Четверг, 14.11.2024, 11:14
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Справочник Профессионала - Directory of professional  16+

Категории раздела
Законодательство и комментарии [153]
Региональные документы [84]
Инструкции [509]
Инструкции по охране труда при производстве различных видов работ, Инструкции по охране труда для различных специальностей работников
Разное [119]
Аттестация, сертификация и т.д. [23]
Вредные условия труда [4]
Гигиенические критерии и нормативы [2]
Нормативные документы [1]
Обучение по охране труда [6]
Охрана труда женщин [0]
Охрана труда подростков [0]
Охрана труда инвалидов [8]
Положения, руководящие документы [1]
Постановления, письма, приказы [0]
Правила безопасности (ПБ, РД, ВРД) [34]
Правила по охране труда (ПОТ) [14]
Промышленная безопасность [2]
Несчастный случай [1]
Расследование и учет несчастных случаев и профзаболеваний. Страхование.
Спецодежда, спецобувь [2]
Типовые инструкции №1 [0]
Типовые инструкции по организации безопасного производства работ
Типовые инструкции по охране труда [1]
Типовые инструкции и др. для ИТР [0]
Типовые инструкции, положения для ИТР
НАШ ОПРОС
Просим Вас указать Вашу принадлежность к той или иной группе:
Всего ответов: 4882
Статистика
 
Рейтинг@Mail.ru
 
 
 
 

Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0
 
Зарег. на сайте
Всего: 1232
Новых за месяц: 1
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0
Из них
Администраторов: 1
Модераторов: 1
Проверенных: 968
Обычных юзеров: 262
Из них
Парней: 896
Девушек: 336
TwitPic
СЕЙЧАС читают:
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Охрана труда » Обучение по охране труда

Образование и обучение рабочих
[ Скачать с сервера (312.0 Kb) ] 12.09.2011, 15:34
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НАХОДИТСЯ В ФАЙЛЕ

Robin Baker, Nina Wallerstein

Обучение рабочих в сфере безопасности и гигиены труда может служить множеству разных целей. Слишком часто обучение рабочих рассматривается только как способ достижения соответствия требованиям правительственных постановлений или сокращения страховых издержек за счет стимулирования отдельных рабочих к следованию узко определенным безопасным методам работы. Образование рабочих служит гораздо более широкой цели, когда оно стремится к стимулированию рабочих к активному участию в обеспечении безопасности на рабочем месте, а не просто поощряет выполнение рабочим правил безопасности, установленных руководством.

В течение двух последних десятилетий во многих странах происходило движение к концепции широкого вовлечения рабочего в обеспечение безопасности и гигиены труда. Новые регуляторные подходы меньше полагаются только на правительственных инспекторов в принудительном обеспечении безопасности и гигиены на рабочих местах. Профессиональные союзы и менеджмент все больше стимулируются к сотрудничеству в содействии соблюдению безопасности и гигиены труда через объединенные комитеты или другие механизмы. Такой подход требует квалифицированной и хорошо информированной рабочей силы, которая по вопросам безопасности и гигиены труда может взаимодействовать непосредственно с руководством.

К счастью, существует много международных моделей обучения рабочих полному спектру навыков, необходимых для активного участия в процессах обеспечения безопасности и гигиены рабочих мест. Эти модели были разработаны на основе сотрудничества профессиональных союзов, университетских программ образования рабочих и неправительственных общественных организаций. Многие инновационные программы обучения рабочих были первоначально разработаны за счет финансирования, предоставленного специальными государственными программами грантов, средств профсоюзов или вкладов работодателей в фонды безопасности и гигиены труда, размер которых был определен в результате переговоров с профсоюзами.

Эти программы обучения рабочих при помощи метода "участия", разработанные в разных национальных средах для разнообразных категорий  рабочих, разделяют основной принцип подхода к обучению. Философия образования базируется на логически обоснованных принципах образования для взрослых и в качестве стимула использует философию "популярного образования". Настоящая статья описывает такой подход к образованию и его роль в разработке эффективных программ обучения рабочих.

