На прошлой неделе я совершил очередную попытку
примириться с отечественным кинематографом. После целой череды
разочарований я решил снова посмотреть российское кино.
| Виталий Толстов | На
сей раз мой выбор пал на акунинского «Шпиона». Уже на третьей минуте
фильма, после того как Гитлер начал общаться с Канарисом по «скайпу», я
понял, что ничего хорошего ждать не приходится. Натянутый сюжет с массой
исторических ляпов, отсутствие логики в поступках героев и напыщенная
игра актеров. Мне все это не понравилось.
Почему отечественная киноиндустрия в основном не способна произвести качественный художественный
фильм? На мой взгляд, главная беда здесь в отсутствии хороших
сценариев. Кино в России сегодня создается как бизнес–проект. Сначала
находят спонсоров, потом определяются с целевой аудиторией, затем
подбирают звезд и закупают оборудование под спецэффекты. Сценарий,
видимо, пишется в последний момент с одной целью — увязать воедино звезд
и спецэффекты.
Такая последовательность действий объясняется тем, что кино — это все
более коммерческий продукт, который должен хорошо продаваться. При этом
творчество отходит на второй план, а на первый становится реклама. Ее
много и вокруг и внутри фильма. Доходит до того, что некоторые
кинопроизведения снимаются исключительно ради продвижения продукции
фирм, спонсирующих изготовление картины.
На этом фоне особенно значимо выглядят фильмы, снятые талантливо. Ведь
спрос на хорошее кино, на серьезную режиссерскую и актерскую работу в
нашей стране все еще высок. Это подтверждается успехом картин Лунгина,
Звягинцева, Попогребского. Жаль, что таких фильмов в репертуаре
кинотеатров очень мало.
Неделю назад мне удалось пообщаться с тремя московскими актерами,
которые приехали в Норильск на съемки фильма «Территория». Это были
Григорий Добрыгин («Как я провел этим летом», «Черная молния»), Евгений
Цыганов («Космос как предчувствие», «Питер ФМ») и Петр Федоров
(«Обитаемый остров»). Мы беседовали больше часа, в основном о театре и
литературе. О российском кино говорили мало — эту тему актеры обсуждали
как–то неохотно.
Однако имя главного виновника нынешнего положения дел мне все же удалось
услышать. Это кинопрокатчик. Владельцы киносетей сегодня диктуют
условия киностудиям, требуя снимать больше зрелищного кино, которое
привлечет в кинотеатры молодежь — самого активного потребителя. Это
подтверждается статистикой кассовых сборов не только российских, но и
голливудских фильмов. Третья часть «Трансформеров» собрала в российском
прокате в 30 раз больше денег, чем оскароносный «Король говорит». А в
соседней Польше, например, сборы «Короля...» в два раза обошли третьих
«Трансформеров».
Впрочем, я думаю, что роль кинопрокатчиков нельзя преувеличивать. Ведь
фильм «Шпион», с которого я начал свой разговор, был снят на бюджетные
деньги, и вряд ли его создатели выполняли заказ киносетей. Вдвойне
неприятно осознавать, что плохое кино снято на деньги
налогоплательщиков.
Виталий ТОЛСТОВ Норильск http://gazetazp.ru/2012/53/3/ |