время публикации: 1 июля 2002 г., 16:18 последнее обновление: 1 июля 2002 г., 20:18
Атомная подводная лодка "Курск" погибла в результате теплового взрыва компонентов топлива торпеды 65-76. Таков официальный вывод правительственной комиссии по расследованию причин гибели субмарины, которая провела последнее заседание 29 июня в Москве, передает "Интерфакс".
Как сообщил в понедельник член комиссии депутат Госдумы вице-адмирал Валерий Дорогин, "после теплового взрыва последовал пожар и повышение давления в первом отсеке, из-за чего произошла детонация всего боезапаса".
По его словам, лежащие в подлодках на стапелях торпеды находятся в неснаряженном состоянии, то есть без запальных компонентов, поэтому их самопроизвольный взрыв невозможен. Однако резкое повышение температуры и давления спровоцировали необратимую реакцию, отметил вице-адмирал.
"После первого взрыва погибли все находившиеся в первом отсеке люди, частично погибли подводники и во втором отсеке, остальные были тяжело контужены, - сказал Дорогин. ? Второй взрыв привел к гибели всей лодки".
Он также сообщил, что комиссия приняла решение о подрыве оставшихся на дне Баренцева моря фрагментов субмарины.
Таким образом, заявил Дорогин, правительственная комиссия сделала официальное заключение о гибели АПЛ "Курск", и ее члены подписали акт о завершении работы.
Министр науки, промышленности, и технологий Илья Клебанов пояснил, что торпедное топливо на "Курске" взорвалось в результате утечки перекиси водорода. "Изучение полученных в ходе работы материалов, в том числе фрагментов первого отсека АПЛ "Курск", поднятых в июне этого года со дня Баренцева моря, дало возможность прийти к выводу, что причиной аварии стал тепловой взрыв компонентов топлива торпеды класса 298А ПВ. Он произошел в результате утечки перекиси водорода и возгорания материалов в торпедном аппарате", - сказал Клебанов в интервью "Интерфаксу".
Он сообщил, что АПЛ "Курск" погибла вследствие второго взрыва, происшедшего в результате детонации части боезапаса в первом отсеке. "С этим заключением согласились все члены правительственной комиссии", - сказал Клебанов.
По словам министра, итоговый акт комиссии направлен в Генеральную прокуратуру. "Генеральная прокуратура, как известно, проводит собственное независимое расследование обстоятельств и причин гибели подводной лодки "Курск", - отметил министр.
АПЛ "Курск" затонула 12 августа 2000 года во время учений Северного флота. Все находившиеся на ее борту в момент аварии 118 человек погибли.
Сразу после получения сведений об аварии на "Курске" была развернута операция по спасению членов ее экипажа. После ряда неудачных попыток пристыковать к субмарине подводные спасательные аппараты Россия обратилась к зарубежным партнерам за помощью. С их помощью удалось открыть люк отсека живучести лодки - 9-го отсека - и установить, что вся субмарина заполнена водой. После этого операция была приостановлена.
В октябре-ноябре 2000 года на прибывшее в районе гибели "Курска" норвежское водолазное судно "Регалия" были подняты тела 12 подводников, находившиеся в 9-м отсеке лодки. Кроме того, были подняты и фрагменты самой лодки, в том числе часть рубки и фрагмент носовой части.
В сентябре-октябре 2001 года была проведена не имевшая аналогов в мире операция по подъему самой подлодки. Специалисты голландско-норвежского консорциума Mammoet-Smit с помощью российских водолазов и специалистов отрезали носовую часть лодки, подняли корпус субмарины и отбуксировали сначала в док Росляково, где следователи Генпрокуратуры РФ провели следственные действия, а тела погибших были извлечены и опознаны. Затем лодка была отправлена на утилизацию на завод "Нерпа" , где она находится до сих пор.
В боевом составе российского флота сейчас находятся 10 субмарин проекта 949А, шифр "Антей" (по классификации НАТО "Oscar-2"). Головная подводная лодка этой серии вступила в строй в 1986 году. В настоящее время по пять подлодок проекта 949А находятся в боевом составе Северного и Тихоокеанского флотов.
