Wai-On Phoon
Категории специалистов по безопасности и гигиене труда, нуждающиеся в обучении и образовании
Функционирование служб безопасности и гигиены труда требует хорошо обученной, имеющей подготовку по многим дисциплинам команды. В некоторых менее развитых странах такая команда может не существовать, но в большинстве стран мира эксперты по разным аспектам безопасности и гигиены труда (OSH), по крайней мере, имеются, хотя и не обязательно в достаточном количестве.
Вопрос о том, кто относится к категориям специалистов по OSH, полон противоречий. Обычно не возникает споров по поводу того, что профврачи, медсестры на промышленных предприятиях, гигиенисты по труду и специалисты по технике безопасности (иногда называемые практиками по технике безопасности) являются специалистами по OSH. Однако существуют также представители многих других дисциплин, которые могут сделать вполне состоятельное заявление о принадлежности к специалистам по OSH. К ним относятся эргономисты, психологи и те, кто специализируется по "трудовым" направлениям своих дисциплин. Тем не менее, в данной статье обучение последних из перечисленных категорий персонала рассматриваться не будет, так как основное внимание в их обучении часто уделяется не проблемам OSH.
Историческая перспектива
В большинстве стран специфическая подготовка в сфере OSH появилась относительно недавно. До Второй Мировой войны большинство специалистов по OSH совсем не получали или получали очень небольшую формальную подготовку по выбранной профессии. Несколько школ общественного здравоохранения или университетов проводили формальные курсы обучения безопасности и гигиене труда, хотя некоторые из таких институтов предлагали OSH в качестве предмета, включенного в содержание более широкого курса, обычно, по общественному здравоохранению. Некоторые части OSH преподавались на уровне аспирантуры (postgraduate level) врачам, проходящим обучение таким дисциплинам, как дерматология или респираторная медицина. Некоторые инженерные аспекты безопасности, такие как предохранительные устройства оборудования, преподавались в технологических и инженерных школах. В большинстве стран перед Второй Мировой войной трудно было найти даже обучение отдельным компонентам курсов по гигиене труда. Развитие обучения медсестер на промышленных предприятиях началось еще позже.
В развитых странах обучение OSH получило поддержку во время Второй Мировой войны, так же как и службы техники безопасности и гигиены труда. Массовая мобилизация целых наций в военных целях привела к возрастанию внимания, уделяющегося защите здоровья рабочих (и, следовательно, их боеспособности и производительности, с точки зрения изготовления большего количества военного обмундирования, самолетов, танков и кораблей). В то же время, однако, условия военного времени и призыв преподавателей и студентов университетов в вооруженные силы чрезвычайно затруднили открытие официальных курсов по обучению OSH. Однако после Второй Мировой войны было создано множество подобных курсов. Некоторые из них были основаны с помощью щедрых образовательных грантов для демобилизованных военнослужащих, награжденных благодарными правительствами.
После Второй Мировой войны большинство колоний европейских империй добились независимости и вступили, в большей или меньшей степени, на путь индустриализации, рассматриваемой как средство национального развития. Вскоре такие развивающиеся страны обнаружили себя лицом к лицу с проблемами (несчастьями) промышленной революции девятнадцатого века в Европе, но в значительно более сжатом промежутке времени и в беспрецедентном масштабе. Несчастные случаи на производстве, профессиональные заболевания и загрязнение окружающей среды стали широко распространены. Это привело к развитию обучения в сфере безопасности и гигиены труда, хотя, даже сегодня, в этих странах существуют большие различия в доступности такого обучения.
Обзор современных международных инициатив
Международная Организация труда (МОТ (ILO))
В последние годы МОТ реализовала ряд инициатив, связанных с обучением в сфере безопасности и гигиены труда. Многие из них относились к практическому обучению мерам вмешательства в ситуацию на рабочем участке (worksite). Некоторые другие инициативы проводятся в сотрудничестве с национальными правительствами (Рантанен и Лехтинен (Rantanen and Lehtinen) 1991).
Другие мероприятия МОТ, начиная с 1970-х годов, проводились в основном в развивающихся странах по всему миру. Несколько таких мероприятий связано с повышением уровня обучения заводских инспекторов в таких странах, как Индонезия, Кения, Филиппины, Танзания, Таиланд и Зимбабве.
МОТ, совместно с другими агентствами ООН, такими как Программа ООН по развитию (United Nations Development Programme), также оказывала содействие в создании или совершенствовании национальных институтов безопасности и гигиены труда, в число основных приоритетов которых обычно входят функции обучения.
МОТ также выпустила несколько практических монографий, которые очень полезны в качестве учебных материалов для курсов по OSH (Коги, Фун и Турман (Kogi, Phoon and Thurman) 1989).
Всемирная Организация здравоохранения (ВОЗ (WHO))
В последние годы ВОЗ провела ряд важных международных и региональных конференций и семинаров по обучению в сфере безопасности и гигиены труда. В 1981 году под покровительством Регионального офиса ВОЗ по Европе (Regional Office for Europe) проводилась конференция, озаглавленная "Обучение персонала службы гигиены труда". В том же году ВОЗ и МОТ созвали Совместный комитет ВОЗ/МОТ по гигиене труда, который уделял основное внимание "образованию и обучению технике безопасности и гигиене труда, и эргономике" (ВОЗ 1981). На этой встрече были оценены потребности в образовании и обучении на разных уровнях, разработана политика в сфере образования и обучения и выработаны рекомендации по методологии и программам образования и обучения (ВОЗ 1988).
В 1988 году Исследовательская группа ВОЗ опубликовала отчет, озаглавленный "Обучение и образование в сфере гигиены труда". В нем, в частности, рассматривался новый курс стратегий в области первичной медико-санитарной помощи, одобренный государствами - членами ВОЗ, новые потребности, возникшие в результате технологического развития, и новый подход к укреплению здоровья на работе (ВОЗ 1988).
Международная Комиссия по гигиене труда (International Commission on Occupational Health (ICOH))
В 1985 году ICOH создала Научный комитет по образованию и обучению в сфере гигиены труда (Scientific Committee on Education and Training in Occupational Health). Этот комитет организовал четыре международных конференции, а также мини-симпозиумы по этой теме в Международном Конгрессе по гигиене труда (International Congresses on Occupational Health) (ICOH 1987). В выводах второй конференции видное место в списке приоритетных вопросов было отдано необходимости разработки стратегий и методологий обучения (ICOH 1989).
Основной темой третьей конференции была методология обучения OSH, включающая в себя такие функции как "обучение через участие" (learning by participation), "проблемное обучение" (problem-based learning) и оценка курсов, преподавания и студентов (ICOH 1991).
полный текст документа размещен в файле |