Пятница, 15.11.2024, 15:49
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Справочник Профессионала - Directory of professional  16+

Категории раздела
НАШ ОПРОС
Просим Вас указать Вашу принадлежность к той или иной группе:
Всего ответов: 4882
Статистика
 
Рейтинг@Mail.ru
 
 
 
 

Онлайн всего: 38
Гостей: 38
Пользователей: 0
 
Зарег. на сайте
Всего: 1232
Новых за месяц: 1
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0
Из них
Администраторов: 1
Модераторов: 1
Проверенных: 968
Обычных юзеров: 262
Из них
Парней: 896
Девушек: 336
TwitPic
СЕЙЧАС читают:
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Промышленная безопасность » Статьи

Эхо Саян: два года спустя
исполнилось два года одной из катастроф 21 века – аварии на Саяно-Шушенской ГЭС в Хакасии. Материалом «Долгое эхо Саянских гор...» журнал «Берг-коллегия» одним из первых серьезных печатных изданий откликнулся на это событие и продолжает держать его в фокусе внимания читателей. О мониторинге ГТС рассказывает начальник отдела по государственному надзору за безопасностью гидротехнических сооружений Северо-Западного управления Ростехнадзора, к.т.н., Владимир ПИМЕНОВ.

– К сожалению, основные фонды предприятий, в том числе гидроэнер-гогенерирующих, на данный момент имеют достаточно высокую степень износа, по предварительным оценкам она составляет 60-70%. В результате экономических преобразований те амортизационные отчисления, которые накапливались в течение длительного периода, «растаяли». Накопления, которые должны были поступить на капитальный ремонт и замену оборудования, «испарились», и предприятия остались «у разбитого корыта». Касается это и энергетической отрасли. Из всех гидротехнических сооружений наибольшее беспокойство сегодня вызывают гидроэлектростанции. Горький опыт показывает, что эти объекты таят в себе серьезную опасность. Два года прошло с аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. За это время Ростехнадзор провел огромную работу, и сегодня мы обладаем полной информацией о технических причинах аварии. Сразу после трагедии в Хакасии вышло постановление вице-премьера Сечина о внеплановых проверках ГТС, за которые и взялось наше ведомство. Повышенное внимание уделялось наличию и состоянию контрольно-измерительного оборудования, проверяли результаты вибрационного и теплового контроля гидроагрегатов. К сожалению, постоянного виброконтроля на гидроэлектростанциях до Саяно-Шушенской аварии не проводилось. Флагманом в этом вопросе стала Зейская ГЭС, где уже несколько лет виброконтроль проводится постоянно. Когда я был в Амурской области, задавал вопрос местным специалистам: неужели не получилось передать свой положительный опыт саянцам? Оказалось, не все так просто. Сотрудники Саяно-Шушенской ГЭС приезжали на Зею, интересовались вибромониторингом, но перенять нововведение не смогли – слишком уж разными оказались сооружения. В Хакасии высота плотины более двухсот метров, адаптировать комплекс к высоконапорной плотине оказалось невозможным. Поэтому по старинке использовали переносной метрокомплекс – принесли, замерили показатели, отправились дальше. Хотя по-хорошему следовало бы постоянно следить за развитием вибрации.

Теперь о работе систем автоматического останова гидроагрегата. К сожалению, при потере электропитания гидоагрегаты не останавливались, а оставались в том же режиме при заданной мощности. Я спрашивал у специалистов, которые внедряли именно такую систему АСУ – почему при потере электропитания направляющий аппарат автоматически не закрывается? Оказалось, что такого требования нет в техническом задании. Сейчас алгоритмы изменились и при потере электропитания турбина аварийно останавливается. На всех гидростанциях сегодня установлены видеокамеры, чтобы контролировать работу оборудования. Раньше, к сожалению, видеокамеры ставили с гораздо более прозаичной целью – следить, чтобы сотрудники не выносили со станции цветные металлы. Понятно, что безопасность во многом зависит от своевременности и качества выполняемых ремонтных работ. Тем не менее, в нашей стране используется большой процент гидросилового оборудования, которое работает десятилетиями. Например, на Волковской ГЭС несколько лет назад были заменены шведские турбины, установленные еще в 1926 году. Сейчас там уже новое оборудование. Помимо устаревшего оборудования есть и другая проблема – правила безопасности в электроэнергетике выполняются далеко не всегда. Когда были проведены комплексные внеплановые проверки, получилась следующая картина по техническому состоянию ГТС:

