полный текст документа находится в файле
Постановление Минтруда РФ от 17 июня 2003 г. N 36
"Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (конвейерный, трубопроводный и другие транспортные средства непрерывного действия)"
Министерство труда и социального развития Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (конвейерный, трубопроводный и другие транспортные средства непрерывного действия).
2. Ввести в действие Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (конвейерный, трубопроводный и другие транспортные средства непрерывного действия), утвержденные настоящим постановлением, с 30 июня 2003 года.
3. Департаменту условий и охраны труда Министерства труда и социального развития Российской Федерации организовать издание и распространение Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (конвейерный, трубопроводный и другие транспортные средства непрерывного действия).
Министр труда и социального развития
Российской Федерации А.П.Починок
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 июня 2003 г.
Регистрационный N 4824
Приложение
к постановлению Минтруда России
от 17 июня 2003 г. N 36
Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного
транспорта (конвейерный, трубопроводный и другие
транспортные средства непрерывного действия)
I. Общие требования
1.1. Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (конвейерный, трубопроводный и другие транспортные средства непрерывного действия)*(1), устанавливают государственные нормативные требования по охране труда при эксплуатации конвейеров всех типов, рольгангов, транспортеров, трубопроводного транспорта и других транспортных средств непрерывного действия*(2), задействованных в технологических транспортных операциях на предприятиях, в учреждениях, организациях*(3) как в составе единого технологического комплекса, линии и т.п., так и при их отдельном применении.
Требования настоящих Правил распространяются на работников, эксплуатирующих или обеспечивающих эксплуатацию этих транспортных средств, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, а также на граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Организация и выполнение работ с применением транспортных средств непрерывного действия должны осуществляться при соблюдении Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации"*(4), иных нормативных правовых актов, содержащих нормативные требования охраны труда*(5).
1.2. Для транспортировки больших объемов стабильных по направлению, однородных по содержанию и непрерывных по подаче грузов наиболее эффективными являются транспортные средства непрерывного действия - конвейеры всех типов, монорельсовые и подвесные канатные дороги, пневматический, гидравлический и трубопроводный транспорт.
1.3. Применение транспортных средств непрерывного действия может быть высокоэффективным, если они представляют собой звено полностью механизированного комплекса погрузочно-разгрузочных и транспортных работ.
1.4. Транспортные средства непрерывного действия могут иметь механические, гидравлические, электрические приводы, могут не иметь приводов или использовать гравитацию (конвейеры: ленточные, цепные, пластинчатые, винтовые, гравитационные, пневматические; лифты с непрерывным движением кабин; эскалаторы; монорельсовые дороги с тяговой лебедкой; подвесные канатные дороги; трубопроводный транспорт: гидравлический (напорный, безнапорный), пневматический (всасывающий, смешанный, нагнетательный, пневмоконтейнерный и т.п.).
1.5. Перспективным видом внутризаводского транспортного средства непрерывного действия являются транспортные системы, представляющие собой автоматические устройства, движущиеся вдоль магнитной дороги, получающие команду на выполнение производственного цикла от ЭВМ и передающие ей ответную информацию.
1.6. Настоящие Правила не распространяются на работников, эксплуатирующих магистральные трубопроводы, эскалаторы, элеваторы, грузовые и пассажирские канатные дороги, транспортные системы непрерывного действия в технологических комплексах роторного типа (патронное производство и др.), в комплексах и системах военного назначения, а также работающие в специфических пожаро-, взрывоопасных и др. условиях их применения и находящиеся под надзором Госгортехнадзора России.
1.7. Требования настоящих Правил должны учитываться при проектировании, производстве и эксплуатации транспортных средств непрерывного действия, при разработке и применении технологических процессов с использованием транспортных средств непрерывного действия, при реконструкции, техническом перевооружении или создании новых производств с применением транспортных средств непрерывного действия. Правила действуют на всей территории Российской Федерации.
1.8. Выполнение отдельных требований настоящих Правил, требующих значительных затрат, может осуществляться по срокам их реализации по согласованию с органами исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации, государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации, территориальными органами Госгортехнадзора России и другими органами государственного надзора и контроля по их компетенции.
1.9. Организацию работы по обеспечению безопасных условий эксплуатации транспортных средств непрерывного действия следует проводить на основе оценки уровня безопасности этих транспортных средств и последующего приведения их в соответствие с требованиями настоящих Правил, документации завода-изготовителя и других нормативных правовых актов и нормативных технических документов по охране и безопасности труда.
1.10. С учетом конкретных условий в организации разрабатываются или приводятся в соответствие с требованиями настоящих Правил стандарты организации, положения, должностные инструкции и инструкции по охране труда.
1.11. Руководители структурных подразделений, начальники участков, мастера, прорабы должны иметь в наличии комплект действующих инструкций для работников по профессиям и видам работ, входящих в сферу их производственной деятельности.
1.12. Погрузка, выгрузка, перемещение и размещение грузов должны производиться в соответствии с требованиями государственных стандартов и правил по охране труда.
1.13. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны, к освещению на рабочих местах, к уровню вибрации и шума должны определяться соответствующими государственными стандартами, строительными нормами и правилами и другими нормативными документами.
1.14. Опасными и вредными производственными факторами при эксплуатации транспортных средств непрерывного действия, являются:
движущиеся элементы транспортных средств и перемещаемые ими грузы, материалы, особенно при размещении этих средств в тоннелях, галереях и в других стесненных условиях;
вращающиеся элементы приводных, натяжных, загрузочных, разгрузочных узлов и др.;
поражения электрическим током;
повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны и производственных помещений;
недостаточная освещенность.
1.15. Особую опасность при использовании транспортных средств непрерывного действия представляет контактирование с подвижными элементами (зубчатыми колесами, шкивами, грузом и др.) и зоны набегания ленты (у шкивов, роликов), захват за незастегнутую, незаправленную надлежащим образом спецодежду, рукавицы и т.п.
1.16. В конструкцию транспортных средств непрерывного действия должны входить необходимые ограждения, блокировки, сигнализация.
1.17. Вращающиеся валы транспортных средств непрерывного действия, даже когда они выполнены гладкими и вращаются с малыми оборотами, особенно выступающие их концы, должны быть ограждены, т.к. опасны возможностью захвата при контакте с ними спецодежды работника, не убранных под головной убор волос, находящихся в руках или выступающих из карманов спецодежды работника предметов и т.п., что создает опасность втягивания работника в опасную зону с тяжелыми последствиями.
1.18. Встречно вращающиеся валы, валки, цилиндры, фрикционы, зубчатые колеса, шестерни и т.п., встречающиеся в большом разнообразии у транспортных средств непрерывного действия, в зоне их набегания должны определяться как опасные вне зависимости от скорости вращения. Опасность в этих зонах представляет и возможный захват подающимися в эти механизмы материалами. |