Пятница, 15.11.2024, 15:28
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Справочник Профессионала - Directory of professional  16+

Категории раздела
НАШ ОПРОС
Просим Вас указать Вашу принадлежность к той или иной группе:
Всего ответов: 4882
Статистика
 
Рейтинг@Mail.ru
 
 
 
 

Онлайн всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0
 
Зарег. на сайте
Всего: 1232
Новых за месяц: 1
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0
Из них
Администраторов: 1
Модераторов: 1
Проверенных: 968
Обычных юзеров: 262
Из них
Парней: 896
Девушек: 336
TwitPic
СЕЙЧАС читают:
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Промышленная безопасность » Статьи

Мексиканский залив: уроки аварии

Крис Мауэр родился 11 февраля 1959 г. в г. Линкольн (Великобритания). Обучался по специальности «Маши-ностроение», стажировался в компании Ruston Bucyrus Ltd. и в Колледже дополнительного образования Лин-кольна. С 1979 г. работал в компании RHP Bearings Ltd, с 1987 г. — в нефтегазовой отрасли в компании Burmah Castrol. В 1996 г. перешел на работу в компанию BP. С 2009 г. занимает должность вице-президента по охра¬не труда, промышленной и общей безопасности и охране окружающей среды в подразделении компании BP в России.

Авария в Мексиканском заливе на буровой платформе Deepwater Horizon произошла 20 апреля 2010 г. Трагедия унесла жизни 11 человек, пострадало побережье Мексиканского залива, был нанесен ущерб окружающей среде. Компания «Бритиш Петролеум» ( BP ) глубоко сожалеет о погибших, об ущербе, который авария нанесла побережью залива, экологии, и делает все возможное, чтобы подобная трагедия никогда не повторилась. О том, как BP повышает нормы промышленной безопасности и совершенствует производственные процессы, опираясь на опыт, приобретенный в ходе ликвидации аварии и ее последствий, рассказал Крис Мауэр, вице-президент по охране труда, промышленной и общей безопасности и охране окружающей среды в подразделении компании «Бритиш Петролеум» в России.

Комиссия сформулировала 26 рекомендаций по проведению буровых работ, которые в настоящее время компания ВР внедряет в практику по всему миру. Они касаются управления работой подрядчиков, испытания противовыбросовых превенторов, контроля скважины и качества цементирования.

Беспрецедентный размах работ

Работы по ликвидации последствий аварии на буровой Deepwater Horizon были беспрецедентны по своим масштабам и сложности. По сути, эта авария стала проверкой знаний и способностей не только B P, но и отрасли в целом. Впервые в истории пришлось ликвидировать утечку нефти на глубине 1,5 тыс. м при давлении более 15 МПа, температуре 4 °C в 80 км от береговой линии.

Аварийные работы были уникальны по своей организационной и технической сложности. Вот лишь несколько цифр, свидетельствующих об этом: на пике работ в них участвовали 48 тыс. чел., было установлено около 4 тыс. км боновых заграждений, задействовано почти 6,5 тыс. судов. Непосредственно над местом аварии на пятачке радиусом 1,9 км работы с поверхности моря вели 50 судов, 16 глубоководных дистанционно управляемых аппаратов работали на устье аварийной скважины. Операцию осуществляли при помощи технологии SIMOPS, которая позволяет вести работы и отслеживать ситуацию на поверхности и под водой в системе 4 D .

Результаты расследования причин аварии

Внутреннее расследование причин аварии было начато ВР сразу после взрыва и пожара на платформе. В нем участвовали свыше 50 специалистов из ВР и других компаний. Комиссия пришла к выводу, что к аварии привела не одна причина, а стечение обстоятельств и действия нескольких сторон.

С точки зрения логистики сложность заключалась в необходимости координации работ с самыми различными организациями — от муниципальных властей до федеральных агентств. Постоянное и эффективное сотрудничество с отраслевым сообществом и правительственными организациями было необходимым условием для успешного выполнения работ.

Компания ВР благодарна тысячам людей, которые принимали участие в спасательных работах, а также тем, кто помогает компании поделиться накопленным опытом.

В настоящее время фокус деятельности в Мексиканском заливе сместился от проведения аварийных работ к восстановительным работам.

Опыт и приобретенные знания: пять ключевых областей

Для того чтобы наилучшим образом применить на практике и распространить накопленный опыт и знания, они были сгруппированы по пяти основным областям:

предотвращение аварий и безопасное ведение буровых работ — обеспечение контроля за скважиной с момента начала бурения и до его завершения. Это главная и основная задача. Тем не менее компания должна быть готова к действиям в случае утраты по какой-то причине контроля над скважиной. Для этого необходимо развивать навыки и способности в четырех других областях;

локализация разлива — минимизация утечки и остановка выброса углеводородов из аварийной скважины;

перехватывающие (разгрузочные) скважины — быстрое пробуривание скважины-дублера для глушения аварийной скважины, если не удалось ликвидировать утечку прямым глушением;

ликвидация разлива — сбор нефти с поверхности и минимизация вредного воздействия на окружающую среду;

кризисное управление — координирование аварийно-спасательных работ, налаживание эффективного процесса принятия решений с помощью организационных мер, обеспечение достоверного информационного потока и применение необходимых технологий.

