В
объеме грузов , перевозимых по России всеми видами транспорта , доля
опасных – составляет порядка 20%, или примерно 800 млн тонн . Из них на
автомобильный транспорт приходится до 65%, на железную дорогу – 30%,
около 5% перевозится речным и морским транспортом и 0,1% – авиацией . Об
особенностях транспортировки опасных грузов по «железным магистралям»
корреспонденту «Берг - коллегии» рассказал государственный инспектор
СевероЗападного Управления Ростехнадзора Михаил МЕДВЕДЕВ .
– Михаил Сергеевич, расскажите, пожалуйста, чем занимается ваш отдел?
–
Наши специалисты контролируют и осуществляют государственный надзор за
обеспечением безопасности транспортирования опасных веществ на
территории четырех субъектов страны – в Санкт-Петербурге, Ленинградской,
Новгородской и Псковской областях. В государственном реестре опасных
производственных объектов (ОПО) зарегистрировано более 300 организаций,
транспортирующих опасные вещества железнодорожным и автомобильным
транспортом, включая их погрузку и выгрузку. Помимо этого, ряд
организаций осуществляет проектирование и экспертизу промышленной
безопасности, а так же подготовку и переподготовку работников ОПО.
Протяженность путей необщего пользования составляет более 1500
километров. Количество специальных транспортных средств для перевозки
опасных грузов порядка 11000 единиц. Основные владельцы подвижного
состава – такие организации как ООО «Трансойл», ООО «Балт-ТрансСервис»,
ОАО «АКРОН», ООО «ПО «Киришинефтеоргсинтез».
В
группу по надзору за объектами и средствами транспортирования опасных
веществ поступает отчетная информация о состоянии производственного
контроля на ОПО: планы мероприятий по обеспечению промышленной
безопасности на ОПО с отметками о выполнении, письменная информация об
осуществлении производственного контроля. Контроль выполнения планов
мероприятий по приведению действующих ОПО в соответствие с требованиями
нормативных документов осуществляется при проведении
контрольно-профилактических мероприятий и при проверке возможности
выполнения лицензионных требований и условий соискателями лицензий.
– Какие законодательные акты регламентируют деятельность по транспортировке опасных грузов?
–
Нормативная база в этой сфере постоянно обновляется. В результате, в
настоящее время вопросы обеспечения безопасности при перевозке опасных
грузов в той или иной мере затрагиваются в обширном комплексе
законодательных и иных нормативных актов. Это и международные договоры в
области транспорта, констатирующие правила перевозок опасных грузов, и
межгосударственные соглашения в рамках Содружества Независимых
Государств, и законы Российской Федерации. Существуют также
постановления правительства РФ, ведомственные акты общего характера,
изданные федеральными органами исполнительной власти и ОАО «Российские
железные дороги», и отдельные специализированные инструкции.
– Какие нарушения самые распространенные?
–
Их не так уж и много. Например, обязанности и права лиц, осуществляющих
производственный контроль, могут быть не внесены в служебные контракты
(трудовые договоры). Иногда не полностью выполняются планы-графики
производственного контроля, а также планы мероприятий по доведению ОПО
до нормативных требований промышленной безопасности. Также нарушения
могут быть связаны с использованием устаревшего оборудования. Известно,
что по истечению срока эксплуатации необходимо продлевать этот срок и
проводить экспертизу соответствия устройства техническим требованиям. Не
все предприятия проводят процедуру вовремя. Иногда же в организации
работают сотрудники, не прошедшие соответствующего обучения, чего,
конечно же, не должно быть.
Вопросы
эффективности производственного контроля на ОПО, подконтрольных
предприятий рассматриваются в ходе проведения комплексных, целевых и
оперативных проверок. Во время проведения плановых проверок
осуществляется надзор за готовностью подконтрольных организаций,
эксплуатирующих ОПО, организовывать работы по предупреждению и
локализации аварийных ситуаций при перевозке опасных грузов.
На
большинстве предприятий имеются средства и способы оповещения,
противоаварийной защиты, сигнализации и связи для действия при авариях.
На крупных предприятиях, таких как ООО «ПГ «Фосфорит», ООО «Кинеф», ОАО
«РУСАЛ Бокситогорск», ЗАО «Метахим», ЗАО «Базэл Цемент Пикалево» и
других созданы и действуют системы управления промышленной
безопасностью.
Поднадзорными
организациями за последнее время проведена работа по идентификации ОПО с
целью дальнейшей их регистрации в государственном реестре ОПО.
Правильность идентификации и регистрации ОПО в государственном реестре
проверялась при проведении плановых обследований предприятий, а также
при проверке выполнения лицензионных требований и условий.
Лицензирование предприятий и организаций, осуществляющих
транспортирование опасных веществ, в целом положительно отражается на
безопасности этого вида деятельности.
– Расскажите, пожалуйста, о рабо те вашего отдела в сфере лицензирования.
–
Во исполнение Федеральных законов «О промышленной безопасности опасных
производственных объектов», «О лицензировании отдельных видов
деятельности», постановлений Правительства РФ от 14.06.2006 №429 и от
12.08.2008 №599, а также других действующих нормативных документов
Госгортехнадзора России и Ростехнадзора по вопросам выдачи лицензий
инспекторским составом проводилась серьезная работа.
Во-первых,
мы выявляем предприятия, осуществляющие деятельность, подлежащую
лицензированию, но не имеющих лицензий и не зарегистрировавших свои ОПО.
