Должностные обязанности PR-менеджера весьма широки, а порой
даже непредсказуемы. Но основа основ такова: специалист по связям с
общественностью обязан писать емкие и интересные пресс-релизы, новости,
представлять их вниманию целевой аудитории.
В печать нельзя пропустить! В печать, нельзя пропустить!
В общем, это классика жанра, и она, по большому счету, идеальна. То
есть у пиарщика всегда есть факты, данные, четкие информационные поводы,
о которых он может написать. А СМИ испытывают нешуточный интерес к
компании или персоне, над продвижением которой работает PR-менеджер.
Например, это могут быть крупные компании (нефтяные предприятия,
агентства недвижимости, банки), являющиеся лидерами рынка. Либо это
может быть звезда шоу-бизнеса, деятель искусства, политик и так далее.
Все бы ничего, но не стоит забывать и о тех пиарщиках, которые
занимаются позиционированием менее известных компаний и людей. Как
правило, количество информационных поводов в этом случае минимальное, а
новостей (реальных) практически нет. Нередко в такой ситуации пиарщику
ничего не остается, кроме как прибегнуть к написанию рекламной статьи.
Рекламная статья помогает убить двух зайцев: привлечь внимание к
проблеме, рассказать о ее решении. Но какой бы рекламной ни была статья,
откровенной похвальбой товара или услуги она быть не должна (особенно
если речь идет о публикации на некоммерческой основе). Как же сделать
рекламную статью достойной внимания читателей и, конечно, одобренной
редактором того или иного издания? Попробуем разобраться.
Какой материал можно назвать рекламным, а какой информационным —
вопрос деликатный. Автору данного текста доводилось встречаться с
абсолютно противоположными мнениями в отношении одной и той же статьи.
Редакторы одних изданий считали статью информационной или, в крайнем
случае, квинтэссенцией рекламы и практики. Редакторы других СМИ никакого
вердикта, кроме как «рекламная статья, мы ее не возьмем» вынести не
хотели. Фактически, сколько людей - столько и мнений. Казалось бы, что
под рекламной статьей можно понимать материал, в котором неоднократно
упоминается название компании и ее продуктов, услуг, но это не совсем
так. Порой статья, в которой вообще нет никаких упоминаний об объекте
продвижения, признается рекламной. Почему это происходит?
Навязчивость
В материале чересчур навязчиво фигурирует одна точка зрения.
Пример: «Только использование продукта, изготовленного по таким
технологиям, может привести к ощутимым результатам. В противном случае
все остальное бессмысленно. Подумайте сами: зачем вам это? Ведь есть
технологии по-настоящему прогрессивные».
Данная выдержка приведена не из какой-то конкретной статьи, а
придумана произвольно. Как мы видим, можно хоть три станицы написать в
таком ключе, не употребляя вообще названия компании. И, все-таки, статья
явно отдает рекламой, и читать ее рано или поздно надоест. Уместно
спросить, а какие собственно цели преследует компания, предлагая такую
статью редактору издания? Ведь в ней нет каких-то конкретных упоминаний о
продукте. Цель: сформировать у читателей убеждение, что только такая
технология хороша. Дальше - дело наживное. Если статья «выстрелит», то
читатель (он же потенциальный клиент) непременно обратиться к Интернету,
чтобы отыскать более подробную информацию о технологии, которая
озвучена в статье. Если компания дальновидная, то она преподнесет статью
так, чтобы по некоторым ключевым запросам из нее находиться на первых
местах в поисковых системах. Соответственно, потенциальный заказчик
найдет сайт компании без особого труда и, если его устроит порядок цен
на продукцию и условия, почти наверняка обратится в компанию. Это,
конечно, идеальный сценарий, но он достаточно распространенный.
Начало хорошее...
Статья начинается за здравие, а кончается за упокой. Автор сначала
пишет объективно о чем-то, потом делает явную переадресацию в ту
плоскость, которая интересна ему.
Пример: «Конечно, морской отдых ценится многими людьми. Он прибавляет
сил, наполняет нас жизненной энергией, поднимает настроение. Сколько
сказано, сколько спето о морских путешествиях, о дальних странах. Но
отдых в горах не заменит ничто, он самый лучший, без него нельзя. Вот,
например, курорт «Х» - сказка, диво, прелесть».
