Для сообщества специалистов по охране труда появление нового документа по обучению уже представляется чем-то из области фантастики. Речь об этом документе идет уже не первый год на всех самых значимых совещаниях и конференциях. Все ждут новый документ, но до сих пор все ограничивалось только пустыми обещаниями чиновников: «Подождите еще чуть-чуть, через месяц будет… мы работаем над этим вопросом и т.д и т.п. - верьте нам».
В мае 2012г Минздравсоцразвития России разом выстрелило целую серию приказов по охране труда:
- Приказ №557Н от 17 мая 2012 г. Минздравсоцразвития России "Об утверждении Перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда" - Приказ №558Н от 17 мая 2012 г. Минздравсоцразвития России "Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда в РФ и перечня документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда" - Приказ №559Н от 17 мая 2012 г. Минздравсоцразвития России "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда"
И самый долгожданный - Приказ №570Н от 17 мая 2012 г. Минздравсоцразвития России "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда"
Приказы были утверждены срочно, в самом предверии Указа Президента РФ от 21.05.2012 N 63 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" благодаря которому Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации превратилось в Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Успели таки, утвердили. Однако ни один из этих приказов не попал в информационно-справочную систему Консультант-Плюс, не прошел регистрацию в Минюсте. И, как сообщило новое министерство труда и социальной защиты РФ, приказ №570Н отменен.Многие сейчас улыбнутся)
Сейчас Вы можете скачать новый проект приказа о порядке обучения по охране труда. Многие после ознакомления увидят в нем как плюсы, так и минусы.
Но обратим Ваше внимание, пожалуй, на самое «ценное» зерно данного документа и его ценность надо понимать буквально в прямом смысле этого слова. Звучит это так: П.19. По завершении специального обучения лиц, указанных в пункте 7 Порядка, проводится проверка знания требований охраны труда (далее – проверка знания). Проверка знания осуществляется с обязательным применением компьютерного тестирования с использованием единого программного комплекса и по единым тестовым вопросам в объеме знания обязательных вопросов, включаемых в учебную программу в соответствии с пунктом 14 Порядка. Далее п 21. Обучающая организация в течение 30 дней после оформления протокола заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда направляет в установленном порядке сводный реестр обученных лиц, сведения об обучающей организации на электронном носителе в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных, а также ежеквартально в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.
Если посмотреть приказ Минздравсоцразвития РФ от 14.02.2012 N 125 "Об утверждении Комплекса мероприятий, направленных на сохранение здоровья работников на производстве, на 2012 - 2015 годы", то в разделе «Повышение качества обучения в области охраны труда» мы также найдем информацию о мероприятии следующего содержания «Создание и развитие единой информационной системы результатов аттестации (проверки знаний) работодателей и работников по вопросам охраны труда в течении 2012-2015г». Вот так удачно и прописывают то, что впоследствии необходимо реализовывать за счет государственного бюджета и вопросов «а надо ли это?» при этом ни у кого не должно возникнуть: "Конечно надо!" – ведь планы надо реализовывать, и ничего, что другие планы, куда как более важные, зачастую годами остаются без должного внимания.
Так о чем идет речь в п.19 и п.21? По сути это два электронных продукта. Но что именно имели в виду разработчики порядка не совсем понятно, пока остается только догадываться.
Можно предположить, что это чье-то очередное большое желание создать некий продукт из серии ЕИСОТа (Единой информационной системы по охране труда) за очень круглую сумму. Возможно, что стоимость будет плавать в диапазоне 50-100 млн руб, а потом ежегодные модернизации, поддержки и т.п. процедуры преумножающие общую стоимость данного проекта. Хорошо, если это будет бесплатное удовольствие для обучающих организаций, а если нет?
Интересно, кто будет создавать такую систему? Вам о чем-то говорит зачастую единственный участник (максимум двое участников) в конкурсах на разработку подобных продуктов, а ведь на такой куш должно быть сотни-тысячи желающих, причем профессионалов своего дела. Где гарантия того, что такая система будет создана на должном уровне? Ведь были прецеденты, когда работы на создание того же ЕИСОТа были полностью оплачены и закрыты актами в срок по госконтракту, а Минздравсоцразвития говорил нам о том, что система только создается и будет запущена когда-то в будущем. Эти факты совсем не дают таких гарантий, наоборот, пора хвататься за голову – что будет дальше?
И неужели качество обучения и полученных знаний от внедрения такой системы повысится? (речь идет не о повышении благосостояния избранных). А где же поле для возможной конкуренции, а следовательно и возможность создания более качественных продуктов (речь о тестовых вопросах и программах для экзаменовки)? Неужели знания, получение которых сводится всего к 40 часам, настолько космически сложны, что проверку их результатов нельзя доверить обучающим организациям в полной мере? неужели они настолько безответственно подходят к этому вопросу? А где же тогда эффект от внедренной аккредитации?
Кто-нибудь понимает, почему большая часть работы Минздравсоцразвития сводилась все последние годы в основном к окучиванию и контролю бизнеса в сфере охране труда? Неужели Минтруд пойдет той же дорожкой, вместо того, чтобы в первую очередь навести хоть какой то порядок в основных документах, например, в правилах по охране труда, которым мы, собственно говоря, и собираемся обучать с последующим таким серьезным тестированием.
А вообще есть предложение, чтобы показать истинную суть данного положения в новом порядке: господа инженеры по ОТ! Пора создавать единые шпоры ко всем единым тестовым вопросам будущего единого программного комплекса. Вот парадокс-то будет, если они в продаже появятся. Так ведь противозаконного в этом ничего не будет.
Данный порядок обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда предполагается ввести в действие с 1 января 2013 года. Ждёмс..
Илья Репин http://ohranatruda.ru/news/896/148046/
|