Управление стратегически важным комплексом
15 июля 2010 года
после прохождения всех необходимых стадий публичного обсуждения,
согласования с органами государственной власти и заинтересованными
организациями Президиумом Правительства РФ внесен на рассмотрение в
Государственную думу проект Федерального закона «Технический регламент
«О безопасности трубопроводов промысловых и магистральных для
транспортировки жидких и газообразных углеводородов».
Четкая
и внятная регламентация требований к магистральному трубопроводному
транспорту имеет ключевое значение для повышения эффективности
государственного нормативно-технического регулирования в области
безопасности магистральных трубопроводов и приведения практики
правоотношений в данной сфере в соответствие с международным
законодательством. Однако до недавних пор о ней можно было только
мечтать, поскольку досконально разобраться в предписаниях более 80
законодательных актов (а именно столько документов регулируют сегодня
вопросы строительства и безопасного функционирования трубопроводных
систем) способен далеко не каждый.
Понятно,
что в такой ситуации проект нового технического регламента
воспринимается специалистами организаций, деятельность которых связана с
магистральными трубопроводами, как способ упорядочить:
■
требования к магистральному трубопроводу на всех этапах его жизненного
цикла как к единому производственно-технологическому комплексу,
включающему в себя здания, строения, сооружения и оборудование и
предназначенному для обеспечения транспортировки, хранения и перевалки
на другой вид транспорта жидких или газообразных углеводородов;
■ правила идентификации магистрального трубопровода;
■
правила и формы оценки соответствия магистрального трубопровода
требованиям законопроекта. В частности, проектом технического регламента
«О безопасности трубопроводов промысловых и магистральных для
транспортировки жидких и газообразных углеводородов» предусмотрено
установление охранных зон безопасности, которые составят от 20 до 100
метров в зависимости от вида транспортируемого углеводорода на суше и
500 метров в морской акватории. В охранных зонах пролегающих по суше
трубопроводов нельзя строить жилые здания и здания с массовым
пребыванием людей, устраивать свалки и сбрасывать едкие коррозийные
вещества, организовывать склады горючих материалов, в том числе ГСМ,
проводить подводные или земельные работы, работы с ударными механизмами,
разводить огонь, несанкционированно подключаться к трубопроводам. Для
посторонних лиц устанавливается запрет огораживать и перегораживать
охранные зоны.
В
проекте документа также прописано, что линейная часть магистрального
трубопровода должна пролегать под землей, но в особых природных условиях
разрешается установка труб на сваях и опорах. При этом насосные,
перекачивающие и газораспределительные станции следует огораживать и
обеспечивать системами предупреждения об аварийных ситуациях.
Среди других обязательных требований к собственникам магистральных трубопроводов нужно отметить:
■ оснащение трубопроводов системами контроля и мониторинга;
■ проведение диагностики трубопроводов;
■
оборудование линейной части трубопроводов узлами пуска и приема
очистных, разделительных и диагностических устройств (с целью
предотвращения аварийных ситуаций и несанкционированных врезок);
■
оснащение трубопроводов, транспортирующих сжиженные углеводородные
газы, автоматической системой обнаружения утечек и средствами
дистанционного управления;
■
проведение диагностики линейной части трубопроводов, транспортирующих
СУГ, неразрушающими методами контроля не реже одного раза в два года.
Представители
Минэнерго, выступающие в качестве разработчиков ФЗ «Технический
регламент «О безопасности трубопроводов промысловых и магистральных для
транспортировки жидких и газообразных углеводородов», подчеркивают, что
действие техрегламента будет распространяться на магистральные
трубопроводы, строительство либо реконструкция которых начнется после
вступления документа в силу. Однако на деле в зону влияния регламента
рано или поздно попадут все магистрали РФ, поскольку «Газпром» и
«Транснефть» – крупнейшие собственники магистральных трубопроводов – в
настоящее время реализуют перманентную программу их реконструкции.
Согласование
документов о соответствии магистральных трубопроводов требованиям
нового технического регламента предполагается осуществлять в формах:
■
государственной экспертизы проектной документации в соответствии с
законодательством о градостроительной деятельности на этапе
проектирования;
■
приемки – на этапе ввода в эксплуатацию завершенного строительством
либо реконструкцией магистрального трубопровода, а также при его
расконсервации;
■
государственного контроля (надзора) – на этапах строительства,
реконструкции, эксплуатации, капитального ремонта, консервации,
ликвидации. Госконтроль соблюдения норм техрегламента планируется
возложить на Ростехнадзор.
Журнал ТехНАДЗОР № 9 (46), сентябрь 2010 www.tnadzor.ru |