В предыдущих разделах данной главы было рассмотрено логическое обоснование необходимости оздоровительных программ по месту работы и подходы к их реализации. Наибольшего размаха эта деятельность достигла в крупных организациях, располагающих ресурсами для осуществления всеобъемлющих программ. Однако основная часть рабочей силы сосредоточена в мелких организациях, где от здоровья и самочувствия отдельных работников в большой степени зависят производственные возможности организации и, в конечном счете, ее успех.
Осознав этот факт, небольшие фирмы стали уделять больше внимания влиянию профилактики заболеваний на производительность труда. Все большее число мелких фирм понимают, что с помощью ресурсов общества, государственных и добровольных обществ здоровья, в коалиции с другими компаниями, можно с пользой для себя успешно внедрить недорогую программу.
За последнее десятилетие значительно возросло число оздоровительных программ для сотрудников, реализуемых в небольших организациях. Эта растущая забота о здоровье сотрудников имеет большое значение как для настоящего времени, так и в перспективе на будущее.
В данной статье рассмотрены некоторые из многочисленных проблем, с которыми пришлось столкнуться небольшим фирмам на пути внедрения подобных программ, описаны некоторых варианты их решения на опыте конкретных организаций. Некоторые данные для этой статьи позаимствованы из материалов, опубликованных в 1992 году по результатам симпозиума, посвященному оздоровительным программам в малом бизнесе и оздоровительным программам, спонсорскую поддержку которым оказали бизнес-группа здоровья в Вашингтоне, отдел профилактики болезней министерства здравоохранения США и администрация США по малому бизнесу (Muchnick-Baku and Orrick 1992).
В статье продемонстрированы примеры того, как изобретательность и решительность некоторых организаций позволила эффективно внедрить оздоровительные программы, располагая ограниченными ресурсами.
Барьеры на пути внедрения оздоровительных программ в малом бизнесе
Несмотря на то, что многие владельцы небольших фирм на словах поддерживают концепцию сохранения и укрепления здоровья по месту работы, когда дело доходит до практической ее реализации, возникают колебания, основанные на следующих обстоятельствах: (Muchnick-Baku and Orrick 1992).
"Это слишком дорого". Неправильный подход в целом состоит в том, что оздоровление по месту работы - слишком дорогое удовольствие для малого бизнеса. Однако некоторые компании решают этот вопрос, используя бесплатные или недорогие общественные ресурсы. Так, например, бизнес-группа здоровья из Нью-Йорка, объединение, в состав которого входит более 250 организаций, регулярно предлагает проведение семинаров под рубрикой "хорошее состояние здоровья при небольших затратах", ориентированных главным образом на малый бизнес, а также пропагандирует материалы к ним, которые можно получить за небольшую плату или вообще бесплатно в местных учреждениях здравоохранения.
"Это слишком сложно". Другое заблуждение состоит в том, что программы сохранения и укрепления здоровья якобы слишком сложны для малого и среднего бизнеса. В то же время, можно начать с малого, постепенно расширяя эту деятельность по мере появления новых потребностей. Яркий пример - Сани_Даэри, небольшая фирма в Джонстоне, штат Пенсильвания, которая начала с того, что силами четырех сотрудников в свободное от основной работы время наладило издание собственного ежемесячного бюллетеня для сотрудников и их семей по вопросам здоровья. В последствие были спланированы и организованы и другие, более масштабные оздоровительные мероприятия. В отличие от большинства других небольших фирм, эта компания сделала основной акцент в своей медицинской программе на профилактику болезней. Упростить программы сохранения и укрепления здоровья можно также за счет сокращения периодичности проведения отдельных ее мероприятий. Например, информационные листки и просветительские материалы могут распространяться не ежемесячно, а ежеквартально. Можно также уменьшить количество семинаров, посвященных здоровью. Их можно приурочить к определенному времени года или к ежегодным национальным кампаниям, таким как "Месяц сердца", "Америка без курения" или "Неделя профилактики онкологических заболеваний" в США.
"Не доказано, что такие программы работают". У небольших компаний просто нет времени и средств для осуществления исследований типа "затраты-эффективность" в отношении своих программ сохранения и укрепления здоровья. Они вынуждены полагаться на случайный опыт (нередко сбивающий с толку) или на данные исследований, проведенных в крупных компаниях. "Мы пытаемся получить информацию от крупных компаний", - говорит Шон Коннорс, президент международного центра информации по вопросам здоровья - "а затем переносим ее на свою собственную организацию. Если она свидетельствует, что программа позволила сэкономить деньги, мы полагаем, что у нас будет то же самое".
Несмотря на то, многие обнародованные исследования, продемонстрировавшие эффективность программ сохранения здоровья, имеют слабые места, Пелетье обнаружил многочисленные свидетельства в литературе, подтверждающие ценность такого рода программ (Pelletier 1991 and 1993).
“Мы не имеем опыта разработки подобных программ”. Да, это утверждение справедливо в отношении большинства руководителей мелких фирм, однако оно не должно стать препятствием. Многие правительственные организации и добровольные общества здоровья бесплатно или за умеренную плату предлагают компаниям подробные инструкции для проведения оздоровительных программ (смотри иллюстрацию 15.6), а также советы экспертов и консультативные услуги. И, наконец, крупные общества и многие университеты располагают квалифицированными консультантами, с которыми можно заключить краткосрочный контракт о помощи в организации оздоровительной программы за сравнительно умеренную плату.
полный текст документа в файле |