Подход к образованию. На разработку ориентированных на рабочих образовательных программ по безопасности и гигиене труда оказывают влияние две отрасли знания: рабочее образование  и, с недавних пор, "популярное" или стимулирующее образование.

Рабочее образование началось одновременно с движением профессиональных союзов в 1800-е годы. Его первые цели были направлены на социальное изменение, то есть, на оказание содействия усилиям профсоюзов и объединение рабочих в политические и профсоюзные организации. Рабочее образование определялось как "специализированная отрасль образования для взрослых, которая пытается удовлетворить образовательные потребности и интересы, возникающие из участия рабочих в движении профессиональных союзов". Рабочее образование реализовывалось в соответствии с хорошо известными принципами теории обучения взрослых, включающих в себя следующие положения

                Взрослые обладают само-мотивацией, особенно по отношению к информации, которая находит непосредственное применение в их жизни и работе. Они, например, ожидают от образования практических инструментов, которые должны помочь им в решении проблем на рабочем месте.

Взрослые лучше учатся, накапливая знания на основе того, что они уже знают, для того чтобы включить новые идеи в свой существующий большой запас знаний. Взрослые хотят, чтобы их уважали за их жизненный опыт. Таким образом, эффективные методы привлекают собственные знания участников и стимулируют размышление на их основе.

                Взрослые учатся разными способами. Каждый человек обладает конкретным стилем учебы. Занятия будут наиболее эффективными, если их участники будут иметь возможность применять разнообразные формы учебы: слушать, смотреть на визуальные материалы, задавать вопросы, симулировать реальные ситуации, читать, писать, практиковаться на оборудовании и обсуждать важные проблемы. Разнообразие не только обеспечивает гарантии того, что на занятиях используются все способы познания, но и дает возможность повторения для закрепления полученных знаний, а также, несомненно, борется со скукой.

                Взрослые учатся наиболее эффективно, когда они активно вовлечены в учебный процесс, когда "учатся, делая". Они больше реагируют на активные методы обучения, требующие их участия, чем на пассивные меры. Лекции и письменные материалы имеют свое собственное место в совокупности методов обучения. Но учебные ситуации (кейс-стади), ролевые игры, практические симуляции и другие виды групповой деятельности с небольшим числом участников, позволяющие каждому человеку быть вовлеченным в учебный процесс, с большей вероятностью приведут к сохранению и применению новых знаний. В идеале, каждое занятие включает в себя взаимодействие между участниками и дает возможности для изучения новой информации, применения новых навыков и обсуждения причин проблем и барьеров, возникающих на пути их решения. Методы, основанные на активном участии учащихся в процессе обучения, требуют большего времени, меньшего размера групп и, кончено, преподавательских навыков, отличных от тех, которыми в настоящее время обладают преподаватели. Но для увеличения воздействия образования активное участие является чрезвычайно важным.

С начала 1980-х годов на обучение рабочих в сфере безопасности и гигиены труда также оказывала влияние перспектива "популярного" или "стимулирующего" образования. Популярное образование с 1960-х годов развивалось в значительной степени из философии бразильского педагога Пауло Фрейре (Paulo Freire). Это - подход к организации учебного процесса, основанный на активном участии в нем учащихся и базирующийся на реальности, с которой студенты/рабочие сталкиваются на своих предприятиях. Он поощряет диалог между преподавателем и рабочими, критически анализирует препятствия на пути изменения, такие как организационные или структурные причины проблем. Целью этого подхода является действие, предпринятое рабочим, и стимулирование этого действия. Эти принципы популярного образования включают в себя основные принципы образования для взрослых, еще больше подчеркивая роль действия рабочего в образовательном процессе как в качестве его цели в сфере улучшения условий труда на предприятии, так и в качестве механизма приобретения знаний и навыков.

