Среда, 25.12.2024, 00:00
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Справочник Профессионала - Directory of professional  16+

Категории раздела
Продукция с доставкой и наши услуги [0]
описание поставляемых товаров и услуг
Маркетинг, реклама, продажи [60]
Управление предприятием и кадровое дело [50]
Охрана труда [575]
Пожарная безопасность [41]
Промышленная безопасность [12]
Экологическая безопасность предприятия [2]
Строительство и технологии [7]
Государственный и муниципальный заказ [3]
Недвижимость [4]
Стандарты и регламенты [92]
Аварии и катастрофы [423]
Здравоохранение [1]
Образование [8]
Бухучет и налогообложение [2]
Увлечения [8]
Немного о разном [181]
Информация, Пресс-релизы и другое [32]
Пресс-релиз — сообщение для прессы — информационное сообщение, содержащее в себе новость об организации (возможно и частном лице), выпустившей пресс-релиз, изложение её позиции по какому-либо вопросу и передаваемое для публикации в СМИ. Чтобы добавить свой пресс-релиз используйте форму обратной связи.
История о людях [5]
НАШ ОПРОС
Просим Вас указать Вашу принадлежность к той или иной группе:
Всего ответов: 4882
Статистика
 
Рейтинг@Mail.ru
 
 
 
 

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
Зарег. на сайте
Всего: 1232
Новых за месяц: 0
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0
Из них
Администраторов: 1
Модераторов: 1
Проверенных: 968
Обычных юзеров: 262
Из них
Парней: 896
Девушек: 336
TwitPic
СЕЙЧАС читают:
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Аварии и катастрофы

Тайна погибшей подлодки

Тайна погибшей подлодки

Как спустя многие годы матери советского матроса был вручен орден за подвиг сына

За двадцать два года до потрясшей весь мир гибели «Курска» в Тихом океане погибла до сих пор мало кому известная (в силу былой засекреченности) ракетная подводная лодка К-129. Но история эта самым неожиданным образом продолжилась в наши дни в казахстанском селе Журавлевка.

У казачки Ольги Харитоновны Носачевой была возможность похоронить сына-моряка близ родной станицы. Но система не позволила ей и остальным пяти матерям, останки сыновей которых были извлечены американцами из носового отсека К-129, возможности сделать это.

Американская сторона обратилась к руководству СССР с предложением забрать тела своих подводников. Ответ поразил даже их, отнюдь не склонных к сантиментам американских вояк: «Все наши подводные лодки находятся в своих базах. Это не наши моряки». Кто-кто, а американцы точно знали, что это советские подводники, которых они нашли в торпедном отсеке, поднятом с немыслимой глубины в пять километров вместе с носовой частью злосчастной К-129 судном «Гломар Челленджер», построенным в 1974 году.

Из мрака иного мира «вернулись» шесть человек из экипажа в девяносто девять душ, навсегда оставшихся в саркофаге прочного корпуса подлодки.

У некоторых их них сохранились документы. Так по клочку комсомольского билета удалось установить, что он принадлежал старшему торпедисту матросу Валентину Григорьевичу Носачеву (на фото), 1947 года рождения.

И Носачева, и всех остальных его сотоварищей по носовому отсеку, американцы под покровом ночи снова отправили в морскую пучину, уложив найденные тела в общий железный гроб-контейнер.

А перед опусканием его в море провели погребальный ритуал по христианскому обряду, сыграв после речи пастора гимны США и СССР. Матери же Валентина Носачева Ольге Харитоновне пришла не обычная воинская «похоронка», а гражданское «Свидетельство о смерти», выданное ЗАГСом города Вилючинска, о том, что ее сын «признан умершим 8 марта 1968 года». Не погиб при исполнении служебных обязанностей, что давало бы Ольге Харитоновне, как, впрочем, и всем другим матерям и женам погибших подводников некоторые льготы, а именно «признан умершим», как бы от внезапного сердечного приступа. Но и на том спасибо. Ведь могли бы и в «пропавшие без вести» записать. А это уж совсем худо…

В тот черный – 1968-й – год Ольга и Григорий Носачевы проводили на флот и второго сына – Женю. Попал он туда же, где служил и старший брат – на Камчатку. Родительским тревогам и переживаниям не было меры. Но младший был непреклонен: «Отслужу за Вальку и вернусь!» И честно по-казачьи отслужил и, слава Богу, вернулся живым и здоровым.

А Валентин подал о себе весть в 1992 году со страниц газеты «Известия»: в тот год директор ЦРУ Роберт Гейтс передал президенту России Борису Ельцину видеозапись похорон советских подводников.