Давайте подробно остановимся на всех пяти областях.

Предотвращение аварий и безопасное ведение буровых работ: важнейшие рекомендации

В настоящее время в ВР обновляются технические регламенты и внедряются усовершенствованные стандарты безопасного ведения буровых работ. Например, работающие по контракту с ВР буровые суда с системой динамического позиционирования должны иметь превенторы не менее чем с двумя глухими срезающими плашками и срезающую плашку обсадной колонны. Кроме того, усовершенствованы процессы управления работой противовыбросовых превенторов и цементирования скважин. Упор делается на испытание и проверку нормальной работы превентора независимой третьей стороной, а тестирование подводных дистанционно управляемых аппаратов должно подтвердить их способность активировать превентор в случае чрезвычайной ситуации.

В ходе расследования причин аварии комиссия обратила внимание на недостатки в проведении и испытании качества цементирования скважин. Поэтому ВР совершенствует систему контроля цементных работ, основываясь на новых стандартах и процессе технического одобрения особо важных работ по цементированию, а также путем аудита качества работы подрядчиков.

Локализация разлива: новые решения

Одним из важнейших уроков стало понимание необходимости иметь в наличии современное оборудование по герметизации аварийной скважины. Специалисты отрасли должны предложить решение этой проблемы. Причем подобное оборудование необходимо быстро доставлять в любой глубоководный бассейн мира. В ВР разработан комплект оборудования и инструментов, который можно доставить по воздуху и в считанные дни смонтировать на любом из объектов. Совместно с другими компаниями и правительственными организациями ВР готова работать над совершенствованием мер и подходов к локализации глубоководных разливов. И уже делает это в контакте с Компанией по локализации глубоководных разливов (США) и Консультативной группой по предотвращению разливов нефти и реагированию (Великобритания).

Также ВР входит в число девяти международных компаний, участвующих в проекте реагирования на подводные разливы ( Subsea Well Response Project ) неправительственной организации, которая была создана для расширения возможностей отрасли по реагированию на аварии, связанные с потерей контроля за подводными скважинами в различных регионах мира.

Если герметизация аварийной скважины невозможна или нет соответствующего оборудования, то необходимо собирать вытекающую из скважины нефть. Для этого нужны свободно стоящие системы райзеров, разработанные специально для глубоководных условий. Предстоит внедрить эту относительно новую технологию не только в Мексиканском заливе, но и в других глубоководных бассейнах мира.

Компания систематизирует все, чему научилась при планировании и организации масштабного моделирования операций. Способность контролировать и управлять масштабными действиями в районе скважины на поверхности моря и под водой в четырехмерной системе была очень полезна в ходе операции. Эта четырехмерная система используется и в текущей работе.

Однако самые совершенные технические системы могут эффективно работать только при условии, что ими управляют хорошо подготовленные специалисты. Сотрудники ВР и профильные эксперты в отдельных областях приобрели огромные знания о работе этих систем в реальной ситуации. Они смогут использовать полученные опыт и знания в будущем.

Перехватывающие скважины: предварительное планирование и технологии для ускорения работ

Перехватывающие скважины бурят для соединения с аварийной, ее глушения с последующим цементированием и герметизацией продуктивного пласта.

В ходе ликвидации аварии в Мексиканском заливе ВР бурила две перехватывающие скважины, одна из них вошла в ствол аварийной скважины и подтвердила, что та надежно заглушена. У компании имелись в распоряжении необходимые суда и буровые платформы, что позволило приступить к бурению первой разгрузочной скважины уже через 12 дней после начала аварийных работ. Опыт ВР показывает, что перспективное планирование в подобных случаях играет очень важную роль.

В настоящее время внимание сосредоточено на двух направлениях работы, которые позволят сэкономить время на бурение перехватывающих скважин. Речь идет о предварительном планировании и технологии проводки аварийного ствола.

Необходимо обеспечить возможность быстрого доступа к буровым судам и оборудованию для бурения перехватывающих скважин на любом объекте компании, связанном с буровыми работами. Это становится особенно важно в тех районах, где нет такой развитой инфраструктуры, как в Мексиканском заливе.

Нужно совершенствовать и систематизировать технологию обнаружения ствола аварийной скважины. Она позволяет сократить время на проводку ствола с двух дней, при традиционном способе, до шести часов. Технология была разработана ВР совместно с партнерами и испытана на суше на буровой в штате Вайоминг. Компания убедилась в том, что технология работает, буквально накануне завершения бурения перехватывающей скважины в заливе.

Ликвидация разлива: оборудование нового поколения

Выше уже говорилось о масштабности и интенсивности аварийных работ, осуществлявшихся под руководством Объединенного штаба проведения работ. Это была самая видимая часть работ, и некоторые ее элементы были особенно успешны. В частности, это относится к подводному распылению дисперсан-тов — наиболее эффективному инструменту борьбы с выбросом углеводородов на большой глубине. Компания ВР стремится развить технологии в этой области, разрабатывая новые более эффективные системы, включая оборудование для автономного распыления дисперсантов, которое может работать в плохих погодных условиях. Кроме того, общество должно обладать информацией об использовании этих препаратов, чтобы можно было их применять в тот момент, когда это особенно необходимо. ВР поддерживает научные исследования по повышению эффективности воздействия дисперсантов на различные типы нефти в разных природных условиях.

