Ведомство подготовило поправки в закон «О рекламе», согласно
которым ответственность за содержание рекламы биологически активных
добавок должны нести как их производители, так и распространители
рекламы.
ФАС подготовила поправки в закон «О рекламе», согласно которым
ответственность за содержание рекламы биологически активных добавок
(БАД) должны нести не только производители добавок, но и
распространители рекламы, рассказала «Ведомостям» заместитель начальника
управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции службы
Татьяна Никитина.
Сейчас СМИ обязаны сопровождать рекламу нерецептурных лекарств
предупреждением о наличии противопоказаний, необходимости прочтения
инструкции по применению или консультации у специалиста. А реклама БАДов
не должна создавать впечатления, что они являются лекарствами или
обладают лечебными свойствами. Если эти условия нарушаются, ФАС может
оштрафовать производителя.
Но служба часто сталкивается с ситуациями, когда найти и наказать
нарушителя крайне сложно: рекламу часто размещают недобросовестные
продавцы, которые быстро реализуют партию товара и исчезают, либо сама
реклама размещается через фирмы-однодневки, объясняет Никитина. По ее
словам, подобное случается и с рекламой других товаров, но лекарства и
БАДы — «это социальная тема, здоровье граждан», поэтому ФАС и предлагает
применять к ним более жесткие меры. Сейчас поправки, подготовленные
службой, находятся на согласовании с министерствами и вскоре будут
внесены в правительство. Если они будут приняты, штраф для СМИ за
подобное нарушение составит от 100000 до 500000 руб. Пресс-секретарь
премьер-министра Наталья Тимакова не ответила на вопросы о возможной
реакции правительства на инициативу ФАС.
Это позитивная инициатива для производителей БАДов, она очистит рынок
от недобросовестных конкурентов, считает гендиректор «Диода»
(производитель БАДов) Владимир Тихонов. По его оценкам, среди
распространяемой в СМИ рекламы БАДов около 20-25% недобросовестной.
Инициативу ФАС поддерживает и «Эвалар» (крупнейший, по данным DSM Group,
производитель БАДов), говорит директор московского представительства
компании Наталья Прокопьева.
«Газеты и журналы и так уже потеряли много денег из-за запрета рекламы
алкоголя, и это еще одно правовое ограничение для СМИ», — огорчается
заместитель гендиректора издательского дома «Аргументы и факты» Марина
Мишункина. Невозможно, сетует она, «нанять целый штат юристов, которые
занимались бы только тем, что проверяли бы содержание рекламных
объявлений», это ответственность производителей.
СМИ не в состоянии проверить, насколько достоверно описаны свойства той
или иной добавки, поэтому вопрос об ответственности нужно адресовать
регистрационным органам и тем, кто выдает разрешения на БАДы, считает
вице-спикер Госдумы Сергей Железняк. Поэтому, по его мнению, оснований
для распространения ответственности на СМИ нет.
Ксения Болецкая, Мария Дранишникова
Ведомости |