п/х "Адмирал Нахимов", 1925 г. постройки (Германия)
Флаг - СССР
Порт приписки - Одесса
Судовладелец - Черноморское морское пароходство, СССР
Фрахтователь - Украинский республиканский совет по туризму, СССР
Длина 174 м
Ширина 21м
Осадка 9 м
т/х "Петр Васев", 1981 г. постройки (Япония)
Флаг - СССР
Порт приписки - Одесса
Cудовладелец - Черноморское морское пароходство, CCCP
Длина 183 м
Ширина 26 м
Осадка в грузу 10 м
Круизный рейс с 29 августа по 05 сентября 1986 г.(официальные данные):
Количество пассажиров на борту парохода "Адмирал Нахимов" по списку: 897 чел.
Основной экипаж парохода "Адмирал Нахимов": 276 чел.
Практиканты ОВИМУ: 13 чел.
Практиканты ОМУ: 1 чел.
Практиканты ОМШ: 48 чел.
Руководитель практики ОМШ: 1 чел.
Сопровождающий сотрудник милиции: 1 чел.
Родственники членов экипажа: 6 чел.
Всего членов экипажа: 346 чел.
Всего людей на борту по судовой роли и списку пассажиров: 1243 чел.(общее количество спасенных и погибших составляет 1259 чел.. Фактически на борту находилось намного больше людей)
Всего спасено людей по береговым учетным спискам: 836 чел.
Официальное количество погибших:
Пассажиры: 359 чел.
Экипаж:
- штатный экипаж: 53 чел.
- практиканты: 6 чел.
- руководитель практики: 1 чел.
- киоскер "Союзпечати": 1 чел.
- киномеханик "Кинопроката": 1 чел.
- члены семей экипажа: 2 чел.
Всего погибло членов экипажа: 64 чел.
Общее официальное число погибших: 423 чел.(по неофициальным данным число погибших более 500 человек)
Из них: 79 чел. снято с поверхности воды;
279 чел. найдено в корпусе затонувшего судна и поднятых с грунта;
~65 чел. остаются внутри парохода до сих пор (из них членов экипажа - 14 чел.).
Спасательная операция:
Руководители: Г.Л. Попов - капитан порта Новороссийск
А.Н. Каминский - зам. капитана порта Новороссийск
Спасательная операция и поисковые работы осуществлялись: судами Новороссийского портофлота, ВМБ "Новороссийск", п/п Геленджика, п. Керчь, п. Иличевск, п.Одесса, а также судами на рейде и экипажем т/х "Петр Васев".
Заключение экспертов
от 4 сентября 1986 года.п/х "Адмирал Нахимов":
31 августа 1986 года в 22.00 п/х "Адмирал Нахимов", под командованием капитана дальнего плавания Маркова Вадима Георгиевича, будучи подготовленным во всех отношениях к предстоящему плаванию, отошел от причала N34 п. Новороссийск назначением на порт Сочи.
На борту находилось 884 пассажира, 346 членов экипажа и 4 члена семьи, всего 1234 человека.
Судно отошло от причала и развернулось в акватории порта на выход с помощью машины и двух буксиров. В 22.30 п/х "Адмирал Нахимов" прошел ворота порта и лег на Новороссийские створы (154,2'). Дальнейшее плавание до выхода из зоны регулируемого движения порта Новороссийск осуществлялось под проводкой берегового поста регулирования движения судов (ПРДС).
На мостике находились капитан Марков В.Г., вахтенный второй помощник капитана Чудновский А.Р., рулевой - матрос I класса Смирнов Е.А. и впередсмотрящий-матрос II класса Вышаренко
В 22.20 ПРДС передал на п/х "Адмирал Нахимов" информацию о состоявшемся контакте по радиотелефону с подходящим к порту Новороссийск т/х "Петр Васев" и договоренности с ним пропустить п/х "Адмирал Нахимов".
В 22.47 после прохода траверза зеленого буя N1 Пенайской банки легли на курс 160 с целью войти в систему разделения движения. Примерно через 3 минуты капитан Марков В.Г., проинструктировав вахтенного помощника, передал ему управление судном и ушел с мостика в радиорубку, затем в свою каюту, где по его словам, умывшись за рабочим столом читал книгу
После ухода капитана вахтенный помощник Чудновский А.Р. связался с т/х "Петр Васев" по радиостанции УКВ, проинформировал о своем курсе 160 и получил от него подтверждение о согласии уступить дорогу п/х Адмирал Нахимов".
В 22.50 судно вышло из акватории порта Новороссийск.
В 23.00 п/х "Адмирал Нахимов" прошел точку встречи лоцманов и около 23.05 вышел из зоны радиолокационной проводки ПРДС.
В 23.05 п/х "Адмирал Нахимов" вызвал т/х "Петр Васев" по радиостанции УКВ, повторил просьбу - уступить ему дорогу, на что последовал положительный ответ.
Вскоре (около 23.06) вахтенный второй помощник капитана Чудновский А.Р., обнаружив опасно приближающееся судно, поставил на руль матроса 1 кл. Смирнова Е.А. и дважды менял курс по 5 градусов влево, еще просил по УКВ радиостанции т/х "Петр Васев" замедлить движение или застопорить ход, затем (около 23.09) дал команду лечь на 140 градусов и крикнул по радиотелефону: "Работать немедленно назад!", в 23.11 дал команду "лево на борт". Рулевой только успел исполнить команду, как произошел удар.
