Зарег. на сайте Всего: 1232 Новых за месяц: 1 Новых за неделю: 0 Новых вчера: 0 Новых сегодня: 0 Из них Администраторов: 1 Модераторов: 1 Проверенных: 968 Обычных юзеров: 262 Из них Парней: 896 Девушек: 336
В феврале Конституционный суд России подтвердил право
жителей Крайнего Севера, работающих в коммерческих организациях, на
компенсацию проезда к месту отдыха и обратно.
Предметом рассмотрения по жалобе жительницы Карелии И. Труновой,
сообщает Интерфакс, стало Положение ч.8 ст.325 Трудового кодекса
Российской Федерации (далее ТК РФ), которое предусматривает, что только
бюджетники в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
получают гарантию в виде компенсации расходов на оплату стоимости
проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в
пределах территории России. Работники внебюджетных организаций могут
рассчитывать на «дорогу» только если это предусмотрено коллективными
договорами, локальными нормативными актами или трудовыми договорами. По
мнению И. Труновой, указанное Положение ТК РФ противоречит Конституции
РФ, ставя работников коммерческой сферы в неравное положение по
сравнению с бюджетниками.
К обсуждению решения Конституционного суда, касающегося Положения и
большого числа норильчан, трудящихся в сфере бизнеса, мы пригласили Владимира
ШАБАЛИНА, главного государственного инспектора труда (по правовым
вопросам) отдела по Таймырскому Долгано–Ненецкому муниципальному району и
Норильскому промышленному району Государственной инспекции труда в
Красноярском крае:
— В данном случае обсуждалась ч. 8 ст. 325 ТК РФ, которая подробно
разъясняет условия, размер и порядок компенсации расходов на проезд к
месту использования отпуска и обратно работникам, финансирование которых
осуществляется из бюджета субъекта, местного самоуправления,
внебюджетной сферы. Части 1–7 статьи указывают, как «дорога»
компенсируется для работников государственных учреждений: напомню, в
отношении их размер компенсации устанавливается правительством
(Постановление № 455 от 12.06.2008 с изменениями от 17.12.2010). В
соответствии с частью 8 для организаций, финансируемых из бюджетов
субъектов РФ, компенсации устанавливаются органами государственной
власти субъектов (Закон Красноярского края от 03.12.2004 № 12–2668 с
изменениями от 26.12.2006); в организациях, финансируемых из местных
бюджетов — органами местного самоуправления (Постановление за подписью
главы города). Для работников организаций, не относящихся к бюджетной
сфере, — коллективными договорами, локальными нормативными актами,
принимаемыми с учетом мнения профсоюзов, трудовыми договорами. То есть у
коммерсантов данный вопрос отдан на откуп работодателю, но с условием
договора с работниками. Подчеркну, что закон обязывает предпринимателей
определять условия и размер компенсаций на отдых своим сотрудникам —
слова «устанавливается работодателем», отмеченные в данной статье, на
юридическом языке означают обязанность, а не право.
– Работодатели часто грешат неточностью толкования закона? – Да, я многократно сталкивался с тем, что работодатели трактуют норму
закона в выгодном им свете, в то время как многие работники понятия не
имеют о своих правах. Слово «устанавливается» многие работодатели
рассматривают как свое желание или нежелание оплачивать «дорогу». И
такой ажиотаж вокруг именно этой статьи ТК лично я связываю с правовой
неграмотностью людей. Трудовой кодекс вступил в силу еще 1 февраля
2002–го, комментируемая статья претерпела изменения в 2006– м, при этом
решение Конституционного суда не внесло изменений в норму статьи — оно
лишь подтвердило её.Я подчеркну, что Положение ч. 8
ст. 325 ТК РФ хоть и позволяет работодателю установить размер, условия и
порядок данной компенсации, но только на основе баланса интересов
сторон трудового договора, а также принимая во внимание реальные
экономические возможности работодателя. Впрочем, последнее
обстоятельство не может служить основанием для полного отказа от
компенсации или ее неоправданного занижения. При этом строго
оговоренного уровня размера компенсации по закону нет, опять же не
установлен срок выдачи компенсации.
