Ю.Г. Шеин, д-р техн. наук, ген. Директор (НАНИО «ЦС ГШО ИГД»)
Россия
одна из крупнейших мировых горнодобывающих держав, где на поверхности
и, конечно, под землей работает множество различных машин и комплексов
оборудования. Их показатели безопасности — безусловно, важнейший фактор,
который до настоящего времени определял возможность их применения на
опасных производственных объектах.
При
рассмотрении постановлений Правительства Российской Федерации от 15
сентября 2009 г. № 753 и от 1 декабря 2009 г. № 982, а также оценке
реальных шансов на их обязательное и своевременное исполнение возникают
сложные вопросы. Они относятся как к единому перечню продукции,
подлежащей обязательной сертификации, так и процедуре подтверждения
соответствия.
Рассмотрим,
например, горно-шахтное оборудование и инструмент горнодобывающий.
Создается впечатление, что номенклатура продукции и оборудования выбрана
случайно: в ней не прослеживается логики в части показателей
безопасности машин в зависимости от условий их применения. Вот несколько
примеров.
1.
В подземных очистных забоях работают как комбайны очистные, так и не
вошедшие в перечень установки струговые (преимущественно для отработки
опасных тонких пластов мощностью 0,7 м и больше). Указанные машины в
равной степени создают опасность для жизни и здоровья людей. Кроме того,
установки струговые приводятся в действие цепями круглозвенными
высокопрочными для горного оборудования, которые входят в перечень (п.12
Перечня машин и оборудования, подлежащих обязательной сертификации).
2.
Вскрышные и очистные работы (п.7 Перечня машин и оборудования,
подлежащих обязательной сертификации) осуществляются не вошедшими в
перечень экскаваторами одноковшовыми вместимостью ковша 4 м3 и
более, а также вошедшими в перечень многоковшовыми экскаваторами (п.63
Перечня машин и оборудования, подлежащих обязательной сертификации),
которые работают в одинаковых горно-геологических условиях.
3.
В раздел «Оборудование стволовых подъемов и шахтного транспорта» (п.9
Перечня машин и оборудования, подлежащих обязательной сертификации) не
включены машины шахтные подъемные, клети (в них может размещаться 80
чел. и более), парашюты и другое оборудование, доставляющее людей в
подземные выработки. Вместе с тем канаты стальные 1 входят в перечень. В
этом же разделе отсутствуют подземный состав подвижной и машины для
перевозки людей, в том числе вагонетки для перевозки по горизонтальным и
наклонным выработкам. Нет также оборудования для проходки стволов,
включая стволы слепые и восстающие выработки. Это оборудование
применяется при строительстве как шахт и рудников, так и метрополитена.
4.
В Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации
входят ленты конвейерные резинотканевые для горно-шахтного оборудования,
но отсутствуют аналогичные ленты конвейерные, армированные
металлическим тросом, которые составляют половину всех лент (их число на
шахтах России в 2009 г., по данным ФГУП ВГСУ, составляло свыше миллиона
метров). Для допуска в подземные выработки оба типа лент в равной
степени и в полном объеме испытываются в аккредитованных лабораториях по
показателям безопасности.
Существуют
также неясности относительно обязательного выполнения технического
регламента о безопасности машин и оборудования, который вступает в силу в
сентябре 2010 г. Очевидно, что оценка компетентности органов по
сертификации и испытательных лабораторий в рамках их аккредитации на
право подтверждения соответствия продукции данному регламенту должна
быть проведена до указанной даты. Но это сложно осуществить ввиду того,
что опубликованная доказательная база этого регламента не содержит ни
одного документа в области промышленной безопасности. Это принципиально
важно в части горного оборудования, для которого в настоящее время
неукоснительно действуют правила безопасности, руководящие документы и
нормативы безопасности. Эти документы разрабатывались под эгидой
Ростехнадзора (ранее Госгортехнадзора) на протяжении десятилетий:
написаны они кровью, а стереть их можно чернилами.
Таких
документов десятки и ими руководствуются все предприятия, ведущие
горные работы, а также организации, осуществляющие экспертизу
промышленной безопасности технических устройств и опасных
производственных объектов. Более того, в случае аварии на горном
предприятии проводят проверку на соответствие этим и другим документам.
Государственный
контроль (надзор) за соблюдением технического регламента о безопасности
машин и оборудования возложен в том числе и на Ростехнадзор (статья IV
Технического регламента о безопасности машин и оборудования), что
противоречит п. 39 статьи III ввиду того, что Ростехнадзор не вправе
осуществлять надзор (контроль) за соответствием продукции стандартам и
сводам правил.
Применение
документов по безопасности осложняется тем, что после вступления в силу
Технического регламента о безопасности машин и оборудования они не
могут служить доказательной базой, поскольку не подпадают под
определение стандартов или сводов правил, так как не являются
документами в области стандартизации, как это требуется в статье 16.1
Федерального закона «О техническом регулировании».
Помимо
указанного, Федеральным законом № 189-ФЗ (принято раньше, чем
постановление № 753) внесено принципиальное изменение во второй абзац п.
1 статьи 29 Федерального закона № 184-ФЗ:
«Для
целей таможенного оформления продукции Правительство Российской
Федерации утверждает не позднее чем за тридцать дней до дня вступления в
силу технического регламента на его основании списки продукции, на
которую распространяется действие абзаца первого настоящего пункта, с
указанием кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции в
установленной сфере деятельности, совместно с федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, и
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в
сфере технического регулирования и метрологии, осуществляют формирование
указанных списков и представление их в Правительство Российской
Федерации не позднее чем за шестьдесят дней до дня вступления в силу
технического регламента».
Аккредитация
органа по сертификации и испытательных лабораторий с учетом этого
дополнения в закон может осложниться в связи с тем, что коды товарной
номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) не совпадают и не
согласуются с определениями Общероссийского классификатора продукции
(ОКП), тем более, что коды ОКП обязательны при создании государственных
информационных систем (п.3 статьи 15 Федеральный закон от 27 декабря
2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»).
Другой
вопрос, который может затруднить своевременное применение технического
регламента — приоритет документов международных соглашений России над
национальными. Речь идет о том, что в соответствии с Соглашением об
основах гармонизации технических регламентов государств — членов
Евразийского экономического сообщества (подписано 24 марта 2005 г.)
Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации в
2008 г. принял решение о разработке 32 первоочередных технических
регламентов, в их разработке принимают участие Россия, Казахстан и
Белоруссия. Перечень этих регламентов не опубликован, и не понятно, как
они будут корреспондировать с принятым техническим регламентом и какова
их доказательная база для поднадзорной продукции. Вопрос также актуален в
связи с соглашениями об обращении продукции, подлежащей обязательной
оценке соответствия, и о взаимном признании аккредитации органов по
сертификации испытательных лабораторий на территории таможенного союза,
подписанными 11 декабря 2009 г. на 25-м заседании ЕврАзЭС. Эта позиция
согласуется с требованиями статьи 44, п. 3, закона «О техническом
регулировании» №184-ФЗ) .
Журнал «Безопасность труда в промышленности», №7 2010 г. www.safety.ru
Источник: http://www.safeprom.ru/articles/detail.php?ID=13062 |