29 сентября 1989 года взорвался в воздухе над пустыней Тенере (Нигер) самолет DC-10 французской авиакомпании UTA. 171 человек, включая 15 членов экипажа, - все, кто были на борту, - погибли.
29 сентября 1989 года самолет DC-10-30 («борт» №54629) совершал рейс UTA 772 по маршруту Браззавиль - Нджамена - Париж. Первый отрезок пути был преодолен успешно.
В 12.13 самолет оторвался от ВПП аэропорта Нджамена (Чад), набрал высоту и занял эшелон полета 350 (10500 м). А через 21 минуту после взлета на борту лайнера взорвалась бомба, расположенная у места 13R. «Дуглас» разрушился в воздухе. Смерть 157 пассажиров и 14 членов экипажа была ужасной.
Обломки DC-10 удалось обнаружить наутро, в среду 30 сентября, французскому военному самолету в пустынной местности на территории Нигера, в 650 км от столицы Чада. Обследование места падения самолета провела группа военнослужащих и экспертов. Впоследствии было признано, что причиной катастрофы стал взрыв бомбы, заложенной террористами.
Обломки лайнера находили на площади 50 кв. миль. Бомбу, скорее всего, заложили в Браззавиле. Подозревали конголезца, который поднялся на борт «Дугласа» в Браззавиле и сошел в Нджамене.
Эту катастрофу сравнивают с трагедией в Локерби в небе Шотландии, и не только по масштабам: в обоих случаях очень скоро всплыл ливийский след.
...Появление этого человека в французском посольстве в Киншасе стало сенсацией. Вместе с ним - конголезцем Бернаром Янгой, считавшимся без вести пропавшим, - вернулась и надежда сдвинуть с мертвой точки следствие по делу об одном из самых кровавых актов международного терроризма.
Найти ниточку к разгадке команде французского следователя Жана-Луи Брюгьера, который уже третий год вел дело о взрыве DС-10, помог случай. В мае 1990 года французская полиция задержала торговца наркотиками - конголезца. В обмен на освобождение он пообещал сообщить информацию, связанную с гибелью самолета. Так следствие вышло на группу проливийски настроенных конголезцев, среди которых был и Бернар Янга. Тогда же были названы и еще два имени - Жан Нгалина и Апполинер Мангатани. Все трое состояли в организации «Зеленая молодежь», объединяющей сторонников ливийского лидера Муамара Каддафи, автора «Зеленой книги». Задержанный позже Нгалина признался, что проходил военную подготовку в Ливии.
Как выяснилось, в роковой день Мангатани, с кейсом в руках, полученным от двух ливийских дипломатов, поднялся в Браззавиле на борт того самого лайнера. Сами они в тот же день вылетели в Триполи, а конголезец, взяв билет до Парижа, должен был сойти в Нджамене, где его обещали встретить и снабдить дальнейшими инструкциями.
Таковы показания, полученные от Янги и Нгалины. Дальше начинаются загадки. Имя Мангатани числится в списке погибших пассажиров, а его родные категорически отрицали, что он покинул самолет в Нджамене, оставив на борту чемоданчик со взрывчаткой. Впрочем, многие полагают, что его в любом случае нет в живых: если он и не погиб над пустыней, то, скорее всего, был ликвидирован позже теми, кому требуется запутать следствие. По данным конголезской прессы, Нгалина, второй активист «Зеленой молодежи», год назад погиб в Танзании. А 27 марта этого года скоропостижно скончался майор полиции Бонавантюр Бекуль, который вел следствие с конголезской стороны. Версия журналистов - отравление.
В руках следствия оставался последний свидетель - Янга. Но и тот неожиданно исчез из тюрьмы в Браззавиле. Как полагают, этот шаг был подсказан ему страхом за свою жизнь. А в 1992 году то же чувство толкнуло его на обратное решение: к французам он явился, надеясь, что те обеспечат его безопасность.