– То есть она не обязательно должна выдаваться раз в два года? – Я повторюсь: если мы говорим о части 8 статьи, то работодатель
устанавливает размер, условия и порядок компенсации по своему
усмотрению, если иное не установлено коллективным договором, локальными
нормативными актами, трудовым договором. Простой пример: несколько лет
назад я проводил проверку одного из коммерческих предприятий Талнаха,
где работодатель установил компенсацию раз в два года своим работникам и
членам их семей в размере 50 рублей. Для сравнения: в то время сумма
проезда на автобусе от Талнаха до Норильска была 22 рубля, плюс 6 рублей
— провоз багажа. То есть выделенных средств хватало на проезд одного
человека по маршруту Талнах — Норильск — Талнах и провоз его багажа в
одном направлении. Это, конечно, злоупотребление, но по формальным
признакам работодатель прав. Возможно, это основание для его сотрудников
судиться по причине неоправданного занижения компенсации, но, насколько
я знаю, судебных действий в отношении этого вопроса не последовало.
— Коллективный договор может спасти от подобного?
— По сути, коллективный договор — это инициатива работников либо
работодателя. А если работники не проявят инициативы, работодателя никто
не принудит согласовывать с ними свои действия. И наоборот: если
представительный орган работников (например, в лице профсоюза)
существует, работодатель обязан принимать колдоговор, локальные
нормативные акты с учетом его мнения. При возникновении противоречий
между ними — по поводу того же размера или сроков выплаты компенсации
«дороги» и при условии соблюдения процедуры оформления противоречий (ст.
372 ТК РФ), появится повод для нашего вмешательства. Наша задача —
найти консенсус. К сожалению, за последние годы ни одного обращения по
подобному поводу к нам не поступало. Кроме нас есть и местные органы по
труду, которые могут консультационно помочь в решении тех или иных
трудовых вопросов: это управление труда и трудовых ресурсов
администрации города, которому делегировано право регистрации
коллективных договоров, заключаемых на территории.
– Предприниматели объясняют, что больше, чем они сейчас тратят на
работников из прибыли предприятия, они все равно отдавать не смогут. То
есть они будут уменьшать заработную плату сотрудников, чтобы из
сэкономленных средств выдавать «дорогу». Имеют ли работодатели на это
право?
– Вот что по этому поводу говорит закон: работники не должны получать
меньше минимального размера оплаты труда (ст. 130 ТК РФ). Сегодня на
территории страны МРОТ составляет 4611 рублей (установлен с 01.06.2011 №
106–ФЗ). В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в
указанную сумму также входят районный коэффициент, процентная надбавка,
компенсационные и стимулирующие выплаты. В 2006 году в ТК РФ введена
статья 133.1 «Установление размера минимальной заработной платы в
субъекте РФ», благодаря которой до 31 декабря 2011 года Региональным
соглашением Красноярского края для Норильска и Таймыра была установлена
минимальная заработная плата на уровне 8279 рублей. Но с 1 января 2012
года региональное соглашение не продлено, и сегодня мы имеем только
МРОТ, применяемый для регулирования оплаты труда, а также для
определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Так вот,
обязанность работодателя — заработную плату платить не ниже этой суммы.
Но любой разумный человек понимает, что на эти деньги в Норильске не
проживешь. Таким образом, лазейки для недобросовестных коммерсантов все
равно имеются, но это все же не значит, что работникам нужно опускать
руки и забыть о том, что закон работает для всех. Всегда можно
обратиться за консультацией в соответствующие органы, чтобы защитить
свои законные права.
Беседовала Татьяна ЗАЧУПЕЙКОФото Елены ХУДАНОВОЙ и Владимира МАКУШКИНА