В сентябре месяце этого года состоится саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) на острове Русский рядом с Владивостоком. Для этой цели было принято решение в кратчайшие сроки возвести самый большой в мире мост. Принято – сделано! Но каков же итог?
Проект моста был предложен в 2008 г. прошло всего 4 года и мост стоит готовый, а ведь это не маленький мостик через «речку Незнайку». Огромнейшее строение имеет следующие параметры:
- Общая длина моста — 1885,53 м
- Длина центрального руслового пролета — 1104 м
- Общая протяженность с эстакадами — 3100 м
- Число полос движения — 4 (2 в каждую сторону)
- Общая ширина проезжей части — 21 м
- Подмостовой габарит — 70 м
- Высота пилонов — 324 м
- Самая длинная / короткая ванта — 579,83/135,771 м
Именно вантовая система принимает на себя все динамические и статистические нагрузки. Ванты должны быть защищены от природной стихии и других неблагоприятных воздействий, от них зависит вся прочность моста. Расчетный срок службы вант 100 лет.
Посмотрев на характеристики моста видно, что сооружение построено не маленькое, сразу становится интересна «цена вопроса». На проект моста еще в 2008 году было потрачено 643 млн. рублей, он был одобрен в мае месяце того же года и рекомендован к утверждению Администрацией Приморского края, которая и являлась заказчиком. Чудесным образом, минуя процедуру тендера, был найден и генеральный подрядчик строительства ОАО «УСК Мост». Стоимость моста составила 32,2 млрд. рублей! Стоит упомянуть, что на сегодняшний день на острове Русский проживает около 5 тыс. человек, а пропускная способность моста составляет 50 тыс. машин в день. Откуда возьмется такое количество до сих пор остается загадкой. Ведь даже на время проведения саммита в период со 2 по 9 сентября на остров ожидается прибытие порядка 10-15 тыс. участников и гостей.
При этом дорог на острове практически нет и инфраструктура не развита. Сегодня, в рамках подготовки к ежегодной встречи лидеров АТЭС, на острове ведется строительство. Активно строятся гостиницы и дома для размещения гостей, которые в дальнейшем планируют использовать как учебные корпуса создаваемого на Русском Дальневосточного Федерального Университета. Еще один интересный вопрос, кто же будет учиться в университете, который рассчитан на 25 тыс. студентов. Откуда возьмутся эти студенты так же не понятно. Еще одна идея правительства развить туризм на дальнем востоке. При этом надо учесть, что климатические условия на острове далеко не благоприятные, средняя температура зимой не теплее минус 10 градусов, а зима там длится практически 6-7 месяцев в год, и это не учитывая постоянные сильные холодные ветра и вообще достаточно суровый климат, но видимо это не помеха. Поэтому все эти вопросы остаются открытыми.
Само строительство моста так же не прошло гладко, создалось впечатление, что даже высшие силы против этого глобального и на сегодняшний день абсолютно бесполезного проекта. Стоит начать с того, что, несмотря на уверения правительства и администрации приморского края о том, что мост строится исключительно своими силами, по факту русских строителей потихонечку заменили граждане Таджикистана и других стран СНГ, а нашу технику давно поменяли на японскую и китайскую. Возможно, именно по этой причине при строительстве моста постоянно происходили какие-то чрезвычайные ситуации. Так, в августе 2011 года в результате сильных порывов ветра (от 30 до 50 метров в секунду) трое рабочих сорвались вниз с высоты более 60 метров, двое погибли, один выжил, но получил множественные переломы. По сведениям «Комсомольской правды» строители моста даже не получили от синоптиков штормового предупреждения. Государственная инспекция труда Приморского края сообщает о том, что при проведении проверок работодателей, задействованных на объектах строительства, выявлено множество нарушений. Самые распространенные нарушения: отсутствие или нарушение порядка оформления трудовых договоров с работниками, нарушения в части оплаты труда, не соответствие условий работы требованиям охраны труда, отсутствие инструктажей и медицинских осмотров. Именно из-за нарушений правил охраны труда и техники безопасности при работе с кислородными баллонами 30 апреля 2011 года на высоте 187 метров произошел взрыв баллона, двое работников погибли. Так же очень много нарушений выявлено при проверках работодателей использующих автомобили для перевозок, такие как: отсутствие предрейсового осмотра и выезд без путевых листов.
Помимо этого в декабре 2011 года на мосту произошел пожар, на высоте 64 метров загорелась деревянная обрешетка между двумя опорами, общая площадь пожара составила порядка 500 квадратных метров. К счастью, обошлось без жертв. Ущерб от пожара превысил 14 млн. рублей, которые добавились к, и без того, немаленькой сумме.
Помимо всех неприятностей постигших мост, уже после его торжественного открытия 2 июля премьер-министром Д. Медведевым, который вместе со специалистами Франции и Японии расхвалил мост. Премьер-министр вместе с приглашенными специалистами проехал по мосту, сфотографировался и уехал. А мост снова закрыли на доработку, что в принципе совсем не удивительно.
А уже 10 августа при проверке моста ГИБДД Приморского края установило, что мост не соответствует требованиям ГОСТа по условиям обеспечения безопасности движения. Основные нарушения: отсутствие разметки, плохое освещение и претензии к качеству асфальтового покрытия на проезжей части и переходных дорожках. Надо отметить, что мост для движения автотранспорта был открыт еще 1 августа, для пешеходов он остается закрытым. Акты проверок ГИБДД были направлены в Администрацию Приморского края, ответа на них не поступает. И это не удивительно, что можно ответить, когда сумма затраченная на строительство измеряется в миллиардах, а дороги остаются как всегда не пригодные к использованию.
Общая же сумма затрат на проведение саммита 2012 года вообще астрономическая и составляет 284 млрд. рублей! Это в пять раз дороже, чем олимпиада в Ванкувере.
Потрачены эти огромные средства на возведение деловых центров, гостиниц, площадок, спортивных сооружений, проведение дорог на острове и т.д. По прихоти правитеьства у нас в стране нашлась лишняя гигантская сумма денег, которую по факту просто выкинули на создание имиджа богатой страны, большинство населения которой при этом находиться на грани бедности. Ведь если рассмотреть все факторы, а именно: сегодня на острове проживает только 5 тыс. человек, климат там далек от курортного, учиться и работать туда ездить нецелесообразно, надежды на привлечение китайских студентов очень призрачны, про туризм о котором говорят члены правительства вообще смешно слышать, - перечислять можно практически до бесконечности. Результат этого безобразия один, проигравшись в щедрых и богатых хозяев, президент и правительство уедет обратно в Москву, а потраченные средства никогда не окупятся. А ведь нет сомнений, что такие огромные средства можно было потратить куда более целесообразно. Мост и остров Русский после саммита вероятнее всего останется заброшен, ведь обслуживание такого сооружения дополнительные миллионы, которые у Приморского края вряд ли найдутся, при этом окупаемость всех этих затрат очень сомнительна. Для кого останется все это великолепие так и остается загадкой. Но надежда на лучшее, как известно, умирает последней.