«Балтийска жемчужина» – самый, пожалуй, масштабный градостроительный проект в наиболее экологически чистом районе современного Петербурга – на юго-западном побережье Финского залива. Однако в середине сентября этого года «Жемчужина» едва не утратила свою чистоту и лучезарный блеск, став местом «экологической катастрофы». А случилось вот что...
... нагонял беду
17 сентября в результате навигацион ной аварии судна «Волгонефть» в районе Морского канала разгермитизировался один из танков объемом 300 кубометров. В результате - в акватории южной части Невской губы, прилегающей к территории Красносельского района Санкт-Петербур га, произошел разлив нефтепродуктов в объеме около 80 куб. метров. Что делать? Тем более, что сильный ветер с моря и вол нение на воде с каждой минутой увеличивали площадь и опасность загрязнения ак ватории и береговой черты.
Капитан судна немедленно доложил об аварии в Морской специализированный координационный центр. Оттуда тревожную информацию незамедлительно пере дали в Центр управления кризисными си туациями МЧС, в Комитет по природополь зованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопаснос ти правительства Санкт-Петербурга (далее - Комитет), в администрацию Красносель ского района. Пока вертолет МИ-8, срочно поднятый в воздух по тревоге, произ водил разведывательный облет загрязненной акватории, городской штаб руковод ства операцией по ликвидации нефтезаг рязнения уже приступил к работе...
На воде, как на войне
Помимо вертолета к разведке нефтя ного пятна приступило исследовательское судно «СИ-1», буквально через несколько десятков минут после аварии выдвинувшееся в ее район. Оно произвело за мер газового состава воздуха, спущенный на воду катер «ПиЛАРН» - определение места наибольшего загрязнения. В район бедствия также выдвигаются суда «Редут» и «Заслон», которые устанавливают пер вую линию боновых заграждений.
С борта «Редута» взлетает беспилот ный летательный аппарат (БЛА), который в режиме «онлайн» транслирует в штаб «живую» картину происходящего. Благо даря ей, по команде штаба в нужное мес то выдвигаются суда-нефтесборщики «М-1» и «Рубеж», которые, маневрируя, собирают нефтепродукты перед боновыми заграждениями. Эту же операцию, но уже за боновыми заграждениями, выпол няют суда «Эко-2» и «Заслон».
Тем временем, вторую линию бонов, ближе к берегу, выставляют вездеходы ГУП «Экострой», а многофункциональная самоходная платформа «Труксор» присту пает к сбору нефтепродуктов в мелковод ной зоне разлива...
Сказка - ложь, да в ней - урок
... К счастью, случившееся не правда, а всего лишь «сказка» - часть легенды тра диционных общегородских учений по лик видации аварийных разливов нефти (ЛАРН). Напомним, что впервые подобные учения состоялись в прошлом году в аква тории, прилегающей к мысу Лисий Нос в Приморском районе Санкт-Петербурга. Руководил нынешними учениями председатель Комитета Дмитрий Алексеевич Го лубев, принимал их вице-губернатор Санкт-Петербурга Алексей Иванович Сергеев. В качестве участников и наблюдате лей на учениях присутствовали представители и специалисты МЧС, Росприрод надзора, городских управлений ветерина рии и санэпидемнадзора, других организаций и ведомств, так или иначе заинте ресованных в обеспечении экологической безопасности города и региона. Заверши лись учения небольшой пресс-конференцией для многочисленных журналистов, освещавших это событие.
Примечательно, что эту акцию Комитет провел накануне Всемирного дня мо ниторинга водных ресурсов – 18 сентября. Такое международное образовательное и обучающее мероприятие призвано, прежде всего, привлечь внимание к проблеме загрязнения наших водных ресурсов. Зачем нужны подобные, прямо скажем, не самые малобюджетные мероприятия?
Известно: учение – свет, неучение – тьма. Все это напрямую относится и к мероприятиям ЛАРН. Подобные учения – это гарантия светлой и чистой воды в Невской губе, того, что риск появления темных пятен в ней от неразумного ис пользования «черного золота» будет све ден к минимуму. Как и в прошлом году, нынешние учения показали слаженность городских аварийных служб и готовность к оперативным и скоординированным действиям в условиях чрезвычайной ситуации, произошедшей в черте города.
Не нужен им берег турецкий...
По легенде учений, в зону поражения от нефтяного загрязнения попали птицы. Второй год подряд Комитет обращается к помощи студентов-добровольцев крупнейших городских вузов экологических специальностей для организации волон терских действий для ликвидации послед ствий аварийной ситуации, в том числе – и по реабилитации пострадавших представителей орнитофауны. Волонтеры прошли инструктаж и необходимое обучение для осуществления грамотных действий в условиях нефтяного загрязнения. Консультации экологическим волонтерам дали зоологи и ветеринары.
