Термин «спонсорство» происходит от английского
sponsor, что в переводе означает "плательщик, финансист”, реже -шефство.
Сегодня термин «спонсорство» часто используется как синоним понятия
меценатства, но это не так. Меценат бескорыстен, а спонсор преследует
определенные цели.
Корни спонсорства – очень давние. Еще лет пятьсот назад на католическом
Западе появилось такое явление, как донаторство. Донаторы оплачивали
производство произведений искусства для храмов или жертвовали в храм
самостоятельно заказанные картины. За это они включались в сюжеты.
Первоначально включение донаторов в сюжеты осуществлялось очень
сдержанно. Но в последующем, как обычно, хамство преступило все рамки
дозволенного. В 1526-м году Гансом Гольбейном младшим была написана
картина «Мадонна бургомистра Майера». В картине Мадонну с младенцем
окружают аж шесть членов майеровского семейства, обступая ее настолько
плотно, что переключают все внимание зрителей на себя.
Сейчас спонсоринг очень популярен и в России. Когда Питер готовился к
празднованию трехсотлетнего юбилея, необходимо было провести очень
большой объем реставрационно-восстановительных работ. Денег, как всегда
не было. Обратились за помощью к бизнесменам, пообещав им таблички на
отреставрированных зданиях с пояснением, на деньги какой конторы это
отреставрировано.
С организационно-юридической точки зрения спонсорство можно
рассматривать как систему взаимовыгодных договорных отношений между
спонсором и субсидируемой стороной (реципиентом), общей целью которой
является достижение коммуникационно-маркетинговых целей спонсора.
Характер этих отношений четко регламентирован и основывается на принципе
исполнения взятых на себя обязательств каждой из сторон.
В большинстве случаев эти обязательства закрепляются в заключаемых
договорах. Так, например, спонсор берет обязательства предоставить в
распоряжение субсидируемой стороны деньги или другие предпринимательские
ресурсы (свои товары, услуги, сырье). Т.е. спонсор предоставляет деньги
или свою продукцию, а спонсируемый обязуется предпринимать действия,
которые должны непосредственно или косвенно способствовать достижению
маркетинговых целей спонсора.
Совокупность привилегий, получаемых спонсором, называется спонсорским пакетом.
Если сравнить рекламу и спонсорство не с точки зрения используемых
методов, а, например, с правовой, то спонсорство ранее имело весомое
преимущество: спонсорство не подвергалось столь жесткому регулированию
как реклама и служило хорошим средством мягкого обхода законов. Это
свойство спонсорства не раз выручало рекламщиков. Например, после гибели
Влада Листьева 1-го марта 1995 года на рекламу на ОРТ был объявлен
мораторий. Как канал вышел из положения? Рекламодателей стали называть
спонсорами. А по сути, информация, которая звучала с экрана, от рекламы
ничем не отличалась. Поменялось только имя.
Сегодня законом о рекламе спонсорство приравнено к рекламе. Тем не
менее, традиции остались. Спонсорство является хорошим средством рекламы
для спиртных напитков и табака, реклама которых жестко ограничена
законом. Вот пожалуйста пример – спонсором одной из новогодней ночи на
ОРТ стала перцовая настойка "Немиров”. Чем не реклама? Реклама. Только
называется по-другому.
Е.В. Ромат, Реклама: История, Теория, Практика
Источник: http://otipb.ucoz.ru/publ/53 |