Воскресенье, 22.12.2024, 22:27
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Справочник Профессионала - Directory of professional  16+

Категории раздела
Продукция с доставкой и наши услуги [0]
описание поставляемых товаров и услуг
Маркетинг, реклама, продажи [60]
Управление предприятием и кадровое дело [50]
Охрана труда [575]
Пожарная безопасность [41]
Промышленная безопасность [12]
Экологическая безопасность предприятия [2]
Строительство и технологии [7]
Государственный и муниципальный заказ [3]
Недвижимость [4]
Стандарты и регламенты [92]
Аварии и катастрофы [423]
Здравоохранение [1]
Образование [8]
Бухучет и налогообложение [2]
Увлечения [8]
Немного о разном [181]
Информация, Пресс-релизы и другое [32]
Пресс-релиз — сообщение для прессы — информационное сообщение, содержащее в себе новость об организации (возможно и частном лице), выпустившей пресс-релиз, изложение её позиции по какому-либо вопросу и передаваемое для публикации в СМИ. Чтобы добавить свой пресс-релиз используйте форму обратной связи.
История о людях [5]
НАШ ОПРОС
Просим Вас указать Вашу принадлежность к той или иной группе:
Всего ответов: 4882
Статистика
 
Рейтинг@Mail.ru
 
 
 
 

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
Зарег. на сайте
Всего: 1232
Новых за месяц: 0
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0
Из них
Администраторов: 1
Модераторов: 1
Проверенных: 968
Обычных юзеров: 262
Из них
Парней: 896
Девушек: 336
TwitPic
СЕЙЧАС читают:
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Аварии и катастрофы

