20.03.08 Авария (разрушение) автомобильного крана и несчастный случай со смертельным исходом в ОАО «Волгодизелаппарат», г. Маркс (УТЭН по Саратовской области).
Автомобильный кран КС-3579 2003 г . изготовления, производства РУП Могилёвского завода транспортного машиностроения (г. Могилёв, Белоруссия). Максимальная грузоподъёмность - 15 т.
Место аварии и несчастного случая - часть автомобильной дороги, примыкающая к площадке перед центральным выходом из проходной ОАО «ВДА». Дорожное покрытие асфальтированное, ровное. Территория, прилегающая к проходной завода, выложена тротуарной плиткой.
Согласно приказу генерального директора ОАО «ВДА» за № 51 от 21.02.08, по заданию директора «ВДА-АТП», для выполнения работ по разгрузке сельхозагрегатов на выставке-продаже «АгроМир-2008» был выделен автокран. Крановщик ОАО «ВДА» выполнял работу по разгрузке двух тракторов ХТЗ-17221 с машины и монтажу колёс на них. Для разгрузки и монтажа колёс тракторов были задействованы два работника филиала Торговый Дом «Харьковский тракторный завод», не имевшие удостоверений стропальщиков.
20.03.2008 г. в 11 ч крановщик установил кран возле проходной ОАО «ВДА» на проезжей части дороги, выставив его на две задние выносные опоры с применением металлических подкладок. Разгрузив первый трактор, он приподнял его на 0,4 м . Работники филиала приступили к монтажу колёс. Им помогал начальник службы охраны ОАО «ВДА». Во время монтажа 2-го колеса работник филиала и начальник службы охраны услышали треск со стороны крана и сообщили об этом крановщику, который заявил, что это треск у него в кабине. При установке 4-го колеса работник филиала услышал глухой щелчок, при этом трактор резко опустился на асфальт. Стрела крана качнулась, и крановая установка вместе с крановщиком стала падать в сторону заводской проходной. При ударе стрелы крана о землю крановщик вылетел через открытую дверь кабины крана и упал на прилегающую к проходной территорию. Начальник службы охраны вызвал скорую помощь и побежал в медпункт ОАО «ВДА» за медперсоналом. Первую помощь до приезда скорой помощи оказали врач-терапевт завода и старшая медсестра. Через 7 мин после вызова приехала скорая помощь, которая доставила пострадавшего в хирургическое отделение Марксовской городской больницы, где, несмотря на проведенную операцию, он скончался от полученных травм.
Расследованием установлено, что произошёл отрыв поворотной платформы крана от опорно-поворотного устройства и падение её на землю в результате разрушения 13 болтовых соединений диаметром 16 мм , вставленных в полуобоймы ОПУ диаметром 18,5 мм , и 23 винтов поворотной платформы (рис. 2).
Рис. 2. Общий вид места аварии автомобильного крана КС-3579 в ОАО «Волгодизелаппарат»
Причины аварии и несчастного случая:
- отрыв крановой установки (со стрелой и кабиной машиниста крана) от опорно-поворотного устройства и её падение на землю в результате:
- невыполнения в полном объёме работ по техническому обслуживанию крана, в соответствии с графиком согласно инструкции завода-изготовителя по эксплуатации крана, что привело к ослаблению болтовых и винтовых соединений крепления крановой установки к опорно-поворотному устройству и, как следствие, - возникновению дополнительных динамических нагрузок на болты и винты крепления опорно-поворотного устройства при передвижениях и эксплуатации крана и их разрыву;
- конструктивных недоработок данной модели крана - отсутствие возможности свободного доступа для осмотра и затяжки ослабленных болтовых соединений крепления поворотной платформы;
- несрабатывания ограничителя грузоподъёмности из-за принудительного воздействия на шток реле перегрузки посредством вставки;
- продолжительного нахождения груза, превышающего грузоподъёмность крана, в подвешенном состоянии;
- осуществление не в полном объёме производственного контроля и слабый технический надзор за содержанием и эксплуатацией крана;
- выставление крана только на две задние выносные опоры;
- отсутствие технологической карты на погрузку и разгрузку транспортных средств.
Директор «ВДА-АТП» ОАО «ВДА» - ответственное лицо за исправное состояние грузоподъёмных механизмов, не обеспечил выполнение работ по техническому обслуживанию крана в соответствии с графиком согласно инструкции по эксплуатации завода-изготовителя.
Исполняющий обязанности главного механика ОАО «ВДА», ответственный по надзору за грузоподъёмными механизмами, не обеспечил контроль за соблюдением графика работ по техническому обслуживанию крана в соответствии с инструкцией по эксплуатации завода-изготовителя.
Заместитель главного инженера по эксплуатации ОАО «ВДА» не обеспечил организацию и осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией опасного производственного объекта.
Источник: http://www.safeprom.ru/articles/detail.php?ID=9465 |