Пример, опять же, выдуманный. Из него видно, что автор сначала начал
рассказывать о морском отдыхе, вел повествование торжественно, но
ненавязчиво - даже стало появляться ощущение свежести, но вдруг
откуда-то взялись горы. То есть по какой-то причине началась работа на
противопоставление. Этот вариант почти наверняка редакция отвергнет.
Во-первых, если речь идет об издании, которое посвящено туризму, то
зачем же оно будет портить отношения с компаниями, которые ориентированы
на продажу туров на море? Пиарщику нужно помнить, что он имеет дело не
просто с мастерами слова, коими являются редакторы, но с людьми, которые
зависимы от множества деловых связей. Если уж очень хочется сработать
на эффекте противопоставления, то нужно провести опрос туристов,
привести конкретные статистические данные иначе это просто «пустышка», а
не материал.
Одно и то же
В материал, условно говоря, пытаются добавить эффект двадцать пятого
кадра. То есть разными словами рассказывают про одно и то же, чтобы
закрепить мысль в умах читателей.
Пример: «Применение программных средств очень актуально. Это
необходимо, жизненно важно. Программные средства полезны в работе, они
влияют на оперативность в принятии решений. С их помощью специалист
может быстро решить, как действовать дальше, что предпринять.
Программные средства эффективны, потому что они способствуют
упорядочению работы».
Так, мы видим, что все пять предложений дублируют друг друга: их можно
переставлять местами, выкидывать и так далее. При богатом словарном
запасе пиарщик может написать целый «трактат» подобного рода. Редакции и
читателям такой материал просто не нужен. Во-первых, многих людей
несколько раздражает, что одно и то же им повторяют несколько раз.
Во-вторых, в этом случае получается тройной эффект: «одно и то же»,
«начало хорошее», «навязчивость». Вроде бы ждешь, что после первого
предложения начнется вменяемый и интересный рассказ по заданной теме, но
его не происходит. А уже после второго предложения понимаешь, что тебе
что-то «впаривают». Это никому не нравится.
Итак, выше приведено несколько основных, крайне дурных признаков
рекламной статьи. В защиту PR-менеджера можно сказать только, что
нередко он действует так нелепо по указке начальства. Очень часто люди,
стоящие во главе компании, непременно хотят сказать что-то мотивирующее
клиента на покупку, но получается это неудачно. Причем, стоит заметить,
что приведенные выше примеры не так уж катастрофически плохи. Чаще
никакой завуалированной подачи не делается вовсе, а без стеснения и
напрямую пишется что-то типа: «Налетай, торопись, покупай живопись!»
Но рекламная статья как PR-материал никуда не денется. Сделать ее
читаемой, привлекательной и не второсортной вполне возможно. Что для
этого нужно?
Уверенность
Если автор статьи уверен, что те товары или услуги, которые компания
предлагает клиентам, действительно уникальны и эффективны, то нужно
смело писать статью так, чтобы и читатель был в этом уверен. Например,
можно выпустить материал под заголовком: «Как выбрать товар «Х». В нем
следует поэтапно описать, куда нужно сначала пойти, прежде чем совершить
покупку, на что обратить внимание, чего опасаться, чьим рекомендациям
доверять.
Пример: «Если вы задумались о приобретении товара «Х», то следует
ознакомиться с отзывами покупателей в Интернете, узнать мнение клиентов.
Стоит обратиться в компанию и поинтересоваться, на каких условиях
осуществляется продажа. Как правило, многие организации умалчивают о
некоторых нюансах. Компания, которая работает честно, не станет этого
делать».
Следовательно, если пиарщик представляет эту самую честную компанию, о
которой покупатели оставляют множество положительных отзывов, то таким
образом он может обратить на себя внимание. При грамотном написании и
построении статьи читатель заинтересуется темой и, если компания,
действительно, лидер в заявленном сегменте, то клиента она сможет
заполучить.
Если же пиарщик не уверен в качестве продукта или услуги, о которых
нужно писать статью, то здесь он должен сам проанализировать положение
дел и найти из общей массы качественных характеристик нечто
положительное. Например, какой-то товар не износостойкий, зато
недорогой. Какая-то услуга слишком скудная, зато оперативная и так
далее. Подчёркивать негатив, конечно, не стоит, но и вводить читателя в
заблуждение не к чему. Лучше не писать о том, чего нет на самом деле.
