этой статье я расскажу о том как составить полноценное портфолио учителя
и сделать сайт учителя. Вы узнаете какова структура портфолио педагога и
какие виды электронного портфолио бывают. Мы также рассмотрим основные
ошибки, допускаемые при оформлении портфолио.
Для начала предлагаю определиться, какого же рода слово "портфолио"
- мужского или среднего? В современных словарях данная лексема пока не
зафиксирована, и даже программа Word подчёркивает это слово красным, как
написанное с ошибкой. Отмечу, что слово "портфолио" не склоняется, а
употреблять его можно как в мужском, так и в среднем роде. Для своей
статьи я выбрала последний вариант.
В переводе с итальянского "портфолио" означает "папка с документами". Но что такое портфолио на самом деле? Есть множество определений, предлагаю вам своё...
Портфолио учителя - это способ фиксирования, накопления
материалов, демонстрирующих уровень профессионализма учителя и умение
решать задачи своей профессиональной деятельности. Портфолио учителя
показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в
учебных и внеучебных видах деятельности.
Электронное портфолио педагога - это веб-базированный ресурс, сайт учителя, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения владельца.
Цель создания портфолио учителя
У учителя должно быть некое "досье успехов", в котором отражается все
интересное и достойное из того, что происходит в его жизни. Таким досье
может стать сайт учителя или портфолио учителя.
Главное назначение портфолио - продемонстрировать наиболее значимые
результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной
компетенции, такие как реализованные проекты, участия в олимпиадах и
конкурсах, проведённые педагогом исследования.
Портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и
систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои
возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и
достижению более высоких результатов.
Второе важное предназначение портфолио учителя - это альтернативная
форма оценки профессионализма и результативности работы педагога при
проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной
категории.
Среди учителей портфолио завоевывает все большую популярность, и
становится необходимым для педагогов повышающих свой профессиональный
уровень.
Виды портфолио учителя
Спектр деятельности современного педагога может быть настолько широк, что собрать воедино все результаты учебной и результаты внеурочной деятельности в одном документе просто невозможно. В этом случае необходимо создать электронное портфолио, которое объединит весь набор работ учителя и представит все аспекты его деятельности в виде полной картины.
Многие авторы трактуют электронное портфолио учителя как некий
набор документов, сформированных на компьютере. Данный подход имеет
право на существование, но он устарел. В последние годы интернет получил
настолько широкое распространение и аудитория его настолько велика, что
портфолио неопубликованное в интернете в виде сайта учителя можно
считать несостоявшимся. Сотни людей не смогут увидеть Ваш сайт-портфолио,
не смогут оценить его по заслугам, прокомментировать его,
воспользоваться передовыми педагогическими идеями, почерпнутыми с Вашего
сайта-портфолио. Портфолио, лежащий в папке на компьютере не
представляет из себя никакой ценности ни для вас, ни для общественности.
Публикация в сети портфолио в виде сайта учителя необходима!
Несомненно, у заинтересованного учителя должен существовать и бумажный
эквивалент электронного портфолио в виде папки с документами. Это должна
быть краткая выжимка на нескольких листах, содержащая в себе основные
моменты и утверждения о вас и вашей профессиональной деятельности.
Бумажный вариант портфолио педагога непременно должен содержать упоминание о вашем личном сайте-портфолио и несколько ссылок на него.
Некоторые авторы в своих статьях об электронном портфолио учителя выделяют несколько видов портфолио:
- Портфолио достижений - в данном случае наибольший акцент нужно сделать на документы подтверждающие успехи вашей деятельности.
- Портфолио презентационный - необходим при поступлении на новое место
работы, особенно в тех случаях, когда заработная плата назначается по
итогам собеседования.
- Портфолио тематический - в этом варианте акценты расставляются на
тематически обособленные творческие работы в разных сферах деятельности.
- Портфолио комплексный - объединивший в себе вышеперечисленные виды
портфолио и пригодный для презентации портфолио учителя школы.
Структура портфолио учителя. Вариант №1.
1. Общие сведения об учителе
ФИО.
Фамилия Имя и Отчество должны быть обозначены ярко и чётко, что бы с
первых секунд просмотра сайта учителя или бумажного портфолио они хорошо
запомнились. ФИО должны быть прописаны достаточно крупным, красивым,
хорошо читаемым шрифтом. Ошибкой многих является "слишком" красивый
шрифт с излишними завитушками. Некоторые педагоги считают, что чем
изощрённее шрифт, тем очевиднее их умение пользоваться компьютером. Это
не так. Подобные надписи нечитабельны и демонстрируют полную безвкусицу.
