Когда в товарищах согласье есть
Вплоть до
настоящего времени в России фактически отсутствовала единая система
аккредитации (СА), основывающаяся на ясных и прозрачных правилах,
несмотря на то, что ее принципы были прописаны в Федеральном законе «О техническом регулировании».
Существующие многочисленные системы аккредитации, регулирующиеся
разнообразными, плохо согласующимися между собой нормативными актами,
делают невозможным не только их международное признание, но и
классификацию. С выходом распоряжения Правительства РФ № 1760-р от 12
октября 2010 года, утверждающего Концепцию формирования единой национальной СА,
ситуация должна измениться. Россия перейдет на единую систему, единые
принципы и правила аккредитации во всех областях оценки соответствия,
включая испытание, калибровку, экспертизу, сертификацию и контроль.
В
Российской Федерации функционирует 16 систем обязательной сертификации, в
каждой из которых предусмотрена аккредитация органов по подтверждению
соответствия. Эти системы сформированы различными федеральными органами
исполнительной власти и организациями, осуществляющими полномочия по
аккредитации. В большинстве систем до сих пор действуют собственные
правила аккредитации, которые не приведены в соответствие с Положением об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров),
выполняющих работы по подтверждению соответствия, утвержденным
Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года № 163. Кроме
того, в России существуют 684 системы добровольной сертификации,
созданные по инициативе юридических лиц и (или) индивидуальных
предпринимателей и зарегистрированные Росстатом. Эти системы также
действуют по своим нормам и правилам.
Существенными
недостатками такого положения являются практика одновременной
аккредитации органов по подтверждению соответствия в нескольких системах
и необходимость получения разных подтверждающих соответствие документов
на одну и ту же продукцию, а также пересечение областей аккредитации
некоторых федеральных органов исполнительной власти, отсутствие
механизмов координации их деятельности и, наконец, сложности в
достижении признания результатов оценки соответствия за рубежом.
Утвержденная в октябре 2010 года Концепция
направлена на создание современной эффективно функционирующей системы
аккредитации, от которой напрямую зависит компетентность аккредитованных
лиц и уровень доверия к их деятельности. Единая система аккредитации в
условиях глобализации экономических отношений призвана обеспечить баланс
интересов государства, хозяйствующих субъектов, общественных
организаций и потребителей, повысить конкурентоспособность российской
экономики, создать условия для развития предпринимательства на основе
повышения качества товаров, работ и услуг. Основными целями формирования
подобной системы являются выработка единой политики, гармонизация
правил и процедур аккредитации в области оценки соответствия в РФ с
международными стандартами и национальными системами государств-членов
Таможенного союза и создание условий для признания результатов
деятельности аккредитованных лиц, в том числе и за рубежом.
Предполагается,
что единая СА будет представлять совокупность участников работ по
аккредитации, деятельность которых регулируется правилами и процедурами
аккредитации, установленными законодательством РФ. В число ее членов
войдут национальный орган по аккредитации (НОА), совет при
уполномоченном федеральном органе исполнительной власти,
контрольно-надзорные органы, эксперты по аккредитации, технические
эксперты, заявители и аккредитованные лица. Предполагается, что
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти смогут
участвовать в разработке правил аккредитации, а также в пределах своей
компетенции взаимодействовать с национальным органом по аккредитации.
Порядок
работы национального органа по аккредитации и его взаимодействию с
аккредитованными лицами необходимо гармонизировать с международными и
европейскими требованиями, в том числе закрепленными в Регламен те №
765/2008 Европейского парламента и Совета Европейского союза от 9 июля
2008 года и международном стандарте ИСО/МЭК 17011:2004 «Оценка соответствия. Общие требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия».
Реализация концепции пройдет в три этапа.
На
первом этапе (IV квартал 2010 года) предполагается подготовить
основополагающие документы, необходимые для создания новой системы, а
также сформировать ее организационную структуру. На этом этапе будут
внесены изменения в Федеральный закон «О техническом регулировании»,
Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 года № 163 «Об
аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий
(центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия», Налоговый
кодекс и Кодекс об административных правонарушениях и отдельные
законодательные акты Правительства Российской Федерации. Также
планируется утвердить Положение о национальном органе по аккредитации.
