Строительная отрасль,
в первом полугодии 2010г. еще показывала отрицательные результаты –
объемы работ продолжали падать (по отношению к первому полугодию
2009г.). В III квартале объемы строительных работ показали
незначительный рост, что привело к практически восстановлению
показателей за 9 месяцев 2010г. (99,2%) в сравнении с 9 месяцами 2009г.
В
IV квартале прогнозируется дальнейший рост объемов строительных работ,
который должен обеспечить выход строительной отрасли на уровень
показателей работы 2009г.
Объем работ, выполненных по виду деятельности строительство в 2010г.,
в % к соответствующему периоду 2009г.
В
структуре инвестиций в основные средства между следующими видами:
жилища, здания и сооружения, машины и оборудование, доля последних
выросла на 2% (с 30,7% в I полугодии 2009г. до 32,8% в I полугодии
2010г.). Необходимо отметить, что инвестиции на приобретение импортных
машин, оборудования, транспортных средств в I полугодии 2010г. составили
20,1% от общего объема инвестиций в машины, оборудование, транспортные
средства (в I полугодии 2009г. - 23,3%). Таким образом, опираясь на
данные государственной службы статистики, можно говорить о частичном
импортозамещении в I полугодии 2010г.
По
результатам 9 месяцев 2010г. большинство российских производителей
ощутили рост спроса на свою технику. Однако необходимо отметить, что
говорить о каком-либо выходе из кризиса еще совсем рано. Объемы
производства пока еще в среднем в 2 раза, а иногда в 3 раза ниже
докризисных показателей.
Несмотря
на государственную поддержку российских производителей, распределение
сил между импортом и внутренним производством не в сторону последнего.
Темпы восстановления российского производства строительных машин отстают
от показателей роста импорта.
По
отдельным видам импортной строительной техники темпы восстановления
очень впечатляющие (более чем в 2 раза): фронтальные погрузчики,
экскаваторы-погрузчики, экскаваторы, бульдозеры. Среди российского
производства аналогичный рост только у погрузчиков с бортовым поворотом,
но и здесь идет счет пока только на десятки машин (из-за существенного
падения в 2009г.).
Объемы
производства бульдозеров и трубоукладчиков снизились на 39% и 51%
соответственно. Это связано в первую очередь с перепроизводством этих
машин в соответствующем периоде 2009г.
Объемы
импорта гусеничных бульдозеров выросли более чем в 2 раза. Классически в
кризисное время локомотивом роста являются машины из Китая (в основном
под брендом Shantui). Они составляют практически 40% объема импорта
бульдозеров. Далее идут экс лидеры Komatsu и Caterpillar .
Снизились
объемы импорта трубоукладчиков. Это в первую очередь связано с
существенным снижением спроса тяжелых трубоукладочных машин, которые в
предыдущем году закупались для строительства трубопроводов большого
диаметра.
Среди погрузчиков с бортовым поворотом
в объемных показателях, как в количественном, так и денежном выражении,
импорт уже опередил отечественных производителей. Безусловным лидером
импорта по итогам 9 мес. 2010г. традиционно остается Bobcat. Китайские
марки здесь пока еще не столь заметны, возможно, их пока не привлекают
объемы российского рынка. Интересен факт того, что в числе лидеров среди
иностранных поставщиков на российский рынок закрепились американские
минипогрузчики с маркой Mustang, опередившие по итогам трех кварталов
такие известные бренды, как CNH, John Deere и др.
Что касается классических фронтальных колесных погрузчиков ,
то после «застоя 2009 года» в 2010 году импорт вырос в два раза.
Производство в России несопоставимо по объемам с импортом. В этом
сегменте строительной техники на российском рынке уже несколько лет
«господствуют» китайские марки, которые постепенно вытесняют белорусских
погрузчиков «Амкодор». Здесь нужно сказать, что российские
производители никогда не являлись фаворитами. Даже в советское время
основное производство погрузчиков с шарнирно-сочлененной базой было
сконцентрировано в Белоруссии.
Экспансия
погрузчиков из КНР продолжается. Доля китайских марок в общем объеме
импорта по итогам трех кварталов 2010 года выросла на 4% относительно
2009 года. Лидерами остаются XCMG и SDLG. Единственным заметным
изменением в структуре российского рынка погрузчиков по итогам трех
кварталов 2010 года стало превышение продаж европейских марок над
японскими. Наибольший рост показал Volvo. Отмечен рост доли продаж
погрузчиков корейского производства, в первую очередь Hyundai.
Гидравлические полноповоротные экскаваторы .
Отечественные производители в данном сегменте ещё в двухтысячном году
занимали три четверти российского рынка. Тем более тяжелой выглядит
ситуация в последние годы, когда доля отечественного экскаваторостроения
на внутреннем рынке снизилась ниже отметки 10%. Не стал исключением и
2010 год, скорее тенденции только ухудшились, не смотря на попытки
государства поддержать двух крупнейших российских производителя,
разрешив закупать госзаказчикам экскаваторы с маркой ТВЭКС и
Уралвагонзавод на «бестендерной» основе.