Водоизмещение корабля составляет 14700/23860 тонн. Максимальная глубина погружения - до 500 метров. На вооружении корабля находятся крылатые ракеты "Гранит". Всего на борту 24 пусковые установки этих ракет, а также торпедные аппараты с 28 торпедами.
Устинов доложил Путину, что "Курск" погиб из-за взрыва торпеды, уголовное дело закрыто
время публикации: 26 июля 2002 г., 13:44 последнее обновление: 26 июля 2002 г., 17:44
Генпрокурор РФ Владимир Устинов доложил Президенту России о завершении расследования причин гибели атомохода "Курск", передает РИА "Новости".
Генеральный прокурор подробно рассказал главе государства о расследовании, вручив ему почти 100-страничный доклад, подготовленный специально для Президента России.
"В ходе следствия установлено, что катастрофа произошла в 11 часов 28 минут 26,5 секунды по московскому времени в Баренцевом море вследствие взрыва, центр которого локализован в месте расположения практической (учебной) торпеды внутри четвертого торпедного аппарата", - заявил генпрокурор. После взрыва торпеды произошел взрыв в боевых зарядных отделениях торпед, находившихся в первом отсеке "Курска".
Владимир Устинов сообщил, что Генпрокуратура закрыла уголовное дело по гибели атомохода "Курск" за отсутствием состава преступления.
По его словам, в действиях должностных лиц, ответственных за проведение учений в Баренцевом море, изготовление, эксплуатацию и установку торпеды, ставшей причиной гибели "Курска", нет состава преступления. Уголовное преследование этих лиц прекращено, отметил Владимир Устинов.
Инциденты с такими торпедами, что были на "Курске", происходили и раньше
Инциденты с торпедами, аналогичными взорвавшейся на АПЛ "Курск" 12 августа 2000 года, имели место и раньше, сообщил Владимир Устинов.
Он отметил, что этот вид торпеды был разработан в начале 1948 года, и с 50-х годов было создано семь разновидностей таких торпед калибра 533 и 650 мм. Самым опасным компонентом ее является перекись водорода, которая может быть источником возгорания с выделением высокой температуры. В торпеде содержится около тысячи литров перекиси водорода, передает ИТАР-ТАСС.
В 1966 году на подводной лодке С-384 Черноморского флота произошел аналогичный случай возгорания, когда возник пожар в торпедном отсеке.
В 1970 году на Тихоокеанском флоте произошел инцидент с такими же торпедами. Тогда жертвой пожара стал один человек.
В 1972 году на Северном флоте в поселке Рыбачий был зарегистрирован случай аварии с данными торпедами.
Всего за период с 1977 по 2001 год в ходе боевой подготовки было произведено 195 выстрелов такими торпедами. В 30% случаев происходили потери торпед по разным причинам.
Взорвавшаяся на "Курске" торпеда 6576А была учебной, то есть не содержала взрывчатого вещества. Инцидент с ней произошел "в результате нештатных процессов", сопровождавшихся сложной химико-физической реакцией.
Из-за чего произошел взрыв - выводы комиссии
Учебная торпеда, взорвавшаяся в четвертом торпедном аппарате "Курска" имела срок службы до 2016 года. По словам генпрокурора, торпеды подобного типа уже сняты с вооружения российского ВМФ.
"Первичный импульс, инициирующий взрыв практической торпеды, возник в результате нештатных процессов, произошедших внутри резервуара окислителя этой торпеды", - рассказал Устинов. Процессы носили сложный физико-химический характер, заметил генпрокурор.
"Катастрофа произошла в 11 часов 28 минут 26,5 секунды по московскому времени в месте расположения учебной торпеды внутри четвертого торпедного аппарата", - заявил генпрокурор.
Второй взрыв, сообщил он, произошел в 11 часов 30 минут 44,5 cекунды, то есть примерно через две минуты после первого.
Второй взрыв привел к полному разрушению носовой оконечности "Курска", конструкций и механизмов его 1-го, 2-го и 3-го отсеков. В результате второго взрывного воздействия смерть всех моряков-подводников, тела которых в последующем были извлечены из 2-го, 3-го, 4-го и 5-го-бис отсеков, наступила в короткий промежуток времени - от нескольких десятков секунд до нескольких минут.