12 августа 2005 года – пятилетняя годовщина гибели апкр «Курск» Часть 1

1. Хронология событий

12 августа 2000 года в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка "Курск", весь экипаж которой в составе 118 человек погиб.
О крушении "Курска" военному руководству стало известно в вечером в субботу 12 августа, когда в 23.00 командир подлодки не вышел на связь.
В воскресенье 13 августа в 7.00 мск министр обороны Игорь Сергеев доложил Владимиру Путину о том, что ситуация с подлодкой "Курск" находится под контролем, и будут приняты меры по спасению экипажа.
В 18.00 мск был осуществлен первый спуск батискафа к затонувшей подлодке, который оказался неудачным.
Первое официальное сообщение о том, что атомная подводная лодка "Курск" в результате аварии легла на грунт, поступило в СМИ утром 14 августа. В район происшествия прибыли корабли и спасательные суда. Руководство спасательной операцией было возложено на командующего Северным флотом адмирала Вячеслава Попова.
Военные сообщили, что атомный ректор подлодки заглушен и радиационная обстановка в районе происшествия соответствует норме. Корпус субмарины обследовали с помощью специального аппарата. Было выяснено, что нос подлодки и рубка сильно повреждены.
Премьер-министр России Михаил Касьянов подписал 14 августа распоряжение о создании комиссии по расследованию причин аварии атомной подлодки "Курск". Возглавил ее вице-премьер Илья Клебанов, его заместителем был назначен главком ВМФ, адмирал Владимир Куроедов. Наряду с военными в состав комиссии вошли гражданские специалисты - конструкторы подводных лодок.
Главком ВМФ Владимир Куроедов высказал предположение, что причиной аварии стало столкновение субмарины с подводной скалой или иным препятствием. Он признал, что ситуация сложная и предупредил, что шансов на спасение экипажа немного.
15 августа Великобритания, Франция и США выразили готовность оказать России любую посильную помощь в спасении экипажа подлодки.
Командующий ВМФ Владимир Куроедов заявил, что запаса кислорода морякам хватит до 18 августа включительно.
Пресс-служба ВМФ сообщила, что на борту "Курска" находится 118 человек.
Спущенному с борта судна "Михаил Рудницкий" спасательному подводному снаряду, способному эвакуировать 16-20 человек за одно погружение, удалось приблизиться к "Курску", но состыковаться с подлодкой из-за подводных течений аппарат не смог.
Глава правительственной комиссии Илья Клебанов заявляет, что иностранной помощи в спасении экипажа "Курска" России не требуется.
16 августа продолжаются попытки состыковать спасательный аппарат с подлодкой, несмотря на тяжелые погодные условия.
Президент России Владимир Путин назвал ситуацию с подводной лодкой "тяжелой и критической". "Все, что можно сделать для спасения экипажа, предпринимается", - сказал он. Глава государства подчеркнул, что "попытки спасения будут продолжаться до конца".
Москва запросила помощь Великобритании и Норвегии в спасении экипажа подлодки. На британской военной базе в порту Глазго начали готовить специальную подводную лодку для операции по спасению российских военных моряков.
Объявлено, что по уточненным данным запаса кислорода экипажу "Курска" хватит до 25 августа.
Все попытки пристыковать спасательные капсулы к лодке вновь остаются безрезультатными.
17августа в Главном штабе ВМФ сообщили, что команда "Курска" перестала подавать акустические сигналы, которые ранее фиксировали спасатели.
Министр обороны Игорь Сергеев опровергает западные версии о том, что причиной аварии мог стать взрыв на борту подлодки.
К вечеру начальник пресс-центра ВМФ Игорь Дыгало оценил обстановку как "критическую".
18 августа ситуация на борту "Курска" оценивается уже как "закритическая". Как заявил Владимир Путин, "ситуация с атомной подводной лодкой "Курск" тяжелая". "Всю предыдущую ночь спасатели продолжали работать, но изменить ситуацию к лучшему не удалось",- отметил глава государства. По его оценке, "шансов на спасение экипажа крайне мало".
19 августа начальник штаба Северного флота адмирал Михаил Моцак заявил, что скорее всего на борту "Курска" в живых никого не осталось. Он заявил, что первоначальной причиной аварии подлодки явился сильный динамический удар. Среди возможных причин удара он назвал столкновение с каким-либо объектом, взрыв внутри отсека подводной лодки, а также столкновение с миной времен второй мировой войны.
В район аварии "Курска" прибыло норвежское судно "Норман Пайонир" с британской мини-подлодкой ЛР-5 на борту.
В ночь на 20 августа туда прибыло судно "Сивей Игл" с 12 норвежскими глубоководными водолазами. В течение дня они пытались открыть крышку аварийного люка, но безрезультатно.
Сделать это водолазам удалось 21 августа. Однако девятый отсек подлодки, к которому ведет люк, оказался затоплен.
В 16.23 начальник штаба Северного флота России Михаил Моцак заявил РИА "Новости", что "подтвердились самые худшие ожидания, все отсеки подлодки полностью затоплены водой, и в живых не осталось ни одного члена экипажа".
Начальник пресс-службы Северного флота Владимир Навроцкий сообщил, что норвежскими специалистами принято решение о нецелесообразности дальнейшего обследования подлодки.

Сделать это водолазам удалось 21 августа. Однако девятый отсек подлодки, к которому ведет люк, оказался затоплен.
В 16.23 начальник штаба Северного флота России Михаил Моцак заявил РИА "Новости", что "подтвердились самые худшие ожидания, все отсеки подлодки полностью затоплены водой, и в живых не осталось ни одного члена экипажа".
Начальник пресс-службы Северного флота Владимир Навроцкий сообщил, что норвежскими специалистами принято решение о нецелесообразности дальнейшего обследования подлодки.
 
2. Версия событий по материалам тематического сайта kursk.strana.ru
 
Первый взрыв, причина которого пока остается неясной, вызвал мгновенный интенсивный пожар в 1-м отсеке. Все люди, находившиеся там, погибли в течение нескольких первых секунд. АПРК "Курск" в это время находился на перископной глубине, готовясь к учебной торпедной атаке, а потому его выдвижные устройства были подняты.

