2 июля 2010
года в республике Башкортостан на заводе «Мономер», на эстакаде
технологических трубопроводов объекта «Площадка вспомогательных
подразделений» управления по обслуживанию и ремонту коммуникаций
основных производств ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», в результате
разгерметизации проложенного по эстакаде трубопровода пропилена
произошел выброс продукта и его воспламенение.
В
тот день в 16 часов 40 минут, когда рабочая смена была закончена,
работники завода «Мономер» шли в административно-бытовой корпус.
Произошел «хлопок», и они сразу увидели густую дымку, спускающуюся с
эстакады технологических трубопроводов, она распространялась у земли в
стороны, образуя белое «облако». Цеха № 55, 56, 58, между которыми
проходила эстакада, в это время находились на капитальном ремонте.
Через
несколько мгновений выбрасываемый продукт загорелся, в том числе и под
эстакадой, куда некоторая его часть успела вылиться. Огонь частично
разрушил оконные переплеты здания ГПП-2 и остекление сооружения объекта №
1156, в зоне аварии горела трава.
Через
несколько минут на место происшествия прибыли дежурные караулы пожарных
частей и приступили к тушению пожара и охлаждению технологических
трубопроводов на эстакаде. Силами дежурного газоспасательного взвода
была проведена разведка прилегающей к месту пожара территории и объекта №
1156 на наличие пострадавших, выставлено оцепление с западной и
восточной стороны от очага пожара, организован контроль состояния
воздушной среды. Превышение предельно допустимых концентраций вредных
веществ зафиксировано не было.
Работниками
ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» были приняты меры по аварийному отключению
действующих технологических трубопроводов эстакады в соответствии с
производственными инструкциями и Планами локализации и ликвидации
аварийных ситуаций производственных объектов. В 17 часов 42 минуты пожар
был локализован, в 20 часов 45 минут –ликвидирован.
При
определении трубопровода, явившегося первоисточником возникновения
аварии, комиссия по расследованию исключила из числа возможных очагов
аварийного выброса трубопроводы, предназначенные для транспортировки
негорючих сред, топливного газа, углеводородов, находящихся в
газообразном состоянии, углеводородов с высокой температурой кипения
(горючие жидкости), недействующие трубопроводы и трубопроводы,
подготовленные к ремонту и находящиеся без избыточного давления
продукта.
Таким
образом, круг объектов исследования сузился с 50 до 2 технологических
трубопроводов, расположенных на эстакаде в месте возникновения аварии,
один из которых – трубопровод пропилена, другой – трубопровод для
перекачки широкой фракции легких углеводородов. В ходе расследования
было установлено, что первопричиной возникновения аварии явился все-таки
трубопровод пропилена. Другие технологические трубопроводы эстакады
были повреждены или разрушены в результате возникшего пожара.
К
работе комиссии по расследованию причин аварии была привлечена
экспертная организация ЗАО «НДЦ «НПФ «Русская лаборатория», с учетом
заключения которой были установлены конструктивные недостатки опор,
использованных при прокладке трубопровода по эстакаде. Кроме того,
выявлены допущенные при монтаже трубопровода отступления от принятой
технологии. В частности, в ходе расследования было установлено, что
вместо проектной подвесной опоры типа ПГ-159-1100-1750 при монтаже
трубопровода пропилена была использована корпусная опора типа КП А-12,
изготовленная по ОСТ 36-146, который не предусматривает наличия
дренажных (вентиляционных) отверстий в корпусе. Более того, монтаж опоры
трубопровода пропилена в месте аварии был выполнен с отклонением от
требований ОСТ 36-146 (отсутствовали сварные швы приварки поперечных
стенок опоры к трубе).
Таким
образом, конструктивные особенности опоры (отсутствие дренажных
отверстий в корпусе) и нарушения, допущенные при ее монтаже,
способствовали попаданию жидкости во внутреннюю полость корпуса, что
явилось причиной усиленной (из-за парникового эффекта) атмосферной
коррозии.
Комиссия
выявила ряд нарушений нормативных требований по безопасной эксплуатации
межцеховых технологических трубопроводов. В их числе:
■
ненадлежащий контроль за качеством строительства трубопровода пропилена
со стороны монтажной организации и заказчика в 1984 году, приведший к
приемке в эксплуатацию объекта, построенного с нарушением требований ОСТ
36-146 в части монтажа опор;
■ несоблюдение предприятием нормативных требований по организации безопасной эксплуатации технологических трубопроводов.
Технической
причиной аварии стало утонение тела трубы под опорой из-за атмосферной
коррозии до толщины, меньшей, чем расчетная, вследствие неправильного
монтажа опоры к трубопроводу пропилена.
По
результатам расследования разработаны мероприятия по устранению и
профилактике причин аварии, рекомендации по повышению уровня безопасной
эксплуатации технологических трубопроводов.
ТехНАДЗОР № 11 (48), ноябрь 2010 www.tnadzor.ru
Источник: http://www.safeprom.ru/articles/detail.php?ID=13983 |