"Образование через участие"  в контексте стимулирования представляет собой нечто большее, чем просто деятельность небольших групп, которая вовлекает студентов/рабочих в активное изучение материала в классе. Популярное "образование через участие" означает, что студенты/рабочие имеют возможность приобретать навыки аналитического и критического мышления, практиковаться в реализации навыков социальных действий и вырабатывать достаточно уверенности для разработки стратегий улучшения рабочей среды через длительный промежуток времени после окончания занятий.

Разработка образовательных программ

Важно понимать, что образование является непрерывным процессом, а не одноразовым событием. Это - процесс, который требует тщательного и квалифицированного планирования каждой из основных стадий. Для внедрения процесса "образования через участие", который базируется на логических принципах "взрослого" образования и стимулирует рабочих, необходимо предпринять определенные шаги по планированию и внедрению образования рабочих "через участие". Эти шаги аналогичны тем, что используются в других программах обучения, но требуют особого внимания к достижению целей стимулирования рабочих.

Шаг первый: оценка потребностей

Оценка потребностей является фундаментом всего процесса планирования. Полная оценка потребностей в обучении рабочих включает в себя три компонента: оценка опасностей, профиль целевой аудитории и характеристика социального фона обучения. Оценка опасностей нацелена на определение первоочередных проблем, на которые необходимо обратить внимание. Профиль целевой аудитории является попыткой ответить на широкий спектр вопросов о рабочей силе: Кто может получить наибольшую пользу от обучения? Какое обучение уже проводилось для данной целевой аудитории? Какие знания и опыт преподаватели привнесут в учебный процесс? Какова этническая и половая структура рабочей силы? Каков уровень грамотности рабочих, и на каких языках они говорят? Кого они уважают, и кому они не доверяют? Наконец, сбор информации о социальном фоне обучения позволяет преподавателям максимизировать воздействие обучения за счет выявления и анализа сил, которые могут помочь в улучшении условий безопасности и гигиены труда (например, сильной профсоюзной защиты, позволяющей рабочим свободно говорить об опасностях), и сил, которые могут препятствовать этому (например, "гнета" производительности или недостаточной безопасности работ).

Оценка потребностей может основываться на анкетировании, анализе документации, наблюдениях, сделанных на рабочем месте, и интервью с рабочими, их профсоюзными представителями и другими работниками. Подход "популярного образования" использует процесс постоянного "подслушивания" для сбора информации о социальном фоне обучения, включая высказываемые людьми тревоги и обстоятельства, которые могут тормозить изменения.

Шаг второй: получение поддержки
Успешные образовательные программы для рабочих опираются на выявление и вовлечение в них основных действующих лиц. Целевая аудитория должна быть вовлечена в процесс планирования. Сложно завоевать ее доверие без обращения к ней для получения необходимых для планирования сведений. В модели популярного образования преподаватель пытается создать команду, участвующую в планировании, из представителей профсоюза или цеха, которые могут дать необходимый совет, оказать поддержку, установить контакты с людьми, и проверить обоснованность результатов оценки потребностей.

Профессиональные союзы, руководство и общественные группы являются потенциальными поставщиками образования рабочих в сфере безопасности и гигиены труда. Даже если они непосредственно не спонсируют обучение, каждая из этих групп может сыграть ключевую роль в поддержке попытки предоставления образования рабочим. Профсоюз может обеспечить доступ к рабочей силе и поддержать усилия по внедрению изменений, которые, надеемся, возникнут в результате обучения. Профсоюзные активисты, которых уважают за их знания или обязательность, могут оказать содействие в получении доступа к рабочим и помочь в обеспечении успешных результатов обучения. Руководство способно предоставить для обучения оплаченное высвобожденное время и может с большей готовностью поддерживать усилия по улучшению безопасности и гигиены труда, которые перерастают рамки процесса обучения, "закупленного" ими. Некоторые работодатели понимают важность и эффективность, с точки зрения издержек, всестороннего обучения рабочих в сфере безопасности и гигиены труда. В то же время другие работодатели не участвуют в этом процессе до тех пор, пока со стороны государства не выдвигаются обязательные требования по обучению рабочих или в переговорах с профсоюзами не оговаривается право на платный учебный отпуск для прохождения обучения в сфере безопасности и гигиены труда.