        Взрывная волна первого взрыва прошла в центральный пост (ЦП), находящийся во 2-м отсеке. Часть находившихся там людей, возможно, сразу же погибла, другие были оглушены ударом. Далее взрывная волна прошла по трубопроводам вентиляции, загнула штоки гидроподъемников выдвижных устройств, из-за чего все они так и остались поднятыми. Эта же взрывная волна забросила во все отсеки и запах гари. Именно поэтому весь оставшийся к тому времени в живых личный состав сразу же включился в портативные дыхательные аппараты (ПДА), а офицеры, находившиеся на пульте Главной энергетической установки (ГЭУ) ядерного реактора, - в шланговые дыхательные аппараты (ШДА).

        Из-за того, что весь личный состав ЦП вышел из строя и лодкой уже некому было управлять, "Курск" начал стремительно погружаться. Пожар в 1-м отсеке продолжался, а потому подводники, находящиеся в 3-м отсеке начали уходить в сторону кормы. Однако дальше 4-го отсека уйти не успели
        Еще до погружения на дно на "Курске" сработала аварийная защита реактора, и почти сразу же за этим последовал второй взрыв (со времени первого прошло всего каких-то 130 секунд), гораздо большей мощности, чем первый. Причиной этого взрыва стал продолжающийся пожар в 1-м отсеке, добравшийся до стеллажей с торпедами, после чего последовала их детонация.
        Новая ударная волна была в несколько раз мощнее первой. От ее удара переборка между 1-м и 2-м отсеками, работая как поршень, двинулась к корме, сминая и сметая все на своем пути, срезая даже трубопроводы воздуха высокого давления (ВВД). В результате этого воздух ВД стал интенсивно поступать из цистерн в 1-й, 2-й и 3-й отсеки и выходить наружу через пробоину в 1-м отсеке. Новая взрывная волна разрушила трубопроводы вентиляции, вплоть до 5-бис отсека. Эта волна догнала и убила всех тех, кто пытался найти спасение в 4-м отсеке. Их так и нашли там - тридцать человек, лежавших друг на друге в коридоре 4-го отсека.
        В 5-м отсеке от удара взрывной волны погибла в полном составе боевая смена пульта ГЭУ: капитан 2 ранга В. Исаенко, капитан 3 ранга Д. Мурачев, капитан-лейтенанты Д. Пшеничников, А. Васильев, С. Любушкин и старший лейтенант А. Митяев. Часть офицеров оказалась выброшена волной в отсечный коридор. Все они так и остались в ШДА.
        Убийственный смерч второй ударной волны остановила лишь кормовая переборка 5-бис отсека. В промежутке между первой и второй ударными волнами (130 секунд) кто-то из находившихся в 6-м отсеке подводников успел захлопнуть легкую переборочную дверь, дав тем самым личному составу кормовых отсеков шанс на спасение. Когда "Курск" подняли и поставили в плавдок, оказалось, что кормовая переборка 5-бис отсека выгнута дугой. Однако свою задачу она выполнила и остаточную силу взрыва все же выдержала…
        Оставшиеся в живых подводники в 6-м, 7-м, 8-м и 9-м отсеках в это время делали все возможное для герметизации своих отсеков. Никакой паники, а тем более бегства в 9-й отсек не было. Командиры отсеков поддерживали между собой связь и советовались по дальнейшей совместной борьбе за живучесть. Потом специалисты обнаружат во всех 4-х кормовых отсеках развернутые аварийные телефоны, по которым и осуществлялась эта связь.
        Одновременно личный состав 6-го отсека под руководством капитан-лейтенанта Рашита Аряпова, несмотря на весь трагизм происходящего с ним, вручную подключил дополнительную группу газа высокого давления для компенсации температурных расширений 1-го контура реактора. Этим они обеспечили надежную герметичность реактора для окружающей среды…
        Позднее, после подъема "Курска", специалисты будут единодушны, что именно действия личного состава 6-го отсека оказались решающими для сохранения нормальной радиационной обстановки.
        При этом до сих пор осталось загадкой, почему личный состав 8-го отсека не обеспечил всплытие сигнального буя, что достигалось поворотом рычага из 8-го отсека, тем более что система не пострадала от взрыва.
        Однако вскоре началась интенсивная фильтрация воды в 6-й отсек из затопленного 5-бис, а потому подводники приняли решение на отход в кормовые отсеки. Установлено, что 6-й, 7-й и 8-й отсеки покидались организованно и без паники. Уходя, подводники забирали с собой все комплекты регенерации В-64, индивидуальные дыхательные аппараты для всплытия (ИДА-59) и спасательные гидрокомбинезоны СГП. Они не бежали с поля боя, а отступали, чтобы, закрепясь на своем последнем рубеже, принять последний неравный бой в 9-м отсеке.
        К 18-19 часам вечера 12 августа все оставшиеся в живых к тому времени 23 подводника собрались в кормовом 9-м отсеке.
 
