13.05.08 Авария (падение) гидравлического подъёмника и групповой несчастный случай в ООО «Омега», аэропорт «Домодедово» (МТУ по Центральному федеральному округу), в багажном павильоне № 1 международных воздушных линий (далее – МВЛ).
Багажный павильон № 1 МВЛ имеет 3 этажа, высота фасада со стороны перрона лётного поля от уровня перрона до кровли составляет 17,63 м . Фасад багажного павильона – это навесные панели и витражи с оконным заполнением стеклопакетами. По техническим требованиям, стены, обшитые линеарными панелями, подлежат периодическому очищению от грязи. Очистка остекления от пыли, копоти и других загрязнений проводится не реже 4 раз в год. Эти работы выполняет ООО «Омега», заключившее с ЗАО «Аэровокзальный комплекс «Домодедово»» (далее – АВК «Домодедово») договор.
Для поднятия мойщиц окон на необходимый уровень применялся гидравлический подъёмник с комбинированной стрелой, принадлежащий ЗАО «АВК «Домодедово». Индекс подъёмника – «Palazzani Rango XTJ 30» (далее – Palazzani). Подъёмник, изготовленный в 2007 г . на предприятии Palazzani Industre SpA 4 (Италия), предназначен для перемещения людей с инструментом и материалами при проведении работ в пределах зоны обслуживания. Конструкция рабочего оборудования – подъёмник полноповоротный с телескопической стрелой, шарнирной верхней секцией стрелы и поворотной люлькой; грузоподъёмность – 200 кг ; рабочая высота подъёма – 30 м ; вылет – 14,5 м .
13.05.08 на основании устного согласования генерального директора ООО «Омега» и начальника отдела хозяйственной эксплуатации ЗАО «АВК «Домодедово» работники ООО «Омега» должны были мыть остекление фасада багажного павильона № 1. Подъёмник «Pallazani» уже был установлен начальником подгруппы уборочных машин перед фасадной стеной павильона № 1. При этом продольная сторона ходовой рамы располагалась параллельно стене здания. Выносные опоры были раздвинуты так, что продольный опорный контур составлял 2,9–3,1 м, а поперечный – 4,1–4,4 м. Ось вращения поворотной рамы подъёмника находилась на расстоянии 2,9– 3,1 м от левого угла здания, на расстоянии 7,4 м от фасада. Как показали в своих объяснениях две мойщицы, начальник подгруппы в их присутствии, управляя с наземного пульта, несколько раз поднимал люльку без груза (он объясняет эти действия тем, что как раз проверял исправность подъёмника перед началом работы). Затем две мойщицы окон, надев каски и страховочные пояса, взяв пластмассовое ведро с водой и приспособления для мойки окон, зашли в люльку подъёмника и пристегнули карабины страховочных поясов к дугам ограждения люльки. Начальник подгруппы, управляя с наземного пульта, поднял люльку с мойщицами окон на высоту примерно 12- 13 м . Начали мойку витража 2-го этажа, с левого края павильона № 1. Гусёк стрелы был выдвинут, люлька ориентирована широкой стороной вдоль здания. По мере того, как мойщицы заканчивали очищать 1- и 2-й ярусы стеклопакетов, по их команде оператор перемещал люльку вдоль витража до следующего ряда стеклопакетов. Для этого он поворачивал опорно-поворотный круг вправо и выдвигал стрелу. Так было вымыто 6 из 10 рядов стеклопакетов. Примерно в 11 ч 30 мин, для того, чтобы можно было доставать до 7-го ряда стеклопакетов, мойщица подала команду начальнику подгруппы передвинуть люльку к 7-му ряду стеклопакетов, т.е. в сторону строящегося здания. В момент начала передвижения люльки вправо вдоль здания подъёмник начал опрокидываться в сторону пристраиваемого к павильону № 1 строения ( рис. 3, а).
На основании осмотра места аварии и сведений, приведённых в заключении экспертизы № 1133-03-08 по техническому диагностированию подъёмника, установлено, что в момент опрокидывания высота подъёма люльки составляла 12,3- 12,7 м , вылет люльки 13- 13,4 м , что превышало допустимый вылет, указанный в паспорте - 12,2 м . При падении люлька с находящимися там мойщицами, ударившись по касательной о стену строящегося здания, что несколько уменьшило скорость падения, упала на землю (рис. 3, б). Во время падения одна из мойщиц оказалась на полу люльки (травма - перелом 6-го ребра справа и перелом тела грудного позвонка), а другая - упала на напарницу (закрытый перелом 9- и 10-го рёбер справа, ушибы, ссадины правой голени, ушиб грудной клетки).
Рис. 3. Последствия аварии в ООО «Омега» (а); место падения люльки (б)
Причины аварии и группового несчастного случая:
- опрокидывание подъёмника вследствие потери устойчивости из-за превышения допустимого грузового момента в результате несрабатывания системы ограничения грузового момента, которая не должна была допустить выход люльки за пределы рабочей зоны;
- подъёмником управлял начальник подгруппы, не прошедший первичную подготовку и аттестацию по специальности оператор подъёмника в профессионально-техническом учебном заведении и (или) на курсах учебно-курсового комбината;
- начальник подгруппы допущен к управлению подъёмником без медицинского осмотра, необходимого для разрешения выполнять данную работу;
- производственный контроль за безопасной эксплуатацией подъёмника «Pallazani Ragno XTJ 30» в ЗАО «АВК «Домодедово»» должным образом не осуществлялся:
- не установлен порядок обучения обслуживающего подъёмник персонала, машиниста (оператора), рабочих люльки, ответственного за безопасное производство работ;
- при выполнении работ по мойке окон с применением подъёмника не были разработаны технологические карты по безопасной эксплуатации подъёмника;
- не определён порядок выделения и направления подъёмника сторонним организациям;
- генеральный директор ООО «Омега» и специалисты организации не прошли аттестацию по промышленной безопасности в связи с эксплуатацией подъёмников (вышек);
- генеральный директор ООО «Омега» для выполнения обязанностей рабочих люльки назначил рабочих, не прошедших медицинское освидетельствование, а также обучение и аттестацию в учебном заведении или комиссии предприятия.
Источник: http://www.safeprom.ru/articles/detail.php?ID=9465 |