Не за Европой, а параллельно с ней Геннадий ШМАЛЬ, президент Союза нефтегазопромышленников России, председатель Межотраслевого Совета по техническому регулированию и стандартизации в нефтегазовом комплексе России (Москва)
Проблема низкого уровня управления сегодня актуальна для большинства отечественных компаний, относятся ли они к нефтегазовой, машиностроительной, строительной или какой-либо другой отрасли промышленности. Частные интересы превалируют над государственными, новые технологии внедряются крайне слабо, не используются мировой и отечественный опыт работы, нет квалифицированных кадров, хромает исполнительская дисциплина – с этим на практике сталкивается, наверное, каждый. Насколько же принимаемые и применяемые сегодня в Российской Федерации технические регламенты способны помочь промышленникам справиться с данными недостатками? В одном из публичных выступлений президент Татарстана Ментимир Шаймиев однажды сказал: «Практика показала жизнеспособность и высокую эффективность производственной деятельности малого сегмента нефтедобычи в республике». Так и в масштабах всей страны одним из путей повышения эффективности нефтедобычи является целенаправленное развитие малого бизнеса по добыче нефти, стимулирование его деятельности. Особого внимания с этой точки зрения заслуживает Волго-Уральская нефтегазоносная провинция, где стабилизация добычи в перспективе реальна – это доказывает и опыт работы татарстанских нефтяников, в частности «Татнефти» и других предприятий. Следует отметить и высокие темпы развития в регионе новых технологий: впервые в России «Татнефть» приступила к разработке Ашальчинского битумного месторождения методом парогравитационного дренажа на основе собственной уникальной технологии. Однако в данном случае возникает серьезное расхождение: технологии есть, а технических регламентов и стандартов пока нет. И после получения патента на изобретение предприятию придется еще покупать лицензию на право ведения разработок собственными же методами. В отсутствие внятной промышленной политики в стране активную роль могут и должны играть различные формы и методы влияния на состояние и развитие отдельных отраслей и промышленности в целом. Это могут быть национальные проекты, территориальные целевые программы, региональные и межрегиональные программы – к примеру, «Урал промышленный – Урал Полярный», стратегии долгосрочного развития отдельных отраслей, законодательные акты, касающиеся основополагающих вопросов развития российской экономики. К числу последних, по замыслу разработчиков, должен был относиться и принятый в декабре 2002 года Федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Со дня его принятия уже прошло семь лет, а сформулированы лишь несколько технических регламентов. При этом, в соответствии с законом, по окончании переходного периода в 2010 году все обязательные требования к продукции и средствам производства, в отношении которых технические регламенты не были приняты, должны будут прекратить свое действие. Анализ более ста проектов техрегламентов показал большое расхождение в законодательной базе и правоприменительной практике России со странами ЕС и СНГ Между тем специалисты отмечают, что существенные противоречия самого закона и отсутствие четкой экономической базы и правил разработки техрегламентов, а также существенное расхождение с международными, прежде всего европейскими, подходами к разработке технических нормативов не позволят в установленный срок сформировать необходимое количество регламентов. Тем более что до сих пор неясно, сколько же их должно быть: по некоторым оценкам хватит 300–400, по другим – гораздо больше. В таких условиях резко снижается эффективность государственного регулирования уровня безопасности в промышленности, строительстве, энергетике, транспорте, что на фоне нарастающего износа основных производственных фондов повышает вероятность возникновения аварий и техногенных катастроф, чему мы с вами, к сожалению, и являемся свидетелями в последнее время. Анализ более 100 проектов технических регламентов, находящихся на стадии разработки, выявил весьма тревожную тенденцию в развитии бизнеса страны и экономики в целом. Можно констатировать существенное расхождение в законодательной базе и правоприменительной практики в сфере технического регулирования со странами ЕС и СНГ – а ведь на их долю приходится 70% российского товарооборота. В созданной Минпромторгом Российской Федерации программе разработки первоочередных технических регламентов практически отсутствуют нормативы для нефтегазового сектора экономики – за исключением технического регламента «О безопасности магистрального трубопроводного транспорта, внутрипромысловых и местных распределительных трубопроводов». Формирование национальных стандартов должно не ограничиваться принятием международных норм, а проводиться при участии специалистов предприятий Стоит ли говорить о той важной роли, которую играет сегодня нефтегазовый сектор в экономике страны? На этом фоне подобное отношение выглядит совершенно неправомерным, неправильным и недальновидным. Хочется подчеркнуть также, что мир не перестанет ездить на автомобилях, летать на самолетах, пользоваться холодильниками и кондиционерами, поэтому через пару лет потребности в топливных и энергетических ресурсах снова начнут расти. Значит, кризисная ситуация ни в коем случае не должна привести к замораживанию или свертыванию проектов инновационного обновления и технологической модернизации нефтегазового комплекса страны, а также его перспективного развития. Сегодня необходимо создать проект программы разработки технических регламентов и стандартов в нефтегазовом комплексе и утвердить ее как минимум на комиссии Совета Правительства РФ по ТЭКу. Созданная в России система трубопроводного транспорта является совершенно уникальной и одним из крупнейших инженерных сооружений прошлого ХХ века. Однако разработанный проект технического регламента «О безопасности магистрального трубопроводного транспорта» вызывает у специалистов множество дополнительных вопросов. Эксперты ВНИИС – головного института, который разрабатывал все СНиПы по магистральным и трубопроводным транспортам, – прислали к тексту нового норматива замечания на 20 страницах мелким почерком. Это говорит о том, что при разработке проектов технических регламентов к делу привлекались совершенно неквалифицированные люди. Давно нужно поставить заслон подобной практике, осуществляемой отдельными отечественными чиновниками. Межотраслевой Совет по техническому регулированию и стандартизации в нефтегазовом комплексе России, который был создан три с небольшим года назад, является первым пилотным проектом по реализации соответствующей части концепции развития национальных систем стандартизации в РФ, созданной в 2006 году. За прошедшее с тех пор время наработан достаточно большой опыт, по аналогии были созданы еще несколько межотраслевых советов: в строительстве, металлургии, в целом ряде других. Это говорит о том, что совершенно правильно была выбрана линия: Совет – общественная организация, которая не получает деньги от правительства, и его участники могут высказывать собственную независимую точку зрения по тем вопросам, в которых хорошо разбираются. По решению Совета была реорганизована вся система технических комитетов, и те комитеты, которые сегодня есть, являются достаточно работоспособными. Также очень активно работает созданный недавно комитет ТК-23, что со временем позволит решить многие вопросы, связанные с техническим регулированием и стандартизацией. Вместе с тем, остается еще немало проблем, над которыми необходимо работать: это и отечественная нефтепереработка, которая на сегодняшний день никуда не годится, и недостаточное по уровню качества оборудование, запорная арматура, которая не отвечает требованиям безопасности трубопроводных систем, утилизация попутного нефтяного газа – и так далее, и так далее. Все это в конечном итоге упирается в вопросы, связанные со стандартизацией и техническим регулированием. Очевидно, что существующий сегодня проект техрегламента «О безопасности трубопроводного транспорта» нуждается в существенном изменении и доработке, при этом новые нормы не должны ограничиваться односторонним принятием международных правил, а формирование национальных стандартов должно проводиться при прямом участии специалистов предприятий, деятельность которых непосредственно связана с разработкой и внедрением инноваций.
Источник: http://www.tnadzor.ru/article/tn_37_09_58.php |