Контролируемое сжигание нефти показало свою эффективность. В Мексиканском заливе данный метод использовался гораздо шире, чем это делалось когда-либо прежде. Техника проведения таких работ была усовершенствована, что позволило выполнить около 400 сжиганий. Сейчас ВР систематизирует

технические наработки, касающиеся сбора, контроля и сжигания нефти на поверхности. Компания продолжает инвестировать разработку технологий производства огнестойких боновых заграждений.

Также использовались технологии установки боновых заграждений и сбора нефти с поверхности моря. Это крупнейшая в истории США операция — на пике работ было задействовано свыше 835 нефтесборщиков (скиммеров) и установлено около 4 тыс. км боновых заграждений. Разработаны новые методы сбора нефти и проведения работ, в частности отделения нефти от воды непосредственно на судах-нефтесборщиках в море. Эти технические усовершенствования вместе с организацией разведки и наблюдения с воздуха за нефтяными пятнами повысили результаты и эффективность работы.

Компания ВР разрабатывает внутреннее руководство, которое обеспечит доступ к новому опыту специалистам всех проектов компании. Идет процесс систематизации процедур и навыков, которые помогли управлять флотом судов-нефтесборщиков при помощи современных средств наблюдения, включая спутниковую съемку, самолеты и вертолеты.

Кризисное управление: расширенное использование проверенных структур и технологий

Понятие кризисное управление тесно связано с аварийными работами, но оно несколько шире. Анализируя события лета 2010 г., можно сказать, что главным уроком стало понимание того, как правильно организовать работы с учетом мнения всех заинтересованных сторон в регионе.

Во-первых, ВР работала под началом Объединенного штаба проведения работ, рука об руку со службой Береговой охраны и другими ведомствами. Единая централизованная организация — Штаб по ликвидации аварии ( Incident Command Structure, ICS ) — доказала свою эффективность.

Во-вторых, этот штаб должен был действовать через свои структуры на местах — всего было создано 19 филиалов, в каждом из них работали от 35 до 2300 человек. Эти люди эффективно взаимодействовали с заинтересованными сторонами на местах. Понять какие решения должны быть приняты и как они должны сочетаться с решениями из центра весьма не просто, но это было сделано.

В-третьих, необходимо взглянуть и оценить организацию аварийных работ как бы со стороны, чтобы обеспечить принятие быстрых и правильных решений. Такую возможность предоставляла так называемая Общая картина операции ( Common Operating Picture, COP ), которая учитывала свыше 200 различных видов данных и обеспечивала мгновенную интерактивную и точную картину операции, хода спасательных работ и скоординированных действий всех участников. Во время кризиса план аварийных работ обновлялся каждые 12–24 ч, в него включалась самая свежая информация, помогавшая в принятии решений.

В ходе работ компания ВР нашла новые способы общения с местными сообществами для обсуждения именно тех вопросов, которые волновали их больше всего. Компания многому научилась, в том числе более активному и инициативному распространению информации.

В будущем предстоит распространить опыт и принципы работы Штаба по ликвидации аварии за пределы США. Компания систематизирует и формализует стратегию баланса интересов центра и на местах, а также согласует ее с заинтересованными сторонами по всему миру. И наконец, ВР планирует предоставить всем глубоководным проектам компании доступ к Общей картине операции и плану работ.

Готовность поделиться опытом

Своими знаниями и наработками ВР делится с другими компаниями, правительствами, регулирующими органами, так как считает, что этот диалог будет способствовать дальнейшему повышению безопасности буровых работ, совершенствованию навыков локализации разливов и реагирования на аварийные ситуации.

В конце 2010 г. ВР провела в Москве серию семинаров, посвященных результатам расследования причин аварии и разлива нефти в Мексиканском заливе, а также практическому опыту, приобретенному в ходе работ. Специалисты ВР, принимавшие непосредственное участие в расследовании причин аварии и ее ликвидации, выступили на четырех семинарах, в которых приняли участие представители Минэнерго России, МЧС России, других министерств и ведомств, а также сотрудники российских нефтяных и газовых компаний (ОАО «НК «Роснефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Газпром нефть», ОАО «Газпром», ОАО «НОВАТЭК» и др.). В 2011 г. аналогичный семинар прошел с участием неправительственных и экологических организаций.

Авария в Мексиканском заливе показала, что предстоит разработать новые подходы к морским разливам нефти и средства борьбы с ними. Компания ВР готова к конструктивному диалогу с правительственными организациями и российскими компаниями по совершенствованию механизмов защиты от разливов нефти.



Источник: http://www.safeprom.ru/articles/detail.php?ID=16231
Категория: Статьи | Добавил: otipb (29.06.2012) | Автор: otipb W
Просмотров: 1856 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту

2

Новое в блогах