Во-вторых, рассматриваем пакеты документов, представленных для
получения (продления, переоформления) лицензий, на предмет возможности
предприятия осуществлять данный вид деятельности, проверка соответствия
полученных документов установленным требованиям и фактическому положению
дел на предприятии. В-третьих, наши специалисты проводят контроль
соблюдения лицензионных требований и условий предприятиями,
осуществляющими транспортирование опасных веществ. И, наконец, проверяем
соискателей лицензий на предмет возможности выполнения ими лицензионных
требований и условий.
– Опишите главное направление вашей деятельности в уходящем, 2011 году?
–
При проведении обследований серьезное внимание обращалось на
техническое состояние и текущее содержание железнодорожных путей
необщего пользования. В целом его можно смело назвать
удовлетворительным. Оно вполне соответствует требованиям, предъявляемым к
железнодорожным путям, предназначенным для транспортирования опасных
веществ. Текущее содержание, ремонтно-путевые работы подъездных путей в
основном проводятся специализированными организациями по разовым или
долгосрочным договорам. Но встречаются и недостатки. В отдельных
предприятиях по маршрутам транспортирования опасных веществ
железнодорожные пути уложены рельсами типа Р-43. Предприятия, имеющие на
своем балансе подъездные пути большой протяженности, не в достаточном
количестве укомплектованы работниками для проведения качественного
ремонта и текущего содержания пути.
– Как Вы оцениваете состояние транспортных средств, предназначенных для транспортировки опасных грузов?
–
Транспортные средства (собственные или арендованные), предназначенные
для транспортирования опасных веществ, в основном соответствуют
предъявляемым к ним требованиям: локомотивы проходят ежемесячные
контрольно-технические осмотры, весенние и осенние комиссионные осмотры с
участием представителей Октябрьской и Калининградской железных дорог,
техническое обслуживание (ТО) и текущий ремонт (ТР) локомотивов
проводится в установленные сроки. Текущий и другие плановые ремонты
вагонов и контейнеров, используемых поднадзорными предприятиями для
перевозки опасных грузов, в большинстве предприятий проводятся в сроки и
в объемах, установленных НТД. Но, опять же, есть недостатки.
Не
всегда соблюдаются межремонтные сроки работы локомотивов, не все
локомотивы обеспечены аптечками, в отдельных предприятиях не соблюдаются
сроки деповского ремонта вагонов-цистерн, рамы собственных
вагонов-цистерн не окрашены в зеленый цвет. К слову, ОПО, связанные с
транспортированием опасных веществ, регулярно проходят процедуру
страхования. Вагоны-цистерны компаний-перевозчиков застрахованы по
правилам добровольного страхования. Состояние мест выгрузки опасных
веществ в основном соответствует установленным требованиям. Однако, в
отдельных поднадзорных предприятиях на площадках выгрузки ЛВЖ
отсутствует твердое водонепроницаемое покрытие, не ограждается
территория складов ГСМ, заземление сливоналивных эстакад оборудовано с
нарушением требований НТД. Также бывали случаи, когда не заземлялись
вагоны-цистерны при выгрузке грузов 2, 3 и 9 классов опасности.
– Насколько часто происходят аварии на поднадзорных объектах?
–
За период 2010–2011 гг. на подъездных путях и маршрутах внутризаводских
перевозок предприятий и организаций аварий и производственного
травматизма со смертельным исходом не зарегистрировано. Правда, в 2010
году имел место один инцидент: на подъездном пути произошел уход 9
вагонов-цистерн в сторону уклона с дальнейшим сходом на сбрасывающем
остряке. В результате вагон прикрытия и цистерна сошли с рельсов и
опрокинулись, цистерна сошла с рельсов двумя тележками. Автосцепка
цистерны в результате схода пробила котел цистерны, в результате чего
произошла утечка груза – моторного бензина с последующим возгоранием. К
счастью, пострадавших не было. Этот инцидент произошел из-за
невыполнения составителями поездов предприятия своих должностных
обязанностей и инструкций. Закрепление вагонов было осуществлено в
нарушение действующих правил и норм.
Для
ликвидации аварий и инцидентов все крупные подконтрольные предприятия и
организации имеют нештатные аварийно-спасательные формирования,
готовые, в основном, к ведению аварийно-восстановительных работ.
Поднадзорные предприятия и организации заключают договоры с
профессиональными аварийно-спасательными формированиями (АСФ) или
создали собственные АСФ. Однако большинство из профессиональных АСФ
находятся на значительном расстоянии от организаций, эксплуатирующей
ОПО.
– Каковы, по Вашему мнению, причины снижения аварийности?
–
Дело в том, что руководители предприятий, не желая получить штраф, сами
стараются привести в удовлетворительное состояние как пути, так и
подвижные составы. К тому же, требования стали более жесткими. Раньше
для перевозки, независимо от характеристик груза, использовались рельсы
типа Р-43. Теперь же выбор рельсов зависит от нагрузки по осям, а
значит, должны быть использованы рельсы Р-50 и выше. Понятно, что
обычные Р-43 дешевле, но экономия может привести к печальным
последствиям, в том числе, и к человеческим жертвам. Руководству
предприятий это не нужно, а посему и с серьезными нарушениями с их
стороны мы давно не сталкивались.
Журнал "Берг-коллегия" №12 2011 г.
Источник: http://www.safeprom.ru/articles/detail.php?ID=15499 |