причине ежегодно в развитых странах
выявляются тысячи и десятки тысяч случаев (например, около 20 тысяч
случаев в США) онкологических профессиональных заболеваний.
В России, где численность занятых в неблагоприятных
условиях труда значительно выше (около 30 % всех работающих), случаев
выявленных онкологических заболеваний с диагнозом "профессиональное”
считанные единицы.
Учитывая широкое применение значительного спектра
химических веществ, в том числе и на небольших предприятиях,
лабораториях и мастерских, представляется целесообразным определить
нормативный порядок ведения хозяйствующими субъектами реестров
использования токсичных веществ и особо вредных веществ.
С учетом международного опыта целесообразно создать
систему превентивных механизмов страховщика по снижению уровней
профессиональных рисков на основе следующих принципов и подходов:
- провести классификацию (по видам и уровням)
профессиональных рисков с позиции приемлемости и допустимости для
общества, государства и отдельных профессиональных групп работающих по
следующей схеме:
а) недопустимых ни при каких условиях;
б) допустимых только в ограниченные временные периоды в экстремальных ситуациях (спасатели, водолазы, пожарные и т.д.);
в) допустимых при наличии эффективных коллективных и
индивидуальных средств защиты, регулярного биологического мониторинга
состояния здоровья работающих и выполнения работодателями и работниками
необходимых регламентных мер защиты персонала (аварийные и ремонтные
работы на объектах повышенной опасности);
г) приемлемых при соблюдении правила и инструкций по
технике безопасности, гигиене труда и периодического мониторинга
состояния условий труда на рабочих местах и здоровья работающих;
- разработать методические основы комплексной
оценки профессионального риска по состоянию факторов производственной
среды, трудового процесса и медицинских признаков (ранних форм)
нарушения здоровья работающих, определить перечень типовых рабочих мест
по основным профессиональным группам с повышенным уровнем
профессионального риска (500-800 рабочих мест) и организовать на них
постоянный и долгосрочный мониторинг профессионального риска силами
федерального научного центра оценки профессионального риска (который
целесообразно создать) и крупных корпоративных центров медицины труда (в
качестве успешной работы подобного центра можно тиражировать опыт
ВАЗа);
- сформировать службу экспертов по
профессиональным рискам, обеспечивающих для страховщика оценку типовых
(и нетиповых) рисков и разработку рекомендаций по снижению уровней
рисков, оптимальному распределению степени их воздействия во времени
(прогнозные оценки наступления рисков) и в пространстве (учет при
проектировании технологических процессов, машин и оборудования и
размещении их на производственных площадках), передаче и конвертации
рисков контрагентам и специализированным организациям.
Что касается создания реабилитационных механизмов и
развитой медицинской и социальной инфраструктуры реабилитации, то для
этого целесообразно разработать соответствующую государственную
программу. Опыт развитых стран в этой сфере свидетельствует о
целесообразности применения комплексного подхода при создании
реабилитационных центров, в структуре которых можно было бы
предусмотреть единые комплексы по медицинской, социальной и
профессиональной реабилитации.
Учитывая значительный вес добывающих отраслей и
отраслей первичной переработки, высокую производственную специализацию
регионов страны, значительные территориальные масштабы и развитую
санаторно-курортную сеть (обладающую высоким реабилитационным
потенциалом и развитой лечебной инфраструктурой) можно предложить
регионально-кустовую модель формирования реабилитационных центров (около
10-15), оставляя за федеральным центром наиболее сложные медицинские
функции по диагностике и проведению уникальных операций.
Существенным резервом совершенствования института
обязательного социального страхования от несчастных случаев на
производстве и профессиональной заболеваемости является актуарное
оценивание данного института и выработка рекомендаций по улучшению
функционирования важнейших его компонентов. Первоочередной задачей при
этом выступают сбор статистических данных и проведение расчетов по
следующим направлениям:
- средний вероятностный возраст наступления
инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального
заболевания по их нозологиям и профессиональным группам работающих и
средний период нахождения на инвалидности;
- численность и средний размер компенсационных
выплат (включая пенсии) по инвалидности вследствие трудового увечья и
профессиональным заболеваниям, в том числе I, II и III группы, включая
семейное положение потерпевших, их пол и возраст;
- численность и средний размер пенсий по
случаю потери кормильца вследствие трудового увечья и профессионального
заболевания, включая индивидуальные данные по полу и возрасту, отдельно
для вдов, вдовцов, сирот и других иждивенцев, имеющих право на получение
пенсии по случаю потери кормильца;
- общий объем расходов на выплату пенсий по видам пенсий;
- объем расходов на реабилитацию по ее видам;
- объем расходов на проведение профилактических мероприятий по их видам.
Таким образом, для формирования эффективного
института обязательного социального страхования от несчастных случаев на
производстве и профессиональной заболеваемости требуется решить целый
комплекс проблем методического, страхового, лечебно-реабилитационного,
профилактического и диагностического характера.
Другими словами, требуется создание многопрофильного
института защиты, круг функций которого значительно шире круга функций,
которые выполняют другие институты страховой защиты (социального и
личного страхования). Однако большинство его механизмов (информационные,
финансовые и правовые), а также инфраструктура (медицинская,
реабилитационная и диагностическая) еще не созданы. Задачу по их
формированию необходимо решать в ближайшее время.
Для этого потребуется законодательное изменение
правового статуса страховщика, которым является Фонд социального
страхования Российской Федерации. Существующее нормативное определение
его статуса зауживает его роль и функции, сводит их в основном к
распределению и перераспределению финансов и ресурсов. Формирование
полноценного института страховой защиты от профессиональных рисков,
осуществляющего весь круг функций, позволит существенно улучшить
социальную защиту работников, что в конечном итоге является его
центральной задачей.
Еще одной крупной проблемой в системе управления
профессиональным риском является вопрос социальной защиты самозанятого
населения. Его общая численность составляет более
8,0 млн. человек и имеет ярко выраженную тенденцию к росту. Кроме данной
категории работников в систему обязательного социального страхования от
несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости не
включены и работники, выполняющие работу на основании
гражданско-правового договора, если за них не уплачены страховщику
страховые взносы.
Общая численность указанных категорий ориентировочно оценивается в России в пределах 12-13 млн. человек.
Одним из наиболее острых вопросов социальной защиты
самозанятого населения от профессиональных рисков является несчастные
случаи с тяжелым и летальным исходом (инвалидность, утрата кормильца), а
также оплата медицинской помощи и реабилитационных услуг.
Для решения этого сложного вопроса некоторые
зарубежные и отечественные ученые и специалисты предлагают разработать и
принять федеральный закон "Об обязательном социальном страховании
самозанятого населения”. С этой целью можно воспользоваться британским
историческим опытом создания провидентных страховых фондов.
Данный вид страхования предусматривает сочетание
обязательного характера страховых взносов с возможностями для
страхующегося лица выбора видов, условий и размеров будущих пособий,
медицинских и реабилитационных услуг, что делает его достаточно дешевым и
доступным для лиц с низкими и нерегулярными доходами. При этом в
систему обязательного страхования включаются только несчастные случаи с
тяжелым (инвалидным) исходом и сиротством, а также требующие проведения
медицинских операций.
Придание данному виду страхования статута социального
позволит освободить страховые взносы от подоходного налогообложения, а
провидентная форма будет являться привлекательной для застрахованных по
причине возврата им накопленных сумм по окончании страхового периода.
Актуальные проблемы совершенствования законодательства о
страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональной
заболеваемости/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2003. -№
37 (193)