Журналисты, работающие удаленно, — это реальность для многих современных СМИ. Экономия на арендной плате, высвобождение времени сотрудников, которые вместо стояния в пробках создают медийный контент, простота во внедрении — все это плюсы удаленной работы. Вообще-то, большинство репортеров традиционно нечасто наведывались в газетные офисы, ведь их, как волка, ноги кормят. Но возможно ли создать СМИ без физических помещений вообще? Конечно, и в интернете есть множество сервисов, которые могут в этом помочь. Проникновение интернета по всей России сильно выросло, в том числе за прошедший год, и, по данным TNS, возможность выходить в Сеть из дома имеют 92% населения страны. Можно с уверенностью утверждать — обязанности по заботе о своих "средствах производства" (техническое обслуживание компьютеров) можно переложить на журналистов печатных СМИ, а компенсация безлимитного доступа в интернет в размере 500-600 руб. на сотрудника не сделает существенной дыры в редакционном бюджете. Интересуются удаленной работой и управленцы. Недавно журнал "Harvard Business Review (Россия)" опубликовал статью "Внештатники высшего звена" о том, что специалисты высшего класса (с хорошим образованием и соответствующими запросами) избегают штатных должностей, не спешат связать себя с конкретным брендом, предпочитают выступать от своего имени, в качестве партнера крупных корпораций, а не их наемного работника. Вообще, развитие института "сетевых работников" было предсказано еще легендарным социологом Мануэлем Кастельсом. В частности, он писал: "Сетевой работник является необходимым агентом сетевого предприятия, появление которого стало возможным благодаря новым информационным технологиям". Преимущества прессы С точки зрения простоты внедрения удаленной работы, пресса оказывается в весьма выгодном положении, так как основным продуктом журналистов печатных СМИ является текст, а для работы с ним не требуются ни специальные пользовательские навыки, ни дополнительное программное обеспечение, ни соблюдение особых системных требований к рабочей станции. Радийщикам — сложнее. И, тем не менее, сегодня есть примеры радиожурналистов, работающих из дома. Вот телевизионщикам, имеющим сложный производственный цикл, на каждом этапе которого от специалиста требуются специфические технические компетенции, без физического посещения редакции не обойтись. И разделение труда на телевидении сохранится еще долгое время, чтобы мы ни говорили про "универсального журналиста". Экономика должна быть экономной Есть еще один важный момент: сокращение используемого офисного пространства — прямой путь к экономии. Во-первых, очевидно, что чем меньше занимаемая редакцией площадь, тем меньше стоимость аренды. В действительности, физически находиться в редакции нужно дежурному секретарю, выпускающему редактору, сотруднику, ответственному за связи с общественностью, техническим специалистам (в зависимости от специфики СМИ). Специалисты по продажам рекламы, как правило, уезжают на переговоры к клиентам, журналисты находятся "в поле" или готовят материалы по результатам "вылазок". От теории — к практике Эти тенденции — признание высокотехнологичных коммуникаций частью бизнес-стандартов, стремление профессионалов к самостоятельности и значительное расширение возможностей индивидуального доступа в Сеть вместе с падением цен на услуги интернет- провайдеров — уже воздействовали и продолжают оказывать влияние на медиарынок вообще и на российские СМИ в частности. Распространено мнение, что удаленная работа с внештатными авторами требует от редакций специфического инструментария. Региональные СМИ часто отказываются от экспериментов в этом направлении, ошибочно полагая, что движение в сторону освоения "внеофисного" пространства потребует от них привлечения значительных средств. На самом деле, для начала строительства "виртуальной редакции" финансовые инвестиции не нужны. Нужно время. Рассмотрим основные этапы редакционного процесса: ежедневная летучка — ритуал постановки задач. Совсем не обязательно от него отказываться. Существуют инструменты, позволяющие дистанционно участвовать в процессе обсуждения повестки дня: от бытовых мессенджеров типа Skype до профессиональных видеоконференций. Остановимся на них подробнее. Платформы для он-лайн-конференций (а именно к этому типу сетевой активности можно отнести летучки) можно разделить на платные и бесплатные. Учитывая тезис об отсутствии необходимости первичных инвестиций, начнем со вторых. Onwebinar.ru отлично подойдет для решения поставленной задачи, хотя и создавался для виртуального обучения. За 300 рублей в месяц ($9,97) сдает в аренду виртуальные комнаты компания GVOConference. В следующей ценовой категории (от 1500 до 2000 рублей в месяц) можно рассмотреть такие платформы, как