В 23.12 произошло столкновение в точке с координатами... в расстоянии от берегов мыса Дооб 2,2 мили.
Т/х "Петр Васев":
Т/х "Петр Васев" по графику работы флота должен был прибыть в порт Новороссийск 01 сентября с.г.
31 августа 1986 года с 20.00 на судоводительскую вахту заступил 3-й помощник капитана Зубюк Петр Александрович и матрос I класса Павлюк В.М.
В 21.45 главный двигатель перевели в маневренный режим; обороты винта 120 об/мин, скоростью 11,5 узла.
В 22.04 вошли в систему разделения движения, следуя курсом 58.
В 22.47 в точке - 44 32 5 сев. широты, 37 48 9 вост. долготы легли на курс 36. По радиотелефону связались с ПРДС порта Новороссийск и получили информацию о п/х "Адмирал Нахимов", который прошел буи Пенайской банки, его курсе 160 и о просьбе пропустить его.
В это время на мостик поднялся капитан, которому была доложена обстановка и просьба. Капитан согласился и дал подтверждение п/х "Адмирал Нахимов".
Капитан Ткаченко В.И. встал к САРПу (система автоматизированной прокладки (курса)) и начал работу с ним с целью оценки ситуации расхождения с п/х "Адмирал Нахимов". В это время дистанция между судами составляла 7,2 мили.
Сосредоточив свое внимание на работе с САРПом, капитан Ткаченко полностью отключился от визуального контроля развивающейся обстановки, не предпринимал никаких мер, чтобы уступить дорогу п/х "Адмирал Нахимов" заблаговременно.
Вахтенный помощник Зубюк П.А. производил определение места судна и визуальное наблюдение за обстановкой, вел радиотелефонные переговоры с п/х "Адмирал Нахимов" и несколько раз напоминал капитану о режиме работы главного двигателя, готового к маневрам, давая понять, что можно уменьшить скорость движения, чтобы п/х "Адмирал Нахимов" прошел впереди по курсу на безопасном расстоянии.
Однако, продолжая работать только с САРПом, капитан не обращал внимания на информацию вахтенного помощника, не менял скорости и курса. Судно следовало курсом 36 полным ходом со скоростью 11,5 узлов на опасное сближение с п/х "Адмирал Нахимов".
В 23.05 капитан Ткаченко В.И. после очередного обращения с п/х "Адмирал Нахимов" уступить дорогу, наконец дал команду уменьшить ход до среднего, а затем в 23.07 до малого и в 23.07,5 дал команду "стоп-машина!". Дистанция между судами в это время была 11 кабельтовых, скорость практически не изменилась.
В 23.10 дал команду "средний" и сразу - "полный назад", сопроводив его звуковым сигналом - три коротких гудка. Около 23.11 положили руль право на борт, однако судно вправо не пошло.
В 23.12 произошло столкновение судов под углом, близким к прямому (ок. 110 градусов), скорость - около 5 узлов, руль право на борту.
...Удар был нанесен в правый борт п/х "Адмирал Нахимов" в районе 90-110 шпангоутов верхней частью форштевня т/х "Петр Васев" выше ватерлинии и бульбом ниже ватерлинии в два отсека: дизель-генераторное и машинное отделения.
Корпус (бульб) т/х "Петр Васев" вошел в корпус п/х "Адмирал Нахимов" при курсе судна около 33 градусов и примерно через 2 минуты вышел из него при курсе судна 110 градусов, т.е. бульб развернулся в корпусе п/х "Адмирал Нахимов" на 77 градусов и, возможно, при этом имел еще движение вдоль его корпуса. Таким образом, по экспертной оценке, на основании расшифровки курсограммы, размер пробоины составляет около 80-90 кв. метров.
Указанный разворот т/х "Петр Васев" происходил под действием поступательного движения п/х "Адмирал Нахимов".
Т/х "Петр Васев" в результате столкновения получил повреждения в верхней части форштевня, смяв его на 2-2,5 метра, и пробоину бульба, с затоплением форпика. Подмочки груза не произошло.
Из-за значительной пробоины на п/х "Адмирал Нахимов" оба отделения были затоплены в течение нескольких секунд, и судно обесточилось. После расцепления судов п/х "Адмирал Нахимов" из-за поступающих огромных масс забортной воды начал резко крениться на правый борт. Через 7-8 минут п/х "Адмирал Нахимов", имея крен свыше 60 градусов, затонул в координатах 44град 35мин 95сек сев. широты, 37град 52мин 9сек вост. долготы на глубине 47 метров.
Эксперты: Б.С. Майнагашев, В.Т. Лютый, О.Г. Сторожев, В.Л. Тихонин, Ф.П. Краснянский, Г.Н. Федченко, Г.Л. Попов, А.И. Петраков, В.В. Козляков, В.И. Удалов, В.Г. Кучин, В.М. Мельник, Е.М. Степанов.
(c)
Андрей Леонов, 1997-2008. Оформление - А.Леонов, 2006
Источник: http://www.admiral-nakhimov.net.ru/body.htm