Не нужно портить впечатление о вас с самого начала. Поступите иначе -
постарайтесь создать чёткую ассоциацию между ФИО и всем остальным, что
говорит о Вас. Подберите хороший шрифт и цвет, тогда появится шанс, что
портфолио вызовет положительные эмоции, а его автор не останется
безымянным.
Помните! Ваше ФИО - это ваш логотип!
Год рождения.
Нужно его указывать или нет - вопрос спорный. Если Ваше портфолио являет
миру скупую выжимку фактов и сухое табличное описание Вашей
деятельности, подобное справке горисполкома социалистических времён, то
пожалуйста - указывайте год рождения. Это будет хорошим дополнением
плохого портфолио.
Я предлагаю другой вариант - разместить рядом с ФИО вашу фотографию.
Фото само расскажет о вашем возрасте. Кроме того оно продемонстрирует
вашу обаятельность и красоту. А это, согласитесь, немаловажно!
Комбинация из красиво представленного ФИО и хорошей фотографии может
стать ключевой, тем боле если, к примеру, директор или завуч школы -
мужчина ))
Образование.
В этом разделе нужно указать свою основную специальность и квалификацию
по диплому. Если у Вас несколько дипломов, то их всех нужно перечислить
здесь.
Трудовой и педагогический стаж работы.
Этот раздел как бы отражает ваше положение на карьерной лестнице
педагога. Не забывайте обновлять этот раздел! Здесь нужно перечислить
все учебные заведения, в которых вам удалось поработать. Данный раздел
один из самых важных, поскольку демонстрирует Ваш педагогический опыт и
его разнообразие, а это один ключевых параметров оценки учителя.
Повышение квалификации.
В этом разделе указываются пройденные вами курсы, семинары в которых вам
удалось поучаствовать или проявить себя. Возможно, вы были
организатором подобных курсов или семинаров - это также стоит отметить.
Если курсы не были связанны с профессией педагога (из смежных областей),
то о них всё равно стоит упомянуть. Более подробно опишите самые
значимые эпизоды из всей практики повышения квалификации (где и когда
прослушаны курсы, их проблематика).
Награды, грамоты, благодарственные письма.
Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития
педагога. В нём можно писать всё! Но советую размещать награды, грамоты и
благодарственные письма в порядке значимости. Последние строки раздела
обычно получают меньше внимания, поэтому постарайтесь самое важное
поместить под №1.
Копии документов.
Данный раздел наиболее важен для бумажного портфолио.
Распечатайте копии документов подтверждающих наличие дипломов, ученых
степеней, почетных званий, наград, грамот и благодарственных писем.
Для электронного портфолио всё проще. Разметите скан-копии документов в
отдельной папке на Вашем сайте учителя, а в разделах "Образование" и
"Повышение квалификации" превратите строки с описанием дипломов в
гиперссылки так, что бы при нажатии на них, открывались сохраненные
изображения ваших аттестатов и прочих документов. Например, вот так
можно оформить этот раздел в электронном портфолио. http://prokinana.narod.ru/p2aa1.html
2 . Результаты педагогической деятельности
В этом разделе должны быть собраны:
материалы, демонстрирующие результаты освоения обучающимися
образовательных программ и сформированности у них ключевых
компетентностей по преподаваемому предмету;
сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на
основании контрольных срезов, участия воспитанников в школьных и других
олимпиадах, конкурсах;
результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
сведения о наличии медалистов;
сведения о поступлении в вузы по специальности и т.п.
Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя.
3. Научно-методическая деятельность
В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога:
обоснование выбора аттестуемым образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы;
обоснование выбора аттестуемым используемых образовательных технологий;
обоснование применения аттестуемым в своей практике тех или иных средств
педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном
процессе, технологий обучения детей с проблемами развития и т. п.;
работа в методическом объединении, сотрудничество с районным методическим центром, АППО, вузами и другими учреждениями;
Участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах
участие в методических и предметных неделях;
организация и проведение семинаров, "круглых столов", мастер-классов и т.п.;
проведение научных исследований;
разработка авторских программ;
написание рукописей кандидатской или докторской диссертации;
подготовка творческого отчета, реферата, доклада, статьи;
4. Внеурочная деятельность по предмету
Раздел должен содержать документы:
список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;
список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;
сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью
проведенных мероприятий (выставки, предметные экскурсии, КВН,
брейн-ринги и т. п.);
программы работы кружков и факультативов
другие документы.
5. Учебно-материальная база
В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии):
список словарей и другой справочной литературы по предмету;
список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.);
наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.);
наличие компьютера и компьютерных средств обучения (программы
виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные учебники и т.
п.);
аудио- и видеопособия;
наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т. п.;
измерители качества обученности учащихся;
другие документы по желанию учителя.
Источник: http://prokinana.narod.ru/ |