Кроме
того, в этот период необходимо решить организационные, финансовые,
материально-технические и иные вопросы, связанные с формированием
национального органа по аккредитации (определение штатной численности,
размещение), и разработать структуру национального органа по
аккредитации с учетом требований международного стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 17011-2008.
На
втором этапе (I квартал 2011 года) предполагается сформировать
нормативную и методическую базу единой национальной системы
аккредитации: принять федеральный закон об аккредитации в РФ, внести
изменения в нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной
власти и отдельные законодательные акты РФ. Также необходимо
сформировать реестр экспертов по аккредитации НОА и разработать
документы, регламентирующие порядок осуществления полномочий
национального органа по аккредитации в соответствии с требованиями
международного стандарта ИСО/МЭК 17011:2004 (система менеджмента).
На
третьем этапе (II квартал 2011 года) предполагается разработать и
реализовать предложения по международному признанию результатов
деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий
(центров), в том числе исследований (испытаний) и измерений, поверки и
калибровки.
После
завершения реализации предусмотренных Концепцией мероприятий, отработки
оптимальных режимов и механизмов работы национального органа по
аккредитации, накопления необходимого опыта и правоприменительной
практики НОА может быть преобразован в некоммерческую организацию с
участием государства и представителей бизнеса.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Олег УРГАНТ, заместитель директора НО «ФРТП», член Совета по аккредитации Комитета по техническому регулированию РСПП:
–
Одобренная Правительством РФ «Концепция единой национальной системы
аккредитации в Российской Федерации» – очень важный и давно ожидаемый
документ, который, тем не менее, содержит ряд изъянов и несоответствий
международному стандарту ИСО /МЭК 17011, устанавливающему общие
требования к органам по аккредитации и являющемуся основой
для создания системы аккредитации.
■
Национальный орган по аккредитации как федеральный орган исполнительной
власти (мы пока не знаем, будет ли это федеральная служба или агентство
при Минэкономразвития РФ ) не может в полной мере быть беспристрастным и
независимым в своих действиях и будет зависеть в своих решениях от
вышестоящей организации.
■
Согласно Концепции, Совет по аккредитации при уполномоченном
федеральном органе исполнительной власти (МЭР РФ ) должен «принимать
участие в выработке политики в области аккредитации и правил
аккредитации…», что впрямую противоречит ИСО 17011.
■
При Совете по аккредитации будет создан комитет по апелляциям (вне
органа по аккредитации), что в принципе создает возможность оспаривания
решения по аккредитации и лишает права и ответственности органа по
аккредитации принимать независимое решение по компетенции заявителя
аккредитации.
■
Концепция предполагает государственный контроль (надзор) за
аккредитованными органами по оценке соответствия, в частности,
федеральная служба по аккредитации (единый НОА), обладающая по
определению правом государственного контроля, возможно, будет
осуществлять его за аккредитованными ею же органами по оценке
соответствия. Это «новшество» не имеет никакого отношения к требованию
пункта 3.18 ИСО 17011 «Инспекционный контроль непрерывного выполнения
аккредитованным органом по оценке соответствия требований по
аккредитации».
■
Вызывает сомнение система оплаты за процедуру аккредитации в связи с
невозможностью органа власти заключать прямые договора (контракты) с
заявителем по аккредитации. Сегодня подобная практика привела к
появлению «серых» схем оплаты за аккредитацию так называемым «экспертным
организациям», к коррупции в ведомствах, ведущих аккредитацию.
■
Вызывает сомнение возможность Национального органа по аккредитации
обеспечить себя достаточным количеством компетентных сотрудников,
имеющих необходимое образование, подготовку, технические знания, навыки и
опыт, соответствующие типу, области и объему выполняемой работы,
включая неописанную добровольную сферу, что является основным
требованием ИСО 17011.
■ В
Концепции совершенно не отрегулированы отношения с уже имеющимися в
России органами по аккредитации в добровольной сфере технического
регулирования. А ведь некоторые из них официально признаны
международными организациями по аккредитации и являются полномочными
членами международных соглашений по признанию результатов аккредитации
(например в ILAC). По тексту Концепции можно предположить возможность
запрета их деятельности, что противоречит их праву по законодательству
РФ на предпринимательскую деятельность.
ТехНАДЗОР № 11 (48), ноябрь 2010 www.tnadzor.ru
Источник: http://www.safeprom.ru/articles/detail.php?ID=13949 |