Возможность использования оставшимися в живых членами экипажа всплывающей спасательной камеры отсутствовала из-за разрушения носовых отсеков корабля, поэтому моряки стали готовиться выйти на поверхность через спасательный люк.
"Однако из-за целого ряда объективных факторов, таких как быстрое ухудшение самочувствия людей, ослабленных в процессы борьбы за живучесть под воздействием угарного газа, в условиях недостаточной освещенности отсека, подводники так и не смогли предпринять ни одной попытки выйти из "Курска" через спасательный люк девятого отсека", - сказал Устинов.
"Согласно выводам экспертов, все находившиеся в 9-м отсеке 23 человека погибли от отравления угарным газом не позднее чем через 8 часов после взрывов. В связи с этим к моменту обнаружения затонувшего крейсера спасти кого-либо из них было уже невозможно", - отметил генпрокурор. По его словам, в ходе следствия установлено, что эвакуация экипажа через спасательный люк с использованием глубоководных аварийно-спасательных аппаратов также была невозможна из-за образовавшейся негерметичности люка.
"Другие версии о причинах катастрофы АПРК "Курск" и гибели его экипажа в ходе следствия тщательно проверены и не нашли подтверждения", подчеркнул прокурор.
Разработчики торпеды не согласны с выводами комиссии и считают, что причина взрыва торпеды - внешнее воздействие
Взрыв компонентов топлива торпеды 65-76, в результате которого погибла атомная подводная лодка "Курск", мог произойти только в результате внешнего воздействия на торпеду, заявил "Интерфаксу" директор ЦНИИ "Гидроприбор" Станислав Прошкин.
"Мы объективно считаем, что было внешнее воздействие на торпеду, - сказал он, - есть информация о том, что это мог быть локальный пожар".
В частности, отметил Прошкин, "сверху на торпеде перед балластной цистерной имеются изменения структуры металла от температурного воздействия". По данным исследования, проведенного ЦНИИ "Прометей", имеющего самых компетентных специалистов в области материаловедения, получены "четкие оценки этой температуры - 550-570 градусов по Цельсию".
На АПЛ "Курск" имелись две автономные, независимые системы контроля. "И любое событие, связанное с повышением давления внутри резервуарного отсека, повышение температуры перекиси, повышение уровня кислорода в зазоре между торпедой и торпедным аппаратом регистрируется", - добавил Прошкин.
"Если отмечено повышение температуры в торпедном аппарате или на стеллаже, экипаж имеет шесть часов для того, чтобы справиться с этой аварийной ситуацией, - сказал он. - В том числе с помощью специальной системы слива перекиси за борт, если отмечено повышение температуры торпеды на стеллаже. В случае возникновения пожара на лодке имеется мощнейшая система пожаротушения, которая мгновенно сбрасывает десятки тонн воды. Если торпеда в торпедной аппарате - она просто выстреливается, и водная среда ее локализует".
Глава "Гидроприбора" также назвал абсурдной версию о том, что причиной теплового взрыва торпеды могло быть нарушение ее герметичности в результате якобы произошедшего при погрузке падения. "При испытании торпед мы бросаем такую торпеду с высоты 10 метров на плиту, на рельс и штырь, - заметил он, - и аварийных ситуаций не было".
В ходе следствия по делу о гибели "Курска" было выдвинуто 18 версий
В ходе следствия по делу о гибели атомохода "Курск" было выдвинуто и проверено 18 рабочих версий. Об этом Устинов сообщил на пресс-конференции в пятницу в Москве.
По его словам, основными из них являлись: столкновение "Курска" с российским или иностранным подводным или надводным кораблем; поражение "Курска" торпедой или ракетой с российского или иностранного подводного или надводного корабля; диверсия; теракт; подрыв на мине времен Великой Отечественной войны; гибель "Курска" в результате нештатной ситуации с его вооружением.