Общественные неправительственные организации могут предоставить ресурсы для обучения и поддержку, или осуществлять деятельность, связанную с дальнейшими шагами, предпринимаемыми после окончания обучения. Для рабочих, не являющихся членами профсоюза, которые могут быть особенно уязвимы для репрессалий за защиту безопасности и гигиены труда на предприятии, особенно важно определить ресурсы поддержки со стороны общества (например, религиозных групп, организаций по охране окружающей среды, групп поддержки рабочих - инвалидов или проектов по защите прав рабочих, принадлежащих к меньшинствам). Любой, кто играет важную роль, должен быть вовлечен в процесс через участие в его спонсировании, через участие в консультационных комитетах, через личный контакт, либо другими способами.

Шаг третий: определение целей обучения и содержания учебной программы

Используя информацию, полученную в результате оценки потребностей, группа планирования может определить конкретные цели обучения. Общей ошибкой является предположение о том, что целью семинаров является просто представление информации. То, что представляется, имеет меньшее значение, чем то, что получает аудитория. Цели должны быть сформулированы в терминах того, что рабочие будут знать, в чем они будут убеждены, что они будут способны делать или выполнить в результате обучения. Большинство традиционных учебных программ сосредоточено на целях изменения индивидуальных знаний или поведения человека. Целью популярного образования для рабочих является создание активной рабочей силы, которая будет эффективно бороться за формирование более здоровой рабочей среды. Цели популярного образования могут включать в себя изучение новой информации и навыков, изменение отношения и усвоение безопасного поведения (способов работы). Однако конечной целью является не индивидуальное изменение, а коллективное стимулирование и изменение на рабочем месте. Задачи, решение которых ведет к достижению этой цели, включают в себя:

· Информационные задачи, связанные с получением учащимся конкретных знаний, например, информации об опасности растворителей для здоровья.

· Задачи выработки навыков, нацеленные на обеспечение гарантий того, что участники могут выполнять конкретные задания, которые им потребуется исполнять, вернувшись на работу. Такие навыки могут варьироваться от индивидуальных, технических навыков (например, как правильно поднимать тяжести) до навыков групповых действий (например, как бороться за эргономическую реорганизацию рабочего места). Ориентированное на стимулирование образование подчеркивает большую значимость навыков социального действия по сравнению с совершенным владением индивидуальными навыками.

· Задачи формирования отношения, нацеленные на оказание воздействия на убеждения рабочих. Они важны для гарантирования того, что люди преодолевают свои собственные барьеры на пути изменения, и, таким образом, способны реально переносить новоприобретенные знания и навыки на практику. Примеры отношений, к которым может быть обращено обучение, включают в себя убеждение в том, что несчастные случаи происходят из-за неосторожных рабочих, что рабочие безразличны и не заботятся о безопасности и гигиене труда, или что обстоятельства никогда не меняются, и кто бы что бы ни делал, это ничего не изменит.

· Задачи формирования индивидуального поведения (способов работы), нацеленные на воздействие не только на то, что рабочий может делать, но и на то, что рабочий реально делает, вернувшись на работу после обучения. Например, учебная программа с поведенческими целями будет направлена на получение позитивного импульса к применению респиратора во время работы, а не только на передачу в классе информации о том, как его правильно использовать. Проблема изменения индивидуального поведения в качестве цели заключается в том, что улучшения в безопасности и гигиене рабочего места редко происходят на индивидуальном уровне. Кто-либо может должным образом использовать респиратор, только если ему предоставлен правильно выбранный респиратор, и есть время для принятия всех необходимых мер предосторожности независимо от давления со стороны производства.

Категория: Обучение по охране труда | Добавил: otipb
Просмотров: 2699 | Загрузок: 241 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту

2

Новое в блогах