полный текст документа находится в файле
Thomas W. Planek
Цель повышения эффективности охраны труда - стимулирование рабочих и служащих с целью улучшения производственных показателей: как своих, так и коллег по работе, и наращивания усилий по достижению поставленных перед организацией целей охраны труда. К целям охраны труда относятся возрастающая степень ответственности за производственный травматизм на всех уровнях организационной структуры и подтверждение приоритета мер, направленных на повышение эффективности охраны труда рабочих и служащих.
Эффективность любой программы или деятельности, в конечном счете, зависит от того, насколько удачно составлена программа по охране труда. Повышение эффективности охраны труда существенно отражается на производственной безопасности, если сформулированы и осуществляются правильные меры по предупреждению опасных ситуаций на всех уровнях производственной инфраструктуры. Оно включает планирование производственных мощностей, проектирование основного и вспомогательного оборудования, организацию курсов профессиональной подготовки рабочих и служащих, а также руководителей среднего звена, проведение семинаров и практических занятий по проблемам личной защиты, охраны окружающей среды, административно-хозяйственной работе, срочным мерам реагирования и реабилитации.
Какой бы эффективной или оперативной ни была программа повышения эффективности охраны труда, она требует административной поддержки в форме вполне осязаемого руководства и наставничества. Этому требованию должны отвечать все мероприятия по повышению эффективности охраны труда в сфере производства, контроля качества продукции или профилактики охраны труда и здравоохранения. Данное требование также относится ко всем успешным программам по охране труда независимо от их различий.
Мотивация рабочих и служащих
Повышение эффективности охраны труда напрямую связано с концепцией мотивации, которой посвящено множество исследований. Существуют разногласия о причинах и способах "мотивации" при переходе к новым моделям поведения или изменении прежних стереотипов поведения. Центральный вопрос касается проблемы взаимоотношений между установкой и поведением. Предшествует ли изменение установки изменению поведения? Может ли поведение изменяться без смены установки? Можно ли по изменениям установки прогнозировать изменения в поведении? Являются ли изменения в поведении причиной изменения установки?
Ответы на эти вопросы отличаются значительной неопределенностью. Некоторые считают, что мотивация больше всего укрепляется изменением исключительно внешних форм поведения, но существует и иная точка зрения, согласно которой: изменение внутренней установки или когнитивные изменения должны рассматриваться как часть процесса изменения поведения. Оба взгляда оказали влияние на проводившиеся исследования по повышению эффективности охраны труда.
Несмотря на отсутствие прямых подтверждений, представления о мотивации можно получить, сравнивая изменения в поведении людей и их установках. Существует три переменных величины мотивации:
· Изменения в поведении требуют уточнения целей и профессиональной подготовки или образования для их достижения;
· Интенсивность действия означает реализацию новой модели поведения и установки, главным образом, через усиление и обратную связь;
· Постоянство означает, что новая модель поведения и установки затронули все аспекты трудовой деятельности.
Модели повышения безопасности труда
В литературе по вопросам охраны труда и техники безопасности излагаются различные теории и методы охраны труда, основанные на взаимодействии мотивирующих факторов. Из них две модели доказали свою способность улучшать показатели в работе по охране труда. Одна модель - организационные меры управления поведением (ОМУП), сосредоточивает внимание на закономерностях изменений в поведении и применении методов контроля, разработанных Б.Ф.Скиннером. Другая модель - методы тотального контроля качества (МТКК) - выдвигает проблему изменения процессов и применения принципов управления качеством, предложенных У.Е.Деммингом.
Предполагается, что изменения в поведении по своей природе зависят от окружающей среды. Поэтому, изучая взаимодействие между человеком и средой, можно прогнозировать поведение и управлять его факторами. Это утверждение требует ответа на три вопроса, а именно:
1. предпосылки поведения, т.е. на чем основана реакция
2. в чем выражается то или иное поведение или действие
3. каковы последствия, подкрепляемые тем или иным поведением или действием
Повышение качества требует "неизменности цели" или приверженности рабочих, служащих и руководителей идее улучшения качества своей продукции и обслуживания. Эта установка основана на сознательном решении руководства делать всё необходимое для реализации на практике представления об улучшении качества продукции. Цели повышения качества продукции шире по своим масштабам, а методы их достижения более разнообразны, чем аналогичные факторы изменения поведения. Их чаще применяют для изменения или даже устранения тотальных методов контроля, чем для коррекции индивидуальных моделей поведения. |