"В ходе следствия все выдвинутые рабочие версии тщательно проверены. Собраны исчерпывающие сведения о крейсере и его техническом состоянии, о готовности экипажа и крейсера к выходу в море, о вооружении атомохода, о подготовке и ходе учений, об обстоятельствах катастрофы, ее последствиях и последующей поисково-спасательной операции", - отметил Устинов.
Кроме того, по его словам, при проверке выдвинутых версий была проведена оценка собранных доказательств, включая данные, представленные из Великобритании, ЮАР и Норвегии.
"Процесс расследования, само уголовное дело о гибели АПРК "Курск" и его экипажа являются уникальными", - подчеркнул Устинов.
По его словам, ранее опыта расследования подобных происшествий на море в России не было. Генпрокурор высказал уверенность, что такой опыт уникален и в мировой практике расследования причин техногенных катастроф.
Военачальники, понесшие наказание в связи с катастрофой "Курска", не будут привлекаться к уголовной ответственности
Генпрокурор РФ Владимир Устинов заявил, что в ходе следствия по делу гибели "Курска" выявлены нарушения в организации проведения учений и поисково-спасательной операции, допущенные должностными лицами Военно-морского Флота России.
"Как известно, все эти лица наказаны, и наказаны очень жестко", - сказал Устинов на пресс-конференции в пятницу в Москве. Вместе с тем генпрокурор подчеркнул, что "эти нарушения не состоят в причинной связи с гибелью подлодки "Курск" и ее экипажа, что исключает привлечение кого-либо из них к уголовной ответственности".
Генпрокурор сообщил, что министру обороны РФ внесено представление с требованием устранить допущенные нарушения.
По словам Устинова, уголовное дело состоит из 133 томов, 38 из них содержат сведения, составляющие государственную тайну, вследствие чего возможность предать гласности материалы уголовного дела в полном объеме отсутствует.
Генпрокурор заявил, что следствие не считает виновным в катастрофе кого-либо из из 118 погибших членов экипажа АПРК "Курск".
АПЛ "Курск"затонула 12 августа 2000 года во время учений Северного флота. Все находившиеся на ее борту в момент аварии 118 человек погибли.
Большинство опрошенных радиостанцией "Эхо Москвы" считает, что истинная причина гибели "Курска" так и не была названа
Большинство опрошенных радиостанцией "Эхо Москвы"считает, что 26 июля Генпрокуратурой так и не была названа истинная причина гибели АПЛ "Курск".
Экспресс-опрос, проведенный в рамках программы "Рикошет" по интерактивным телефонам, показал, что 80% опрошенных придерживается данного мнения, в то время как 20% опрошенных считает, что сегодня Генпрокуратурой была названа истинная причина гибели АПЛ "Курск". Всего в ходе опроса за 5 минут на радиостанцию поступило 1950 телефонных звонков.
Причиной гибели российской АПЛ "Курск" был, по данным американских военных, взрыв торпеды на ее борту
Изложение статьи, опубликованной 29 августа в американской газете "Нью-Йорк Таймс".
Ведущий программы "Liberty Live" Андрей Шарый:
"Гибель российской атомной подлодки "Курск", скорее всего, была вызвана взрывом торпеды на ее борту", - об этом сегодня пишет со ссылкой на данные американских военных экспертов американская газета "Нью-Йорк Таймс". С подробным изложением статьи в газете вас познакомит Иван Воронцов:
Изложение статьи из газеты "Нью-Йорк Таймс":
Через шесть дней после непонятной и ужасной аварии "Курска" в норвежский порт спокойно зашла другая подлодка, и она привезла достаточно подробные сведения о том, почему гордость российского флота пошла ко дну Баренцева моря. "Мемфис" - американская атомная торпедная подводная лодка, была одной из двух субмарин ВМФ США, следивших за теми российскими учениями, в ходе которых и произошла утром 12 августа катастрофа "Курска". Пентагон до сих пор официально отказывается сообщать подробности о работе лодки "Мемфис", но некоторые официальные лица уже признают, что она действовала в роли шпиона. Они также подчеркивают, что американская субмарина никак не пострадала и ни с кем не сталкивалась, и что ее прибытие в Норвегию было предусмотрено заранее. Из расшифровки записей сонаров "Мемфиса" следует, что на борту "Курска" произошли два взрыва, которые потопили его и убили экипаж из 118 человек. Эти записи анализируются центром Военно-морской разведки США в Суитлэнде, в штате Мэрилэнд, и они - наиболее веское доказательство американской версии гибели "Курска". Столкновения "Курска" с другим судном, о котором говорят российские военные, по этой версии не было, но говорится о том, что в рамках учений с "Курска" должна была быть запущена торпеда с ракетным двигателем. При ее зарядке в аппарат, или при неудачном запуске, двигатель, или ракетное топливо взорвались. Спустя 2 минуты и 15 секунд произошел второй мощный взрыв - боеголовки торпеды, в результате которого большая часть моряков "Курска," а может и все, были убиты, а в носу лодки образовалась пробоина. В промежутке между взрывами капитан лодки, вероятно, пытался продуть балласт или разогнать реактор, чтобы всплыть.
