25.07.08 Авария (падение) башенного крана КБ-403А и несчастный случай со смертельным исходом в ООО «Выбор», г. Воронеж (УТЭН по Воронежской области).
Башенный грузоподъёмный кран КБ-403А грузоподъёмностью 8 т (изготовлен в 1984 г . Московским краностроительным заводом Московского ПО «Строймаш»). Авария произошла на строительстве 17-этажного жилого дома в г. Воронеже. Строительная площадка – прямоугольник общей площадью 10 000 кв. м и площадью застройки 4250 кв. м .
Строительно-монтажные работы по возведению 6-го этажа (монтаж железобетонных элементов и кирпичная кладка стен) вело ООО «Выбор».
25 июля 2008 г . на планёрке у старшего прораба было дано задание бригаде строителей и крановщице производить укладку бетона в колонны каркаса строящегося дома. Крановщица подавала бетон бадьёй от миксера к месту его укладки. Примерно в 15 ч на строительную площадку прибыл автомобиль с 10 пачками арматуры. Мастер дал задание бригадиру и крановщице разгрузить автомобиль. Масса разгружаемого груза и способы его строповки, порядок разгрузки и складирования, количество поднимаемых пачек до крановщицы и монтажников были доведены устно.
Бригадир привлёк к работе двух монтажников, не обученных в качестве стропальщиков, дав им задание производить строповку прибывшего груза. Приступив к работе, монтажники стропили и разгружали по одной пачке арматуры, поднимая их из кузова автомобиля, стоящего в 19,3 м от оси поворота башни крана, и складируя в 26,7 м от этой оси. При этом вылет менялся от 19,3 до 26,7 м . Так было выгружено 6 пачек.
По словам монтажников, крановщица спешила и дала указание монтажникам застропить оставшиеся 4 пачки одновременно. Приподняв груз (4 пачки прутков арматурной стали в количестве 1084 прутков общей массой 8092 кг ) выше борта автомобиля, крановщица начала движение грузовой каретки в сторону увеличения вылета примерно до 26 м , вслед за чем началось падение башенного крана в сторону направления стрелы.
В момент касания оголовком стрелы поверхности земли разрушилось крепление кабины, и крановщица упала на землю. После того, как стрела коснулась земли и ударилась о стоящий рядом автомобиль марки «ВАЗ» 2108, началась её деформация. Далее под воздействием массы противовеса, который находился в верхнем положении, кран стал заваливаться набок с отрывом ходовой рамы от опорного устройства башни, и башня крана упала на левую сторону (по направлению стрелы) ( рис. 5 ). При этом крановщица была травмирована. Прибывшие по вызову заместителя генерального директора по строительству работники скорой медицинской помощи констатировали её смерть.
Рис. 5. Последствия аварии (падение башенного крана КБ-403А) в ООО «Выбор»
После аварии башня крана КБ-403А лежит на боку перпендикулярно крановому пути в сторону ул. Бульвар Победы, поворотная часть крана оторвана от ходовой рамы, одна из ведущих тележек ходовой рамы развёрнута под углом к оси кранового пути, средняя часть башни крана лежит на кузове грузового автомобиля, находившегося под разгрузкой и стоящего на расстоянии 19,3 м от оси вращения крана. Оголовок башни лежит на кабине другого грузового автомобиля. Деформированная стрела крана оторвана от башни по креплению. Ходовая рама находится на рельсах кранового пути. Кабина крана оторвана по креплениям от башни крана и находится около коренной секции стрелы.
Документов, подтверждающих дату установки грузоподъёмного крана на строительной площадке, нет. Полное техническое освидетельствование после монтажа крана на строительной площадке не проводилось. Разрешения на пуск крана в работу после монтажа на строительной площадке от УТЭН Ростехнадзора по Воронежской области нет. Согласно записям в вахтенном журнале, кран работал на строительстве жилого дома с 24 апреля 2008 г .
Причины аварии и несчастного случая:
- подъём краном груза, превышающего его паспортную грузоподъёмность;
- эксплуатация крана с неисправным ограничителем грузоподъёмности;
- неудовлетворительная организация производства работ краном;
- допуск к обслуживанию крана рабочих, не обученных в качестве стропальщиков.
Старший прораб ООО «Выбор» - лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, допустил эксплуатацию башенного грузоподъёмного крана после монтажа, вызванного установкой крана на новом месте, без разрешения органов Ростехнадзора, без проведения полного внеочередного технического освидетельствования крана после монтажа на новом месте, не организовал ведение работ краном в соответствии с правилами безопасности, проектом производства работ кранами, техническими условиями и технологическими регламентами, допустил к обслуживанию кранов необученный и неаттестованный персонал, не следил за выполнением крановщиками производственной инструкции, не прекратил работу крана при выявлении неисправности приборов безопасности (нарушение должностной инструкции для лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами).
Главный инженер ООО «Выбор», ответственный по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъёмных кранов, допустил эксплуатацию грузоподъёмного крана без получения разрешения от органов Ростехнадзора, не в полном объёме контролировал техническое обслуживание и ремонт грузоподъёмных кранов в соответствии с графиком планово-предупредительных ремонтов (ППР).
Главный механик ООО «Выбор», ответственный за исправное состояние грузоподъёмных кранов, осуществлял недостаточный контроль за техническим состоянием грузоподъёмного крана; не подготовил кран к полному техническому освидетельствованию после монтажа, вызванного установкой крана на новом месте; не соблюдал график ремонта, технического обслуживания и периодических осмотров грузоподъёмных кранов; допустил работу крана без разрешения на пуск в работу органом Ростехнадзора и с неисправными приборами безопасности; не вёл журналы технического обслуживания и ремонта, допустил к управлению краном крановщицу без проведения проверки знаний при переходе на другую работу.
Источник: http://www.safeprom.ru/articles/detail.php?ID=9465 |