Скрываясь все это время у друзей в Киншасе, он не чувствовал себя уверенно. Теперь попросил убежища во Франции и клялся, что расскажет все. При этом не просто боялся - знал, откуда грозит опасность.
Множатся вопросы, на которые нужно найти ответы. Почему важнейшему свидетелю дали скрыться? Ведь речь шла о деле, от исхода которого во многом зависела судьба Ливии, уже подвергшейся санкциям ООН. Одна из здешних газет, кстати, обратила внимание на то, что ливийцы заявили о готовности сотрудничать с ООН в расследовании воздушного терроризма... сразу после исчезновения Янги.
Зачем вообще Триполи потребовалось уничтожение лайнера UТА? Существовала и такая точка зрения: цель теракта - устранить нескольких деятелей Чада, которые летят этим рейсом из Нджамены в Париж. Янга заявлял, что к передаче взрывного устройства, сработавшего над Нигером, причастен посол Ливии в Браззавиле.
Популярная конголезская газета «Рюмер» выдвинула еще одну версию: к теракту причастен некий Ахмед Кади Йуба, колдун из Мавритании, якобы доставивший взрывчатку из Котону (Бенин) в Браззавиль на конголезском президентском самолете.
По утверждению «Рюмер», этот человек руководит сетью ливийских террористов в Африке, и к его услугам не раз прибегал президент Конго Дени Сассу-Нгессо. Последнее обстоятельство, впрочем, не вызвало удивления у африканцев: в странах Черного континента люди профессии Йуба зачастую пользуются огромным влиянием и близки к крупнейшим политикам. Название газеты переводится как «слухи», но здесь, в Африке, слухи зачастую оказываются куда оперативнее и точнее официальной информации.
Франция предъявила иск четырем ливийцам, но Ливия наотрез отказалась выдать подозреваемых.
Франция готова начать судебный процесс по делу ливийского лидера Каддафи
Парижский апелляционный суд объявил, что Франция готова начать судебный процесс по делу руководителя Ливии Муаммара Каддафи. Он обвиняется в причастности к взрыву пассажирского самолета французской авиакомпании UTA в 1989 году.
19 сентября 1989 года самолет DC-10 совершал рейс из Республики Конго в Париж. Он взорвался в воздухе над нигерийской пустыней. Все пассажиры и члены экипажа ? всего 170 человек ? погибли.
Существует предположение, что французский самолет был взорван по распоряжению ливийского руководства и лично Муаммара Каддафи в ответ на предпринятые американцами бомбардировки Ливии. Взрывное устройство на самолет пронес гражданин Конго, который сам же стал жертвой теракта.
Уже после катастрофы в пустыне Тенере среди обломков самолета французские криминалисты обнаружили мельчайшие детали взрывного механизма. Эта находка позволила следствию сделать предположение о наличии связи между катастрофой в Нигерии и взрывом в 1988 году в небе Шотландии самолета американской компании Pan Am, когда погибли 270 человек.
В ходе экспертизы удалось выяснить, что часовые механизмы обоих взрывных устройств идентичны. Установлено также, что небольшую партию этих часовых механизмов незадолго до терактов Ливия закупила у одной из швейцарских фирм.
Версия о наличии единого координирующего центра, который, как предполагается, занимался подготовкой обоих терактов, за последние несколько лет стала доминирующей. В Париже считают, что именно Каддафи должен нести ответственность за гибель французского самолета.
В 1999 году за осуществление теракта Парижский суд приговорил шестерых граждан Ливии, включая зятя Каддафи. Однако до сих пор приговор не вступил в силу, поскольку Ливия не собирается выдавать обвиняемых французскому правосудию.
Французская организация SOS-Attentats в июне прошлого года, выдвинула официальное обвинение против Каддафи, сообщает агентство APTN. Парижский суд намерен начать процесс даже несмотря на то, что Муаммар Каддафи, как действующий глава государства,обладает неприкосновенностью.
Источник: http://www.aeroaccidents.ru/index/0-78 |