Если руководство настаивает, то нужно объяснить, что чёрное никогда не
станет белым и наоборот. Лживой и навязчивой статьёй никакого
благостного эффекта добиться в любом случае не удастся. В том случае,
если компания просто непросто не лидер в своём сегменте, то можно
преподнести её как достойного и прогрессивного последователя. Либо нужно
обратить внимание на какие-то инновационные, по-хорошему уникальные
моменты работы компании. Пусть она не лидер, зато она индивидуальность.
Это, кстати, иногда даже ценится больше.
Реальные аргументы
В том случае, если автор материала обладает четкой аргументацией,
которая может убедить читателя, то нужно ее применить. К примеру,
возможно написать материал в ключе: «Почему нужно воспользоваться
услугами профессионалов». Здесь можно также не упоминать названия
компании. Эта тема, по сути, универсальна. Допустим, можно рассказать, в
чем плюсы и минусы самостоятельного написания текстов для сайтов или
почему косметический ремонт не стоит делать собственными силами и так
далее. Конечно, не стоит забывать об объективности суждений.
Чужие... слова
Будет нелишним заручиться и отзывами клиентов. В материале очень
уместно употребить цитату заказчика, которая свидетельствует о высоком
качестве исполнения поставленных перед компанией задач. То есть в этом
случае о качестве работы компании говорят другие люди, что называется,
незаинтересованные. Это формирует положительное впечатление о материале.
Здесь, конечно, можно возразить по поводу достоверности образа и это
будет правильно. Чтобы развеять сомнения читателей, нужно приводить
цитату конкретного человека, из определённой компании (если это
возможно). В этом случае, нужно указать и должность, и название
компании, и ФИО. Если же потребитель - лицо частное (просто Иван
Иванов), то ту ничего не поделать. Придётся рисковать. Паспортные данные
человек, конечно, не даст. Спасёт только объективность и максимальная
детализация. Например, если речь идёт о магазине, то следует указать, в
каком именно филиале он был, что купил, кто его обслуживал, что
понравилось. Не будем скрывать, что при должном навыке и умениях и это
не будет проблемой для пиарщика, но тут уж, действительно, ничего не
поделаешь.
Между прочим
Стилистика, жанр и формат рекламной статьи в каждом отдельно взятом
случае должны быть разными. Всё зависит от издания, в которое
pr-менеджер планирует подать материал. Какие-то издания положительно
воспринимают иронию, какие-то наотрез отказываются от неё. Для кого-то
отзыв клиента - аргумент, для кого-то пустой звук. Универсальных советов
тут быть не может. Многое зависит от характера и предпочтений самого
редактора, который будет рассматривать статью и принимать решение о её
публикации. Стоит упомянуть о том, что рекламную статью неплохо
«разбавить» иллюстрациями. Например, если в статье речь идёт о каком-то
программном решении, то стоит добавить его скриншоты (снимки интерфейса
программы, например). Если автор рассказывает о мероприятии, то можно
представить редактору фотоотчёт о его подготовке, например. И, конечно,
не стоит забывать об оформлении. Статья должна легко восприниматься,
содержать заманчивый заголовок или подзаголовок, быть чётко
структурированной.
В общем-то, последние три примера можно и не относить напрямую к
понятию «рекламная статья». Это словосочетание можно понимать очень
широко. Для кого-то реклама - это упоминание бренда, для кого-то даже
малейший отголосок о деятельности компании - преступление. Вся беда в
том, что многие руководители и пиарщики убеждены, что слова отвлеченные и
носящие лишь рекомендательный характер - пустой звук. Именно поэтому
все, кому не лень, пытаются бесцеремонно и грубо «впихнуть» в материал
рекламное описание продукта, даже не пытаясь рассказать о его
практической пользе и о том, что реально он может принести. Хорошего в
этом мало.
В рекламной статье должно оставаться такое понятие как: «между
прочим», а не «только так». Важно, чтобы читатели и редакторы видели,
что перед ними представлен материал не «зазывалы», а компании, которая в
своей области добилась успеха или, во всяком случае, потенциально
добьется его и знает, о чем говорит.