05.06.08 Авария (падение) автомобильного крана в ООО «Кранмонтаж», г. Новосибирск (МТУ по Сибирскому федеральному округу).
Кран автомобильный КС-45721 изготовлен в ОАО «Челябинский механический завод» 31.10.06. Место аварии – объект ООО «ДСгрупп»: демонтаж плит одноэтажного производственного корпуса завода «Большевик».
5 июня 2008 г . крановщик получил устное задание выехать на завод «Большевик» для выполнения заявки на погрузочно-разгрузочные работы с краном. После осмотра автокрана он приехал на территорию завода «Большевик». Представитель ООО «ДСгрупп» (он же – прораб) выдал задание крановщику на производство работ краном по демонтажу плит перекрытия с одноэтажного производственного корпуса завода «Большевик».
Прораб указал на плиты перекрытия размером 3?12 м. Крановщик установил автокран на все выносные опоры на бетонной площадке перед зданием. Место складирования – открытая бетонированная площадка.
От ООО «ДСгрупп» был выделен стропальщик. Прораб устно уведомил о массе плит крановщика, назвав величину 6–7 т. Крановщик провёл самостоятельно расчёт массы плиты и согласился, что плита перекрытия весит около 6–7 т. Стропальщик, зацепив плиту за монтажные петли, дал команду на подъём. Крановщик поднял её краном и начал поворачивать вправо. При повороте к левой задней выносной опоре кран стал резко заваливаться вправо. Крановщик выключил механизм поворота, а затем, снова включив его, стал поворачивать груз влево, включив при этом механизм опускания груза. Плита совершала маятниковые движения, и под действием динамической нагрузки, а также перегруза кран упал (рис. 4).
Рис. 4. Автомобильный кран КС-45721 после аварии (ООО «Кранмонтаж»)
Крановщик при ударе стрелы о землю выпал из открытой кабины крана и получил лёгкую травму.
При осмотре крана обнаружено:
деформация:
- 1-й корневой части стрелы в горизонтальной плоскости, полученная от удара 2-й вставки стрелы о плиту в момент падения крана на бок;
- 2-й части стрелы в горизонтальной плоскости;
- оголовка стрелы с разрушением блочков для подвешивания грузового крюка;
- 3-й части стрелы в горизонтальной плоскости; -Ф- левая передняя направляющая выдвижения опоры аутригера имеет порывы по основному металлу и сварным швам вертикальных стенок и нижнего листа в зоне их приварки друг к другу;
- зона опирания левого переднего аутригера в рабочем положении и элемент усиления направляющей имеют пластические деформации и порывы;
- деформация штока гидроцилиндра выдвижения левой опоры аутригера;
- прибор безопасности ОГМ-240 имеет место вмешательства в систему настройки. Объективное считывание невозможно;
- вахтенный журнал на кран отсутствовал после аварии;
- при расчёте плиты перекрытия установлено, что её масса равна 10,8 т. Грузоподъёмность крана на вылете стрелы 7 м - 5,74 т, перегруз крана составил 188 %.
Причины аварии:
- неисправность ограничителя грузоподъёмности ОГМ-240;
- нарушение технологии производства работ, а именно: отсутствие ППРк на демонтаж плит перекрытия и отсутствие разработанной схемы строповки плиты перекрытия с указанием её массы;
- перегруз крана;
- неправильная организация производства работа именно:
- неэффективность производственного контроля, отсутствие планирования и проведения необходимых проверок опасных производственных объектов при направлении кранов сторонним организациям со стороны лица, ответственного за осуществление производственного контроля;
- непринятие управленческих решений по работе крана, необходимых при отсутствии ППРк;
- нарушение технологической и производственной дисциплины -самостоятельный подъём груза, на который не разработаны схемы строповки;
- производство работ по демонтажу при отсутствии ППРк.
Директор ООО «ДСгрупп» допустил демонтаж плит перекрытий:
- без ППРк;
- не организовал проведение аттестации в области промышленной безопасности ИТР, ответственного за безопасное производство работ кранами;
- своевременно не проинформировал о происшедшей аварии органы MТУ Ростехнадзора.
Прораб ООО «ДСгрупп» допустил:
- демонтаж плит перекрытий без ППРк;
- перемещение груза, масса которого неизвестна, без определения фактической массы.
Крановщик производил демонтаж плит перекрытия: с перегрузом в 188 %;
- работая с неисправным прибором безопасности - ограничителем грузоподъёмности, который не блокировал перегруз крана;
- перемещая груз, масса которого неизвестна, без определения фактической массы.
Источник: http://www.safeprom.ru/articles/detail.php?ID=9465 |