Одна группа волонтеров, получившая комплект обмундирования и специальные мешки, помогала в уборке замазученного мусора и довольно быстро справилась со своей, пока учебной, задачей. А другие сту денты показали свое умение «взаимодей ствовать» с попавшими в беду водоплавающими. Была продемонстрирована рабо та специализированного комплекса по био логической реабилитации птиц, поражен ных нефтью. Такая установка, включающая в себя специальную мойку и сушильную камеру, была предложена Комитету финс кими коллегами. Конечно, студенты ис пользовали на учениях модели птиц, но, как показала практика, ребята вполне смогут справиться с перепуганными пернатыми и в условиях реальной ситуации.
Учения завершились сбором нефтепродуктов с побережья и передачей чистой территории, что называется – «под ключ» – администрации Красносельского района. Полный технологический цикл сбора нефтепродуктов, работа практичес ки всего нефтеуборочного флота во взаимодействии с аварийными бригадами городских экологических служб и волон терами были продемонстрированы наблю дателям учений. Учебные нефтепродукты «отбыли» на полигон «Красный Бор» для дальнейшей утилизации.
В качестве эпилога
В Санкт-Петербурге создана на сегод няшний день самая эффективная, по край ней мере на Северо-Западе России, система по уборке нефтеразливов на Неве и притоках. Отработаны действия городского нефтеуборочного флота в условиях мелководья прибрежной части Финского залива. Только за 2008 год аварийными службами Комитета ликвидировано 68 разливов нефтепродуктов на водотоках (в 2007 году – 51 нефтеразлив). В общей сложности за прошлый год собрано 33,5 тонны разлитых нефтепродуктов, которые были перехвачены и ликвидированы, не дойдя даже до устья Невы, а значит – не поступили в Балтийское море. По состоянию на 1 июля, нефтеуборочным флотом, подведомственного Комитету ГУП «Пи- ЛАРН», ликвидировано 39 нефтеразливов, собрано 23,2 тонны нефтеводяной смеси.
Большое значение имеет получение дежурной службой Комитета своевремен ной информации о перемещении нефтяного пятна с водами Невы для принятия мер по его перехвату, локализации и лик видации. В дежурной службе Комитета установлен программный комплекс PISCES II по моделированию движения нефтяного пятна в случае аварии на том или ином участке водной трассы. В течение года ведется вертолетный контроль Невы и притоков для обнаружения масш табных сбросов нефтепродуктов в водо емы. Так, в этом году при помощи аэрофо тосъемки были выявлены источники таких «объемных» сбросов, как на реках Охте и Лубье, Волковке и Обводном канале.
Помимо аэромобильных средств контроля за акваторией, Комитет проверяет перемещение судов при помощи лазерных датчиков-регистраторов – лидаров. Эта система введена в эксплуатацию в 2007 году и состоит из специальных вы сокоточных лазерных приборов, установ ленных на 6 мостах через Неву и способных при помощи отраженных световых импульсов регистрировать прохождение нефтепродуктов по городской акватории. Внедрение системы контроля обнаружения нефтепродуктов в водах Невы позво лило увеличить эффективность использо вания нефтесборщиков при ликвидации аварийных разливов на акватории города. В период навигации 2008 года было зафиксировано 212 случаев срабатывания системы лидаров. Из них 22 сигнала поступило в случаях значительных загряз нений (пятна нефтепродуктов длиной бо лее 100 метров). Оперативная готовность (прибытие к зоне обнаружения пятна) эко логического флота обеспечивается созданными Комитетом речными опорны ми пунктами и составляет 15 минут. Если разлив случился на акватории Финского залива (Невская губа), то оперативная готовность исчисляется 30 минутами.
Кстати
Напомним, что уникальная петербургская система ликвидации нефтяных загрязнений на городской акватории в июле этого года была представлена начальником отдела координации аварийных работ Комитета Игорем Березиным в пресс-центре Морского фасада на совещании с министром природных ресурсов и экологии Юрием Трутневым. Председатель Комитета Дмитрий Голубев обратил внимание министра на то, что подобной системой в настоящее время обладает только город на Неве. Ю. Трутнев высказал удовлетворение деятельностью петербургского экологического флота и подчеркнул, что эта важная работа помогает сохранить акваторию Финского залива и реки Невы в чистом состоянии. Министр поблагодарил администрацию города за организацию хорошо скоординированной оперативной аварийной службы по ликвидации нефтяных загрязнений на воде.
«Берг-коллегия», №9, 2009 год
Источник: http://www.safeprom.ru/articles/detail.php?ID=10956 |