Ростехнадзор
отчитался о проверке 23 из 24 заводов.
Ростехнадзор завершил проверку на 23 из 24 нефтеперерабатывающих заводов
России и зафиксировал на них 5,7 тыс. нарушений, рассказал «Известиям»
источник, близкий к ведомству. Часть компаний уже оспорили выписанные им
протоколы в суде, другие - устраняют нарушения. Эксперты успокаивают:
модернизация заводов идет, хотя и затянулась из-за кризиса.
Отчет
об итогах проверки уже направлен в правительство. Единственный завод,
который еще не включен в число проверенных - Сызранский НПЗ,
принадлежащий «Роснефти».
По
итогам проверок лидером по количеству нарушений может стать
«Новокуйбышевский НПЗ», входящий в «Роснефть». Ростехнадзор зафиксировал
на предприятии 689 нарушений. Почти столько же несоответствий
установленным нормам специалисты нашли на Омском НПЗ «Газпром нефти» -
668 нарушений. Массу нареканий вызвала работа еще одного завода
«Роснефти» - Куйбышевского НПЗ. Там нашли 568 несоответствий
требованиям. В «Роснефти» говорят, что нарушения на заводах
незначительные и будут устранены. В «Газпром нефти» не смогли
предоставить оперативный комментарий.
Несколько
раньше проверки завершились на заводе «Газпром нефтехим Салават», где
было обнаружено 491 отклонение от норм законодательства. В
«ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтезе» сотрудники Ростехнадзора нашли 501
нарушение. Остальные НПЗ получили гораздо меньше претензий контрольного
ведомства.
По
итогам проверок Ростехнадзор выдал 23 предписания и составил 384
протокола об административных нарушениях. Некоторые компании с выводами
чиновников не согласились и обратились в суд. Так, сейчас
рассматриваются иски к Ростехнадзору «Уфанефтехима» и
«Киришинефтеоргсинтеза», которые оспорили выданные им предписания и
протоколы. А гендиректор «Новоойла» смог через суд добиться отмены
дисквалификации. Не стали опротестовывать решения Ростехнадзора
«Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть» и «Татнефть».
Основные
претензии Ростехнадзора связаны с нарушениями требований промышленной
безопасности и использованием устаревшего оборудования. Возраст техники
порой превышает 40 лет. Так «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез» использует
изношенные на 100 % резервуары, на «РН-Туапсинский НПЗ» работают с
полностью изношенные печи, установили проверяющие.
- Со времен Советского союза основная часть оборудования не менялась, - говорит аналитик «БКС» Андрей Полищук,
- глубина переработки как была 70%, так и осталась.
Крупные
НПЗ сейчас ничем не отличаются от мини-заводов, считают в
Ростехнадзоре, - несмотря на то, что большие предприятия имеют
финансовую возможность для модернизации, они, так же как и малые,
предпочитают не уделять слишком большого внимания промбезопасности. О
чем Ростехнадзор не преминул пожаловаться в правительство. Однако в
ближайшее время на российских НПЗ должны реконструировать или построить
72 установки неглубокой переработки нефти для повышения качество
моторного топлива. Планируется также поставить 22 новых установки
глубокой переработки углеводородного сырья.
Беспокойство
Ростехнадзора вызывает также то, что компании не отправляют на
госэкспертизу проекты реконструкции и строительства. Да и в целом
модернизация проходит «однобоко»: обновления приведут не к повышению
уровня безопасности заводов в целом, а к увеличению объемов выпуска
продукции — меняются насосы, теплообменники. Претензии зачастую
предъявляются не к основному оборудованию, которое задействовано в
переработке нефти в различные продукты, говорит ведущий эксперт УК
«Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. А вот к сопутствующему оборудованию
отношение порой пренебрежительное, хотя плановый ремонт все-таки
проводят.
-
Многие виды оборудования больше не выпускаются, покупать нужно
совершенно новое, скорее всего, приходится останавливать или сокращать
производства, – говорит аналитик. - Переработка - основной бизнес
компаний, который приносит деньги. Если происходит сбой, то завод
начинает выпускать некачественный продукт, который рынком однозначно
сразу будет отторгнут. Грубо говоря, люди пойдут на другие заправки.
Однако
говорить о том, что компании не занимаются модернизацией эксперты не
спешат. «Государство само их стимулирует на новые виды бензинов, которые
появляются раз в два-три года, - считает Баранов. - Не дает стоять на
месте и конкуренция за потребителя».
-
У многих крупных компаний, в том числе «Роснефти», «ЛУКОЙЛа»,
запланировано выделение около 2 млрд руб на модернизацию, - напоминает
эксперт.
Модернизация
НПЗ должна была завершиться с переходом на Евро-4, но в кризис компании
не вкладывали в переработку. В конце апреля разразился «бензиновый
кризис». Дефицит топлива почувствовали сначала в Алтайском крае, но уже
через несколько дней перебои начались на АЗС многих других регионов,
включая московский. Одной из причин топливного дефицита посчитали
недостаточную модернизацию заводов. И в середине июня правительство
поручило Ростехнадзору провести проверку всех НПЗ.