|
Вице-президент «Номос-Банка» Николай Яровой - в Кургане гость редкий. Говорят, он - выходец из силовых структур, и уголовного преследования не боится |
Курганский завод трубопроводной арматуры «Икар» вновь оказался в критическом положении. Несмотря на то, что срок процедуры банкротства предприятия официально определен серединой октября, на самом деле завода под названием ОАО «Икар» уже фактически нет. Люди переводятся на другое предприятие – новое юридическое лицо, либо сокращаются, у завода нет оборотных средств и основных фондов. За воротами предприятия рискуют остаться даже профсоюзные активисты. Судьба завода висит на волоске, но спасать его пока никто не спешит. Подробности – в материале «URA.Ru».
ОАО «Икар» всегда было в лидерах промышленного комплекса Курганской области. Как и ряд других предприятий, после разрухи 90-х завод смог подняться благодаря налаживанию выпуска продукции для нефтегазового комплекса. Очевидные проблемы на «Икаре» возникли в 2009-2010 годах, когда собственники - ООО «Управляющая компания Ространсмаш» - пытались безуспешно наладить производство, пополнить оборотные средства, чтобы выполнить все имеющиеся заказы. Но в итоге заказы просто уводились на другие предприятия (причем говорят, что готовая продукция все равно имела маркировку «Икара»), уровень средней заработной платы снижался, ее выплаты постоянно задерживались, штатная численность работающих сокращалась. К тому же у руководства предприятия никак не ладились отношения с профсоюзной организацией, которая, как ей и положено, отстаивала права рабочих. В результате это противостояние вылилось в громкий скандал и обвинение профкома в нагнетании обстановки.
В конце 2010 года собственник на «Икаре» все же сменился – им стало ОАО «Номос-банк». А в феврале прошлого года вице-президент «Номос-Банка» Николай Яровой даже подписал с губернатором области Олегом Богомоловым и председателем профсоюзной организации завода Станиславом Сорокиным трехстороннее соглашение о партнерстве, которым определялись меры по восстановлению и развитию предприятия. Предполагался рост объемов производства, сохранение численности рабочих, увеличение заработной платы и вливание инвестиций. Руководство предприятия готово было проработать также предложение главы региона о налаживании производства арматуры для коммунального комплекса. И, более того, 2011 год завод действительно окончил в более-менее стабильном (насколько это возможно в условиях процедуры банкротства) состоянии. Говорили даже, что ситуацию на «Икаре» удалось выровнять.
Вице-президент «Номос-Банка» Николай Яровой обещал губернатору Курганской области Олегу Богомолову рост объемов производства на «Икаре» и повышение заработной платы. На деле произошел вывод активов
Однако, судя по всему, стабильность стала лишь видимой верхушкой айсберга, в реальности же ситуация была более чем серьезной. По данным завода, по итогам первой половины 2012 года «Икар» получил чистый убыток в размере 77 млн 672 тыс. рублей. Источники нашего агентства, хорошо знакомые с положением на заводе, рассказали, что все это привело к тому, что с 1 сентября текущего года вся производственно-финансовая деятельность ОАО «Икар» была завершена. Основные фонды и рабочие переводятся на вновь созданное ООО «Икар КЗТА». При этом собственники обещали заводчанам, что сохранят все социальные гарантии, а коллективный договор, подписанный ранее между руководством завода и профсоюзным комитетом, будет действовать и на новом предприятии. Однако эта договоренность нарушена: ни о каком коллективном договоре сейчас речи не идет.
Как рассказал «URA.Ru» председатель профкома «Икара» Станислав Сорокин, не все рабочие будут переведены на новое предприятие: «Уже есть приказ о сокращении (высвобождении) 91 человека. Массовых увольнений быть не должно, но для нашего завода больше 50 человек - уже массовое увольнение. На 1 августа 2012 года на заводе работало 1409 человек».
По данным нашего агентства, еще 250 рабочих попытаются… уговорить написать заявления по собственному желанию, чтобы избежать впоследствии предусмотренных законодательством компенсаций по сокращению. Но источники на предприятии говорят, что на самом деле «оптимизация» коснется 30% существующей штатной численности. Иначе говоря, если на «Икаре» официально значится 1409 работающих, то почти 500 из них рано или поздно будут выставлены на улицу.
При этом при переводе на ООО «Икар КЗТА» не выполняются элементарные социальные гарантии, определенные даже не коллективным договором, а федеральным законодательством. При увольнении с ОАО «Икар» рабочим в трехдневный срок должны были выплатить все долги по заработной плате, а также денежную компенсацию за неиспользованные очередные отпуска. До сих пор никакого решения по этому поводу руководство не приняло, люди продолжают ждать своих честно заработанных денег.
Чтобы полностью погасить задолженность по заработной плате и компенсациям, по информации нашего агентства, руководству завода нужно изыскать 40-45 млн рублей оборотных средств, которых нет. Решить проблему с выплатами можно только с привлечением кредитных ресурсов, а это примерно 30 млн рублей.
Парадоксально, но факт: вступиться за своих коллег не могут и члены профсоюзной организации. Профком работал только в структуре ОАО «Икар», а вот в структуре ООО «Икар КЗТА» такое подразделение уже не предусмотрено. То есть фактически те, кто должен защищать трудящихся от произвола работодателей, сами оказались под прессом такого произвола. Администрация предприятия, говорят наши источники, категорически отказывается создавать профсоюзный комитет. Возмутительным этот факт называют даже в предпринимательской среде: оставить коллектив численностью более 1800 человек (по данным администрации предприятия) без профсоюза – это беспредел. Плюс ко всему к сокращению профсоюзных активистов вообще применяются особые требования, которые в данном случае грубо нарушаются.
По словам наших источников, несколько странно ведет себя председатель областной Федерации профсоюзов Владимир Андрейченко, который пока не выразил своей позиции по ситуации, сложившейся на «Икаре», несмотря на то, что одними из первых пострадают его коллеги – профсоюзные активисты. Причем когда речь заходит об иногородних собственниках предприятий, Андрейченко якобы всегда занимает выжидательную позицию, не рискуя идти на конфликт с крупным бизнесом.
Вообще в курганской бизнес-среде говорят, что все, что происходит на «Икаре», - это яркий пример управления московских менеджеров, которых не заботит будущее предприятия и его рабочих. За два года собственники не смогли ни найти достойную команду менеджеров, ни создать стабильный режим работы предприятия. Руководство предприятия объясняет убытки якобы низкими объемами продаж готовой продукции, однако, по другой информации, на самом деле заказы есть, но выполнить их завод не в состоянии в силу отсутствия оборотных средств. Собственники же при этом руководят из Москвы, в Кургане бывают наездами. «Когда-то огромное, мощное предприятие просто убивается», - делает вывод источник нашего агентства.
Есть также предположение, что в случае с «Икаром» собственники хотят провернуть известную схему «легального замещения активов», переводя все имущество и персонал с предприятия-банкрота на новое предприятие. При этом искусственно создается огромная кредиторская задолженность. У «Икара» она якобы уже подходит к миллиарду рублей. По окончании процедуры внешнего управления завод просто продадут за бесценок (с другой стороны, что продавать – от предприятия осталось одно название). Однако если еще три года назад эта схема использовалась вполне легально, то сейчас за нее можно понести уголовное наказание. Но если собственники действительно решили пойти по этому пути, то, возможно, они надеются на благоприятный исход дела для себя, тем более что, как говорят, вице-президент «Номос-банка» Николай Яровой – выходец из силовых структур.
«URA.Ru» будет следить за развитием ситуации на «Икаре».