Comdi.com (видеоконференции) и Gotomeeting.com (есть проблема — интерфейс не русифицирован). С задачами по коллективному управлению временем поможет справиться календарь от Google. Он даже может бесплатно отправлять SMS-уведомления о дедпайнах. Есть и существенный минус — для использования этого сервиса ваши сотрудники должны быть зарегистрированными пользователями Google. Но ведь летучкой дело не ограничивается. Дальше — работа журналиста на месте события. Развитие микроблогов вернуло к жизни агентский репортаж. И тут, конечно, у Twitter нет конкурентов. Тем более, что этот сервис позволяет экспортировать ленту новостей как на сайт издания, так и в профиль на Facebook. Возможностям передачи мультимедийного контента с мобильных устройств следует посвятить отдельный обзор. А мы продолжим говорить об инструментах работы с текстом. Доставить материал в редакцию посредством электронный почты сегодня не составляет проблемы даже для самых консервативных журналистов. Но при использовании этого канала связи работа по согласованию редакторской правки может растянуться на целый день. При этом групповая работа в режиме реального времени с возможностью аудиоконференции позволит существенно сократить время обработки материала, поскольку из производственного процесса уйдут многочисленные повторные пересылки вариантов правки по e-mail. Кстати, про e-mail. Использование тэгов и цветовой маркировки в почте Gmail позволит превратить редакционную почту в полноценную систему управления процессом обработки и публикации материалов даже в условиях сложной системы делегации полномочий. Проверено на собственном опыте Такого рода набор инструментов (внутренний сайт редакции на платформе Drupal, календарь, редакционная почта с использованием экспериментальных функций) позволили оптимизировать работу Объединенной редакции интернет-проектов факультета журналистики МГУ — подразделения, отвечающего, в частности, за официальный сайт факультета, который ежедневно посещают, в среднем, порядка 3000 уникальных пользователей в сутки (по данным Livelnternet). По такой же схеме работает отечественное издание "Частный корреспондент". Вот как прокомментировал эту схему его издатель, заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ И.И. Засурский: "Мы переписываемся и созваниваемся, общаемся в мессенджерах, пишем сообщения в Фейсбуке, в ВКонтакте и т.д. Встречаемся иногда, где придется. В кафе или на журфаке. Сложность в том, что не всегда всех можно поймать, зато за офис платить не надо, это освобождает от необходимости терять время на транспорт. Все сидят, где им хорошо, и ценят это, или напротив — мотаются по встречам..." Когда-то так же начинал работать и Slon.ru. В интервью журналу главный редактор издания Павел Власов-Мрдуляш рассказал, что решение о создании удаленной редакции "Слона" принял создатель проекта Леонид Бершидский и сумел убедить остальных членов команды, запустивших сайт. "Несколько первых месяцев, пока не притерлись друг к другу, было тяжело. Но со временем стало заметно легче, чем с офисом, — не надо тратить время и нервы на дорогу, можно работать из любой части вселенной, где есть интернет, чем пользуются многие штатные сотрудники. Думаю, что отсутствие офиса экономит нам до 15% расходов — не надо тратиться не только на его аренду, но и на обустройство, сопутствующий обслуживающий персонал от уборщиков до сисадминов", — отметил Павел. Попробуйте, может быть, "удаленная редакция" — это путь, по которому может пойти и ваше издание. *** А как у них? "Полевой" ньюсрум Le Journal de Montreal В ньюсруме Le Journal de Montreal, самой тиражной газеты на французском языке в Северной Америке, практически нет журналистов. "Новости происходят не в ньюсруме, они — на улице, там, где люди. И именно там находятся мои корреспонденты", — рассказал главный редактор издания Дэни Дусет в интервью Le ProjetJ, специализированному канадскому изданию для журналистов. "Они приходят в ньюсрум, только если им действительно есть, чем заняться в офисе", — добавил он. В центре ньюсрума Le Journal de Montreal находятся два ряда круглых столов, где вместе сидят веб-редак- торы и руководители направлений. Рядом с окном находятся 12 рабочих мест с ноутбуками, куда репортеры могут приходить и печатать статьи между редакционными заданиями. Каждое утро в редакции проходят летучки через конференц-связь, во время которых журналисты рассказывают о своих планах на день. Любопытно, что журналисты издания сначала оказались на улице в результате забастовки против действий руководства медиахолдинга. Но затем забастовка плавно переросла в инновационное менеджерское решение. Илья Стечкин, к.ф.н., преподаватель ф-та журналистики МГУ, руководитель Объединенной редакции интернет-проектов Журналист №10\2012 |