3. Причины трагедии по материалам «Российской газеты»
 
По утверждению газеты, нарушения были допущены при ремонте и погрузке на лодку практической торпеды, взрыв которой правительственная комиссия по расследованию катастрофы назвала причиной аварии. Кроме того, экипаж "Курска" не имел опыта обслуживания торпед такого типа, а двое матросов-торпедистов не прошли в полном объеме курс боевой подготовки. В целом личный состав был не в полной мере подготовлен к эксплуатации и боевому применению торпеды.

Как пишет "Российская газета", в ходе расследования было установлено, что многие отчетные документы, касающиеся подготовки экипажа "Курска", вызывают сомнения в своей подлинности. Как значится в заключениях экспертизы, эти документы "содержат подписи должностных лиц, отличающиеся от выполненных ранее других подписей этих же лиц".

Как показало расследование, аварийный буй "Курска" не всплыл после аварии по той причине, что просто не мог сработать - при его окончательной сборке по халатности не были сняты технологическая заглушка и предохранительная чека. Следствием был сделан вывод, что в момент катастрофы "штатное изделие связи находилось в состоянии, не обеспечивающем возможность отдачи от подлодки выпускного аварийно-информационного устройства и передачи им информации о катастрофе".

По утверждению "Российской газеты", не была подготовлена спасательная операция. Ее план был разработан с многочисленными недостатками, подписан и утвержден не теми должностными лицами флота, которые по своему служебному положению должны были это сделать.

При проведении спасательной операции также были допущены многочисленные нарушения. По итогам расследования был сделан вывод о плохом техническом состоянии подводных аппаратов и спасательных судов, а также невысоком профессиональном уровне членов экипажей и руководителей спасательной операции.

При всем при том, как говорится в заключении комиссии по расследованию, все эти нарушения "причиной катастрофы не явились", а потому уголовное дело в отношении ответственных должностных лиц заведено не было.

В заключение "Российская газета" приводит выдержки из двух итоговых документов, подготовленных в результате расследования аварии "Курска". Правительственная комиссия пришла к выводу, что взрыв компонентов топлива торпеды вызван протечкой пероксида водорода "через неплотности сварных швов или уплотнительных прокладок и возгоранием неметаллических материалов в кольцевом зазоре торпедного аппарата".

Между тем в заключении комплексной комиссионной взрывотехнической экспертизы, проведенной в Институте криминалистики ФСБ, говорится, что "конкретизировать механизм возникновения очага первичного импульса не представляется возможным".
 

продолжение в части №2



Источник: http://eocean.ru/default.aspx
Категория: Аварии и катастрофы | Добавил: otipb (04.11.2008) | Автор: Выморков Игорь
Просмотров: 1370 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту

2

Новое в блогах