В
этом сегменте импорт, начиная с 2004 года, играет определяющую роль.
Отмечаем, что второй год подряд, лидирующая во все предыдущие годы марка
Hitachi занимает на российском рынке 4-е место среди иностранных
брендов, пропустив вперед Komatsu, Hyundai и Caterpillar (по итогам 2009
года и трех кварталов 2010 года).
Здесь
важно отметить, что после многолетнего роста доли новых машин в общем
объеме импорта экскаваторов, в 2009 году резко вырос импорт б/у техники.
Стоит отметить, что такая техника обязательно должна проходить
периодическое техническое освидетельствование , а также экспертизу промышленной безопасности по окончании нормативного срока эксплуатации.
Например,
доля б/у экскаваторов в 2009 году составила 65%! Итоги первых трех
кварталов 2010 года показали тенденцию к восстановлению не только
объемов, но и возрастной структуры. Доля бывших в употреблении
экскаваторов за три квартала 2010 года снизилась до 40%. По итогам всего
года прогнозируется дальнейшее снижение этого показателя.
Таким
образом, подводя итог, можно констатировать о стабильном векторе роста
потребления строительных машин, сформировавшемся под конец 2010г.,
который в большей степени можно отнести к импортной технике.
В
2011г. прогнозируется дальнейшее улучшение ситуации, как в строительном
секторе, так и в сфере обеспечения техникой и оборудованием. Так,
например, в следующем году прогнозируется рост инвестиций в основной
капитал на уровне 10%, увеличение объемов инвестиционной программы
основного системообразующего предприятия страны - «ГАЗПРОМА» более чем в
2 раза, увеличения финансирования дорожного строительства за счет
создаваемых дорожных фондов.
Обеспечение безопасности при работе с подъемно-транспортными механизмами.
По
мнению участников Уральского конгресса подъемно-транспортных
механизмов, завершившего свою работу 9 ноября 2010 г., владельцев
предприятий нужно законодательно стимулировать к созданию комплексных
программ по обеспечению безопасности на производстве.
По словам представителей Уральского управления Ростехнадзора ,
существующая нормативная база ориентирована в большей степени на
организации, эксплуатирующие оборудование, а не на собственников
предприятий. Между тем сегодня именно они, а не директора заводов или
главные инженеры, решают, надо ли вкладывать средства в обеспечение
безопасности на производстве и в каком размере. Эти затраты ложатся на
себестоимость и не приносят прибыли. Когда встает вопрос об остановке
производства из-за невыполнения предписаний по устранению выявленных
нарушений норм промышленной безопасности , собственник
просто меняет управленческую команду. Да и найти хозяина оборудования
порой непросто: оно может использоваться как на праве собственности, так
и на праве аренды, может быть в лизинге или в залоге у банка.
В
итоге степень обновления подъемно-транспортных механизмов на уральских
предприятиях не превышает двух процентов в год, 80 процентов
эксплуатирующихся кранов отработали нормативный срок службы. После
вывода ремонтных служб на аутсорсинг обслуживать технику выпуска
1930-50-х годов практически некому.
В последнее время многие предприятия вообще не регистрируют (согласно ФЗ №116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» )
и не страхуют грузоподъемные механизмы. Особенно грешит этим малый
бизнес, который получил определенные послабления после выхода 294-ФЗ.
Механизмы,
которые сдают в аренду, зачастую эксплуатируются с грубыми нарушениями
техники безопасности. Причем быстро отреагировать на такое нарушение
возможности нет: чтобы привлечь владельца автовышки к ответственности,
необходимо для начала обратиться в прокуратуру и объяснить, в чем смысл
предъявляемых претензий.
Еще
одна проблема связана с процедурой привлечения проектных, экспертных и
подрядных организаций для проведения работ. По признанию участников
конгресса, все упирается в систему тендеров, где ключевой критерий -
низкая цена. Парадокс, но главная роль при выборе подрядчика принадлежит
не техническим службам, а финансовым, у которых свои представления о
технологии и экономии. Порой доходит до абсурда, когда они предлагают
запустить конвейер в 2-3 раза быстрее или бензин 76-й марки залить в
тепловоз вместо солярки, потому что он дешевле.
Возможно, на нерадивых собственников повлияет увеличение штрафов за нарушение промышленной безопасности
с 1 января 2011 года (для должностных лиц они вырастут с 2-3 тысяч до
30-40 тысяч рублей, для юридических - с 20-30 до 300-500 тысяч). Однако
эксперты полагают, что для крупных заводов при их финансовых оборотах
это малозначительные суммы.
По материалам портала www.vertikalnet.ru |