Susan Magor
Огромное количество и большое разнообразие опасных материалов, применяемых при обучении, в исследованиях и в процессе выполнения различных вспомогательных работ и услуг в колледжах и университетах, бросают вызов охране здоровья и мерам безопасности.
Сама природа исследований предполагает риск, все дальше отодвигая пределы современных знаний и существующих технологий. Многие исследовательские работы в науке, технике и медицине требуют использования сложного и дорогого оборудования, технологий и специально оборудованных помещений, которых может не оказаться в наличии или которые следует спроектировать. Исследовательские работы можно развертывать и развивать также на базе уже существующих условий, но при этом, к сожалению, они не модифицируются с точки зрения соблюдения мер безопасности. Многие из наиболее опасных работ проводятся не так уж часто, - периодически или лишь в качестве эксперимента. Вместе с тем, опасные материалы, используемые в процессе обучения и проведения исследовательских работ, весьма часто включают наиболее опасные вещества и риски, хотя при этом данные об их опасности или токсичности или вовсе отсутствуют, или плохо описаны. Такие материалы обычно использует недостаточно подготовленный персонал (правда, в относительно малых количествах), и при том в условиях, очень далеких от идеала. Опасность для здоровья (при отсутствии мер безопасности) не всегда осознается. Более того, она мало признается высоко образованными учеными, имеющими опыт в своей конкретной работе, и они мало обращают внимания на правовое регулирование или административный надзор, если последние ограничивают их свободу в научном творчестве.
Свобода личности ученого - священный принцип, свято хранимый учеными, многие из которых являются крупными специалистами в своей области. Любое юридическое или административное ограничение, которое, по их представлениям, посягает на этот священный принцип, или просто игнорируется, или против него ведут активную борьбу. Нелегко проводить в жизнь принципы идентификации и контроля в сфере охраны здоровья и соблюдения мер безопасности в научной и образовательной среде. Ученых приходится убеждать в том, что поддержка мер безопасности и охраны здоровья вносит позитивный вклад в выполнение ими основной задачи, а не препятствует этому. Страховые полисы (там, где они имеются) созданы для защиты научных задач и прав отдельно взятого индивидуума, а не просто для того, чтобы соответствовать внешним правилам и стандартам. Ответственность и подотчетность - вот то, что может более непосредственно повлиять на преподавателей и исследователей, и действовать более эффективно, чем правила.
Надо иметь в виду, что большинство законодательных актов, стандартов и директивных критериев в отношении мер безопасности и охраны здоровья разработаны для промышленности, где применяются относительно немногие химические вещества в больших количествах, хорошо описаны опасности и риски, установлены четкие конкретные правила и имеется стабильная рабочая сила внутри хорошо отлаженной системы управления. Научная среда отличается от промышленности почти во всем. Иногда, в соответствии с юрисдикцией, научные учреждения могут быть даже изъяты из законодательства, касающегося мер безопасности и охраны здоровья.
Система управления научными учреждениями обычно иерархическая, наверху - ученые, чуть ниже - не научный персонал специалистов, далее следуют техники и обслуживающий персонал. Студенты последних курсов часто работают неполный рабочий день в качестве преподавателей и исследователей. Ученых назначают на высокие руководящие посты на определенный период, при этом у них нет большого опыта администрирования, или они к такой деятельности плохо подготовлены. Частая смена руководства может привести к прерыванию преемственности. При сложившейся системе старшие исследователи (старшие и ведущие научные сотрудники) даже в крупных научных центрах получают относительную свободу действий. Обычно они сами распоряжаются собственным бюджетом, существующими условиями, приобретают необходимое оборудование, организуют работу и нанимают персонал. Тем не менее, ученые могут не заметить или недооценить возникшую опасность.
Использование исследователями студентов последних курсов в качестве своих помощников по системе "хозяин-ученик" превращается в обычную практику в научных учреждениях. Эти студенты часто не защищены в отношении охраны здоровья и мер безопасности. Если даже законодательство и предусматривает такую защиту, они сами часто не хотят поднимать голос в защиту своих прав, так как именно их старшие коллеги обычно дают оценку научным успехам студентов. Типичными являются долгие часы работы с большим напряжением, ночные дежурства и работа в выходные дни при минимальном наблюдении и минимальной помощи обслуживающего персонала. Экономия средств и политика энергосбережения приводит к тому, что по ночам и в выходные дни снижается забота о безопасности и ухудшаются условия труда, например, отсутствует вентиляция. Хотя студенты обычно не подпадают под защиту законодательства об охране здоровья и применении мер безопасности, концепция "необходимой заботливости" требует, чтобы со студентами обращались так же, как с другими служащими.
Потенциальные опасности
Список потенциальных опасностей в принципе является достаточно длинным. Он зависит от размера и природы учебного заведения, предлагаемой научной программы и характера научных исследований (смотри таблицу 94.3). Небольшие колледжи, предлагающие исключительно программы гуманитарных наук, сталкиваются с небольшими рисками. В то же время общеобразовательные университеты, - имеющие медицинский, технические, гуманитарные факультеты и широкие научные программы, - могут сталкиваться с полным спектром опасностей и рисков, включая достаточно серьезные из них (такие как токсичные химикаты, опасности, вызываемые биологическими объектами, опасности, угрожающие функции воспроизведения, проникающая и не проникающая радиация, прочие, довольно разнообразные, физические факторы).
|