Интернет, кроме удобного поиска сотрудников, дает отличную возможность проверить будущих соискателей при помощи социальных сетей. Как это лучше сделать, на что обратить внимание? Рассказывают Галина Иванова и Вера Макурова, менеджеры по поиску персонала компании Intercomp Global Services.
В современном мире Интернет стал неотъемлемой частью жизни, кроме того, сеть – это еще и колоссальная база данных, с помощью которой можно найти любую информацию, в том числе и о конкретном человеке. С каждым годом число пользователей Глобальной паутины растет с большой скоростью. По данным мониторинговой компании Pingdom, за прошедший 2010 год во всем мире Интернетом воспользовалось более 2 миллиардов человек. И наша страна не отстает. В «TNS Россия» посчитали и выяснили, что с каждым годом количество пользователей увеличивается на 13–15 процентов. При этом большинство людей присутствуют в той или иной социальной сети.
Погрузившись с головой в мир виртуального общения, мы начинаем выкладывать о себе много дополнительной информации. При этом некоторые пользователи и не подозревают, что кто-то может воспользоваться ею в своих целях. Публикуя личные данные, нужно быть очень осторожным, понимая, что она становится общедоступной.
Узнать все
Информация, которую специалисты по подбору видят в резюме, составлена собственноручно кандидатом. За полную ее достоверность, к сожалению, не всегда можно поручиться. При первичном телефонном интервью и личной встрече рекрутеры помимо основных вопросов пытаются выявить достоверность изложенного на бумаге. Именно тогда на помощь и приходит Интернет. Стоит отметить, что в некоторых российских компаниях уже организуются тренинги на тему о том, как проверить предоставленные данные и получить дополнительную информацию о кандидате через Глобальную паутину.
Нередки случаи, когда менеджеры по персоналу прямо на собеседовании спрашивают кандидатов, какими социальными сетями те пользуются и можно ли получить адрес их аккаунта. В США при устройстве на работу наличие страницы в Facebook – обязательное условие (по данным сайта hh.ru).
На Западе наибольшей популярностью среди рекрутеров пользуются такие ресурсы, как Facebook, профессиональная сеть LinkedIn, микроблоги Twitter и видео на YouTube.
У нас – это социальные сети «В_контакте», «Одноклассники»; международные сети Facebook и LinkedIn только набирают обороты. Наличие у кандидата аккаунта в сети Facebook уже говорит о том, что соискатель владеет английским языком, пусть и на среднем уровне, и ориентирован на общение с друзьями из разных стран. Наличие у кандидата аккаунта в LinkedIn свидетельствует о том, что пользователь также владеет английским языком, ориентирован на развитие своей карьеры в международных компаниях.
Сообщества профессионалов
Не стоит забывать о профильных сайтах, которые существуют практически для каждой профессии. На форумах этих страниц также можно получить дополнительную информацию о кандидате, его навыках, профессиональных достижениях и личных характеристиках. Например, для ИТ-кандидатов это сайт www.habrahabr.ru, для кандидатов на бухгалтерские позиции – это форумы сайта www.buhgalteria.ru.Также рекрутеры активно пользуются поисковыми сайтами Yandex, Google. В строку ввода вбиваются Ф. И. О. или личные данные кандидата, и в результатах поиска может быть информация, оставленная о себе соискателем в Интернете, в том числе и ссылки на социальные сети, где специалистом по подбору персонала может быть вычленена информация о нужном кандидате.
Изучаем ленты
Бытует мнение, что рекрутеры проверяют на достоверность данные соискателей об опыте работы и учебе в определенном вузе через социальную сеть. Это далеко не так, исключения составляют сети LinkedIn или «Профессионалы.рф», которые как раз заточены на получение дополнительной информации из этой области. В социальных сетях рекрутеры больше смотрят на личные данные, профессиональные навыки, достижения кандидата.
Не секрет, что многие из нас при прохождении интервью хотят представить себя в более выгодном свете. Руководствуясь этим желанием, многие кандидаты идут на намеренное искажение информации.
К примеру, при приеме на должность секретаря девушка уверенно сообщает, что вредных привычек не имеет; однако загруженные фотографии в ее онлайн-альбомах свидетельствуют об обратном.
Любое заполненное поле в личном профайле в социальной сети может сказать о человеке больше, чем мог бы поведать о себе он сам. Интернет-сообщества, в которых он состоит, музыку, которую слушает, любимые книги или фильмы, которые указывает, кого цитирует, фотографии, их количество, тематика, даже аватар (пользовательский мини-портрет), – все это может представлять большой интерес для считывания приватной информации о человеке.
При закрытии вакансий линейного персонала рекрутеры, анализируя информацию, почерпнутую в социальных сетях, составляют социальный портрет кандидата (психологический тип, вредные привычки, семейный статус, пр.); при общении с соискателями на позиции топ-менеджмента сотрудники HR-службы также довольно тщательно анализируют информацию из социальных сетей. Кандидаты на данные вакансии, как правило, обладают довольно богатым опытом и багажом знаний, достоверность которых необходимо определить на первоначальных этапах. В этих случаях, для того чтобы уменьшить круг используемых ресурсов, необходимо выяснить максимум информации о человека, его интересах, увлечениях.
Кроме прочего, в социальных сетях можно найти дополнительную информацию о людях творческих профессий, таких как маркетинг, PR. Ввиду того, что данные специалисты разрабатывают инструменты по продвижению товара, здесь может быть максимальное количество творческого материала (статьи, рекламные материалы, пресс-релизы и т. д.). Если претендент имеет какие-то публикации в открытых источниках, то можно проанализировать его стиль письма, системность изложения, словарный запас, что позволит оценить общий уровень интеллекта и культуры кандидата.
Социальная сеть в помощь
Христина Татарникова, директор по персоналу ООО «Федеральная трубная компания»:
- Наша компания старается нестандартно подходить к отбору персонала. Кандидаты, даже если их не принимали на работу, уходили довольные и благодарили нас за интересно проведенное время. Один раз пришел молодой человек практически без опыта работы на вакансию менеджера отдела продаж. Собеседование вели я и директор соответствующего подразделения, конечно в его глазах мы выглядели акулами бизнеса и словами: «я ответственный и целеустремленный» - нас было не покорить. И тут он вдруг говорит, что сочиняет музыку и тексты к песням в стиле рэп и R’n'B, и прямо сейчас может нам продемонстрировать, если мы предоставим ему доступ в интернет. Я принесла ноутбук, колонки, молодой человек зашел на свою страничку в социальной сети, включил музыку и высказал нам свою «социальную позицию» тем способом, который любил больше всего. Кандидат в итоге был успешно принят на позицию, отлично вписался в коллектив, показал лучшие результаты среди других на обучении, чем еще раз доказал, что талантливые люди – талантливы во всем!