Компания запускает интернет-магазин Yandex.Store "Яндекс" будет конкурировать с Google не только на рынке интернет-поиска. Он запускает магазин приложений для устройств, работающих на операционной системе Android,— Yandex.Store, который станет конкурентом Google Play. Следующим шагом станет запуск собственного браузера "Яндекса". О запуске Yandex.Store компания объявит сегодня. Сегодня же "Яндекс" должен представить свой веб-браузер, появление которого ожидается несколько лет. Запуск Yandex.Store — это "стратегический шаг на пути формирования полноценного продукта для производителей устройств" — пакета приложений, решающих основные пользовательские задачи: поиск, карты и навигация, облачный сервис для синхронизации файлов на разных устройствах ("Яндекс.Диск") и пользовательский интерфейс (Yandex.Shell), говорится в сообщении компании. Магазин приложений состоит из двух частей: интерфейса для разработчиков на русском и английском языках и приложения для пользователей. Сейчас в магазине доступно около 40 тыс. приложений — компания приобрела лицензии на их распространение у Opera Store. "Как и в Google Play, разработчик будет получать 70% доходов от продажи приложений. Оставшиеся 30% будут приходиться на партнеров, биллинг и сам "Яндекс"",— говорит источник в компании (выручка "Яндекса" во втором квартале составила 6,8 млрд руб.) "Яндекс" уже имеет предварительные договоренности на дистрибуцию с несколькими вендорами в России (Pocket Book, 3Q, texet) и разрабатывает white-label-приложение для "МегаФона". Брендированная версия Yandex.Store — GetUpps!,— запуск которой ожидается в конце осени, будет предустановлена в смартфоны на базе Android, продающиеся под брендом оператора. Новый ресурс позволит добавлять к API (интерфейс программирования приложений), предоставляемым в рамках решения "Яндекса", также и операторские API, упрощающие мобильный биллинг и другие опции, отмечает представитель "МегаФона". По данным "Связного", в первом полугодии 2011 года на российском рынке планшетных компьютеров (объем сегмента увеличился на 355%, до 15,2 млрд руб.) доминировала система iOS с долей 51%, а доля Android составляла лишь 39%, за тот же период 2012 года доля iOS сократилась до 32%, а доля Android возросла до 63%. Если же говорить о смартфонах, то, по оценкам "Евросети" за первое полугодие этого года, рост устройств на Android вдвое превышает прошлогодние результаты: в количестве доля Android выросла с 26% до 50%, в выручке — с 29% до 55%. Объем сегмента смартфонов составил 49,4 млрд руб. В июне 2012 года число приложений на Android достигло 500 тыс., а количество скачиваний их из Google Play составило примерно 25 млрд. По данным "МегаФона", в России объем рынка мобильных приложений в 2011 году составил $325 млн (рост на 106% по сравнению с показателями 2010 года). На встречах менеджмента "Яндекса" с аналитиками инвестбанков не раз заходила речь о том, что компании нужно усиливать свое присутствие в мобильных устройствах. "Яндекс" к упрекам прислушивается: к примеру, в ноябре прошлого года компания купила за $38 млн разработчика программного обеспечения для производителей мобильных устройств и сотовых операторов SPB Software. У "Яндекса" огромный локальный рынок потребителей их сервисов, и продвижение магазина через поиск и смежные продукты не проблема, рассуждает старший программ-менеджер проекта Parallels Mobile Дмитрий Мартынов. "Ключевой момент в том, чтобы как можно большее число вендоров по умолчанию включило магазин в свои устройства",— говорит он. Android-смартфоны дешевле, продолжает он, это способствует их стремительному росту во всем мире — за последние девять месяцев их численность в мире увеличилась вдвое, до 500 млн. Google, основной конкурент "Яндекса" на российском рынке интернет-поиска (по данным LiveInternet на сентябрь, 26,7% и 60,5% соответственно), также не теряет время даром. Недавно компания договорилась с Vimpelcom (владеет 100% российского "Вымпелкома") о первом в России проекте по оплате покупок в Google Play с мобильного счета абонента (см. "Ъ" от 5 июля). В российском представительстве Google заявили, что не комментируют действия конкурентов. Роман Рожков КоммерсантЪ |