США, таким образом, узнали о катастрофе "Курска" почти сразу. Причем никаких звуков, которые бы свидетельствовали о его столкновении с чем-либо, не было зарегистрировано. Сонар позволяет отличить по звуку взрыв от столкновения даже на большом расстоянии, - замечает "Нью-Йорк Таймс" ввиду того, что российская сторона не отрицает факта взрыва на лодке, но утверждает, что ему предшествовало столкновение. - Помимо подлодок за российскими учениями следил американский разведывательный корабль "Лойял", непосредственно после катастрофы они прослушивали радиопереговоры разыскивавших "Курск" российских кораблей. Сами американские подлодки после аварии вышли на связь с командованием. По словам одного из высокопоставленных военных, на них все было в целости и сохранности, даже чашки не звенели.
По мнению американских официальных лиц и военно-морских экспертов, возможно, около 15 моряков "Курска" могли выжить после взрыве, если им удалось быстро задраить отсеки. С российской стороны утверждалось, что стук изнутри лодки был слышен еще в течении двух дней после катастрофы. Однако, американцы, по словам официальных лиц, таких стуков не зафиксировали, хотя, может, они просто были для этого слишком далеко от "Курска".
Неизвестно, сколько из того, что знает, согласится предать гласности Пентагон. Все, что связано с подводным флотом, традиционно держится в тайне и до сих пор официально присутствие 12 августа в Баренцевом море двух американских субмарин не подтверждается. С учетом этого, а также того, что вряд ли Россия предаст гласности все, даже если ей удастся поднять "Курск", будет очень трудно узнать наверняка, что же в действительности случилось с этой подлодкой.
В 1968-м году в Атлантическом океане вблизи от Азорских островом затонула американская АПЛ "Скорпион". Возможно, как и на "Курске", причиной ее гибели стал неудачный пуск торпеды. Другие эксперты говорят о взрыве аккумуляторов. Официальных публичных объяснений причин катастрофы нет до сих пор", - пишет "Нью-Йорк Таймс".
источник "Радио Свобода"
Технические характеристики подводной лодки "Курск"
ПРОИЗВОДСТВО: Россия.
КЛАСС: По классификации НАТО - Оскар 2, по классификации России - АНТЕЙ, Тип №949 А.
КОЛИЧЕСТВО НА СЛУЖБЕ: 10 лодок
ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ: 10,700 тонн (на поверхности)
ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ: 13,500 тонн (под водой)
ДЛИНА: 154 метра
БИМС (ШИРИНА СУДНА): 18,2 метра
ОСАДКА: 9 метров
СКОРОСТЬ: 19 (узлов, на поверхности)
СКОРОСТЬ: 30 (узлов, под водой)
СИСТЕМЫ ОБНАРУЖЕНИЯ: Радар (2 вида), Сонар (2 вида)
ВООРУЖЕНИЕ: РАКЕТЫ: SSM-24 SS-N-19 (против кораблей) A/S-SS-N-15 (533 миллиметров) SS-N-16 (650 миллиметров)
ТОРПЕДЫ: четыре 533-мм + четыре 650 мм (Тип 53 и Тип 64)
ЭКИПАЖ: 107 человек
Источник: http://otipb.ucoz.ru/publ/ |