Рынду же (корабельный колокол) с К-129, кое-какие личные вещи погибших посол США в Москве Тум вручил генерал-полковнику Волкогонову. Вот краткая выдержка из программы той встречи, состоявшейся в ноябре 1993 года:

«Мэтт Бриза из Госдепартамента США ставит колокол на стол председателя.

Волкогонов: «Уверен, что мы найдем для него место в музее. Это очень важная реликвия и я глубоко признателен вам за этот подарок. Мы расскажем об этом родным погибших»

Увы, генерал Волкогонов вскоре почил, а куда девался колокол - до сих пор никому из моряков не известно.

Но главное, американцы уточнили координаты навечно легшей на океаническое дно К-129: широта 18° 29' сев., долгота 157°34' зап. в 90 милях к юго-западу от Гавайских островов. Эх, где Гавайи, а где станица Журавлевка во глубине казахских степей…

Среди прочих вещей, извлеченных американскими спецслужбами, был и заряженный фотоаппарат, пролежавший на глубине свыше шести лет. Разведчики, конечно же проявили пленку. Но из 36 кадров уцелел только один: портрет неизвестного матроса. Газета «Известия» опубликовали эту фотографию на первой полосе под шапкой: «Кто вернет имя матросу?». Имя матросу вернула его мать – Ольга Харитоновна Носачева. Она узнала сына. Так произошла их невероятная встреча, спустя четверть века после его гибели.

В 1993 году правительство России наградило всех членов экипажа К-129 орденом Мужества (посмертно). Но до Ольги Харитоновны эта награда не дошла. К тому времени она уже жила за границей России – в республике Казахстан. Никто из чиновников ни с той, ни с другой стороны не проявил ни малейшего усилия, чтобы орден был вручен матери матроса, погибшего за некогда общую для них, для всех нас Родину.

Тогда за дело взялись бывшие офицеры-тихоокеанцы: с российской стороны капитан 3 ранга запаса Сергей Николаевич Тихомиров, с казахстанской – капитан 3 ранга Марат Гумарович Сердалиев. Они писали ходатайства в самые разные ведомства: от министерства обороны до МИДа. Вода точит камень, а чернила – чиновное бездушие. Благо Тихомиров юрист по своей второй – сухопутной жизни. Он прослеживал путь каждого письма, отмечая даты получения и номера входящей и исходящей корреспонденции. Марат Сердалиев со своей стороны будоражил казахстанских чиновников, приходил в кабинеты больших начальников и рассказывал о горькой и необыкновенной судьбе К-129-й. Сердалиева хорошо знали в Астане, он много времени и сил отдает воспитанию юных моряков Казахстана, ветеранскому движению. Не прошло и семнадцати лет, как усилия бывших флотских офицеров, наконец, увенчались успехом.

Машина российского посла в Казахстане добралась в степную глубинку и остановилась в Журавлевке возле избы Ольги Харитоновны.

Орден за сына вручали ей под блицы фотокамер. А ей в свои восемьдесят два года трудно было сдержать слезы. Что ей орден? Главное, ее первенца, ее Валю все еще помнят и чтят.

В этой недоговоренной и все еще загадочной истории (до сих пор неизвестна причина гибели К-129) можно было бы поставить еще одну точку. И точкой это могло быть награждение моряка из Астаны. Ведь по большому счету, учитывая все, что Марат Сердалиев делает в Казахстане для России, он тоже заслуживает ордена с весьма точным названием «Дружбы народов». Вот только кто представит его к этой награде?

Наша справка:

Советский подводный ракетоносец К-129 был обнаружен спустя несколько месяцев после гибели американским океанографом "Мизаром". Место гибели было уточнено с помощью гидрофона стационарной системы слежения за подводными лодками. Звук раздавленного глубиной прочного корпуса напоминал треск расколотого ореха. По американской версии на К-129 взорвалась аккумуляторная батарея, наши же специалисты утверждают, что советский ракетоносец протаранила американская атомарина "Суордфиш", когда тот шел на перископной глубине, запустив дизели на зарядку той самой аккумуляторной батареи.


Николай Черкашин
22.09.2010 | 14:09
Специально для Столетия



Источник: http://www.stoletie.ru/print.php?ID=63462
Категория: Аварии и катастрофы | Добавил: otipb (20.02.2011) | Автор: otipb W
Просмотров: 1406 | Комментарии: 1 | Теги: поводная лодка, лодка, К-129 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
22.06.2012
1. Pia   [Материал]
These topics are so confusing but this hlpeed me get the job done.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту

2

Новое в блогах