Всего 30 секунд отделяли крупнейший пассажирский лайнер "Титаник" и
полторы тысяч пассажиров от спасения в апреле 1912 года. К такому выводу
пришли американские исследователи причин трагедии во главе с Сэмуэлем
Хэлперном.
В обнародованном местной печатью докладе "Причины гибели "Титаника":
Переоценка спустя столетие" указывается, что ровно полминуты дежуривший
на мостике дежурный первый офицер, 39-летний Уильям Мердок, не решался
изменить курс после предупреждения о появлении айсберга прямо по ходу
движения корабля. "Отданная сразу же после предупреждения команда могла
бы стать спасительной для "Титаника", - считают авторы доклада, как
передает ИТАР-ТАСС.
Это заключение сделано на основе свидетельств впередсмотрящего Фредерика
Флита и стоявшего за штурвалом Роберта Хиченса, а также покидавшего
пост моряка Альфреда Олливера.
Согласно же выводам комиссии по расследованию от 1912 года, айсберг был
замечен на расстоянии примерно 500 метров, и команда по изменению курса
последовала незамедлительно после трех ударов в колокол впередсмотрящего
- предупреждения о появлении впереди преграды - и его звонка по
телефону на капитанский мостик.
Именно эта версия принята в знаменитом фильме Джеймса Кэмерона "Титаник" (1997).
Однако последние исследования группы экспертов, как явствует из доклада,
свидетельствуют о том, что айсберг находился в момент предупреждения
почти в 700 метрах от корабля - почти в минуте хода до столкновения.
30-секундное промедление дежурного офицера стало роковым для лайнера.
"Если бы Мердок отреагировал на предупреждение хотя бы 15-ю секундами
ранее, трагедии удалось бы избежать", - отмечается в исследовании.
Согласно полученным недавно техническим данным, маневрирование корабля "Титаника" началось всего за 20 секунд до столкновения.
В то же время, как констатируют его авторы, "возлагать вину на первого
офицера нельзя - он был прав в том, чтобы попытаться оценить, сможет ли
лайнер сам миновать айсберг: ведь в случае поворота удар мог прийтись
дальше по корпусу".
Выяснилась также еще одна деталь из морской биографии Мэрдока. Он уже
оказывался в подобной ситуации в 1903 году на другом корабле Arabic,
который сумел избежать столкновения со встречным судном после того, как
офицер принял правильное решение не изменять курс.
http://www.newsru.com/world/06dec2011/safetysec.html
|