Muneto Ozaki, Anne Trebilcock
Понятие "участие рабочих" охватывает различные формы участия рабочих в процессе принятия решений, обычно на уровне предприятий. Они дополняют другие формы, которые могут существовать на промышленном или отраслевом, а также национальном уровнях (например, участие в трехстороннем сотрудничестве). Схемы участия рабочих различаются в зависимости от их функций и полномочий: это может быть как неофициальное предложение отдельного служащего до совместного определения некоторых вопросов представителями рабочих вместе с руководством. Механизмы, используемые для поощрения участия сотрудника, меняются настолько широко, что рассмотреть их в рамках данной статьи невозможно. Основные формы участия рабочих, наиболее актуальные в настоящее время, особенно в области организации работ, рассматриваются ниже; к ним можно было бы добавить исторический пример самоуправления рабочими в бывшей Югославии. Объединенные комитеты по безопасности и гигиене труда исследуются как особые формы участия рабочих в пределах рассмотрения большего числа случаев трудовых отношений.
Идея участия рабочих возникла в Европе, где переговоры между предпринимателями и профсоюзами об условиях труда обычно шли на отраслевом или промышленном уровне. Это часто лишало рабочих возможности быть представленными на уровне предприятия или заводском уровне, и этот пробел заполнялся такими органами как советы предприятий, рабочие комитеты, комитеты предприятий и т.д. Многие развивающиеся страны также имеют законодательные инициативы с целью создания советов предприятий или подобных структур (например, Пакистан, Таиланд, Зимбабве), как средства содействия сотрудничеству между управлением и трудом. Отношение этих органов к профсоюзам и переговорам между предпринимателями и профсоюзами об условиях труда являются предметом важных законодательства и переговоров. Это отражено в положении Конвенции представителей рабочих МОТ, 1971 (No. 135), которая утверждает, что, если и представители профсоюза и избранные представители существуют на одном и том же предприятии, должны быть приняты меры для того, чтобы эти представители не использовались для подрыва позиции профсоюза (Статья 5).
Прямое участие
Рабочие сами могут непосредственно участвовать в процессе принятия решений или косвенно через своих представителей - через профсоюзы или избранных представителей работника. Начиная с 1980-х годов, прямое участие рабочих получило широкое распространение, если термин "участие" понимать как оказание любого влияния на свою работу или на то, как она должна быть выполнена. Таким образом, рабочие могут “участвовать” в принятии решений, относящихся к работе не только при наличии на рабочем месте такого института, как круг качества. Соответственно, простое осуществление обогащения работы может быть формой содействия прямому участию рабочих.
Прямое участие может проходить на индивидуальной основе - например, через схемы предложения или через “обогащенную” работу. Оно может также проходить на групповой основе - например, в виде кругов качества или подобной деятельности малой группы. Бригадная работа сама по себе составляет форму прямого группового участия. Прямое участие может быть интегрировано в решения по поводу ежедневной работы или оно может проходить вне ежедневной работы, например, в добровольном круге качества, который включает обычно используемую структуру группы. Прямое участие может также быть “консультативным” или “совещательным”; Европейский фонд улучшения условий жизни и труда подробно исследовал этот конкретный вопрос (Regalia и Gill 1996). В случае консультативного участия работников поощряют и им позволяют, как индивидуумам или членам группы, информировать о своем мнении, но только руководство может принять или отклонить их предложения. Совещательное участие, с другой стороны, перемещает часть традиционной ответственности руководства на работников, как в случае командной работы или полуавтономных рабочих групп, внутри которых часть полномочий делегируется рабочим.
Советы предприятия и подобные структуры; совместное определение
Термин "советы предприятия" описывает схемы представления работников, обычно на заводском уровне, хотя они также существуют на более высоких уровнях (компания, группа компаний, промышленность, Европейский Союз). Отношение к профсоюзам часто определяется законодательством или поясняется коллективным соглашением, но напряжения между этими институтами иногда все равно остаются. В ряде Европейских стран, таких как Бельгия, Дания, Франция, Германия и Нидерланды, советы предприятия, иногда называемые комитетами рабочих, комитетами по сотрудничеству или как-то иначе, широко используются, и можно ожидать, что Директива No. 94/45/EC 1994 года об Европейских советах предприятия стимулирует их распространение в этом регионе на больших предприятиях. Некоторые страны Центральной и Восточной Европы, такие как Венгрия и Польша, издают законы, поощряющие появление советов предприятия. Они также существуют в некоторых странах Африки, Азии и Латинской Америки; часть постапартеидовской реформы законов о труде в Южной Африке, например, включала установление советов предприятий наряду со структурами профсоюза.
Возможные полномочия советов предприятия лучше всего показаны на примере Германии, хотя, в некотором роде, она является уникальный случаем. Weiss (1992) описывает совет предприятия в этой стране, как форму институциализированного представления интересов работников внутри учреждения. Совет предприятия имеет определенные права на информацию, консультации (как во всех странах) и совместное определение (встречается значительно реже). Как наиболее далеко идущая форма участия, совместное определение охватывает участие в схемах о безопасности и гигиене труда на работе и официальное принятие примирения интересов и “социального плана” в случае значительных изменений в учреждении, таких как закрытие завода. Права на совместное определение также простираются на рекомендации по отбору и оценке персонала, обучение на производстве и меры, затрагивающие индивидуальных рабочих, такие как аттестация, перемещение и увольнение. Немецкий совет предприятия уполномочен заключать соглашения о предприятии на уровне предприятия и может инициировать жалобы, если он считает, что соглашение не является хорошим. В области обязательного коллективного совместного определения включены предотвращение аварии и защита здоровья, правила предприятия, рабочее время, определение ставок заработной платы, способ оплаты, общие принципы установления отпуска и другое. По этих вопросам предприниматель не может предпринять действия без согласия совета предприятия. Совет предприятия также имеет право брать инициативу и может направлять дело в арбитражный комитет на уровне учреждения для приведения в исполнение. Как описывает Weiss (1992), роль совета предприятия - “участие в том ‘как’ делать после того, как предприниматель принял решение ‘делать ли’”. Право на консультацию дает совету предприятия возможность принимать участие в решениях, принимаемых предпринимателем, а отсутствие возможности проконсультироваться не будет аннулировать это решение. Предметы, по которым требуется консультация, включают защиту от увольнения, защиту от технических опасностей, обучение и подготовку социального плана.
полный текст документа содержится в файле |