•отсутствие проектной и рабочей документации – 29 %;

•наличие различных неисправностей приводящих к снижению пропускной способности водоотводящих сооружений – 11 %;

•отсутствие инструкции мониторинга безопасности – 14 %;

•несоответствие уровня квалификации эксплуатационного персонала – 7 %;

•отсутствие согласованного плана ликвидации аварии на ГТС – 3 %;

• превышение установленных проектом предельных значений заполнения водохранилища – 10 %;

•невыполнение в установленные сроки предписаний Ростехнадзора после плановых проверок – 15 %;

•нарушение требований безопасности при эксплуатации оборудования – 9 %.

Такие цифры мы получили после обследования всех гидроэлектростанций, около 15 сверхмощных, 45 средней мощности и других.

Естественно, получив такую статистику, мы сделали определенные выводы. Ростехнадзору дополнительно вменили в обязанности постоянный контроль ремонтно-восстановительных работ на таких объектах. Это и контроль поставок комплектующих с завода-изготовителя, входящий контроль всего оборудования, контроль монтажа оборудования на ГЭС. К сожалению, монтажники тоже частенько допускают промахи в своей работе. Этой зимой был весьма показательный случай на строительстве Богучанской ГЭС. Кольцо, которое устанавливается под направляющим аппаратом пошло волнами из-за сильных морозов. Пришлось его снимать, вырубать из цемента...Кувалдой такое кольцо не выправишь, нужно изготавливать новое, ущерб составил около 28 миллионов рублей. А все потому, что вовремя не была подготовлена площадка, не убран снег. Сейчас на Богучанской ГЭС осуществляется постоянный контроль, Ростехнадзор там находится вахтовым методом. В следующем году состоится пуск первых трех агрегатов. В частности, наши специалисты следят за поставками и работой датчиков теплового контроля. Этим датчикам сейчас уделено особое внимание, поскольку вибрация – косвенный признак того, что с оборудованием что-то не в порядке. На Саяно-Шушенской ГЭС вибрационный контроль идет постоянно, там установлено импортное канадско-американское оборудование. Сейчас мы даем допуски на эксплуатацию новых гидроагрегатов, а также прошедших капитальный ремонт.

Теперь немного о системе мониторинга. Согласно требованию 117-ФЗ эксплуатирующие организации обязаны обеспечивать проведение регулярных обследований, осуществлять мониторинг состояния ГТС. На основе выполненных обследований получать оценку безопасности ГТС и анализировать причины ее снижения. Это должна быть не просто констатация фактов, необходимо делать серьезный анализ. Когда я работал в комиссии по расследованию причин аварии в Хакасии, общался со специалистами службы мониторинга оборудования. Диалог вышел такой: «Вы же видели, что в последнее время нарастает вибрация. Какие же делались выводы?» «Напор на сооружение возрастает, соответственно и вибрация тоже!». Да, соглашусь, год был повышенной водности, летом работали 9 из 10 агрегатов, такое происходит нечасто. Но следовало все-таки сопоставить эти величины, а не делать столь скоропалительные выводы. На ГЭС имеется ведомость по размещению всей контрольно-измерительной аппаратуры с указанием даты установки прибора и начальных параметров. Состояние аппаратуры проверяется в сроки, указанные в местной инструкции. Сейчас на Саяно-Шушенс-кой ГЭС установлены 11 тысяч датчиков, по которым измеряются те или иные параметры. Какие же наблюдения ведутся? За осадками и смещениями сооружений и их оснований, вертикальными и горизонтальными подвижками, деформацией сооружений, состоянием строительных швов, креплением грунтовых откосов, состоянием напорных водоводов. Фиксируется воздействие потока на сооружение, размыв водовода, коррозия облицовки, зарастание канала. Для особо ответственных сооружений – первого и второго класса – организуется наблюдение за вибрацией, водонепроницаемостью бетона, температурным режимом, состоянием силовых швов конструкции. При существенных изменениях условий эксплуатации ГТС должны проводится дополнительные наблюдения, которые разрабатываются по специальным проектам. При проведении мониторинга оценки безопасности ГТС одной из первоочередных задач является разработка критериев безопасности. С ними должны сравниваться результаты наблюдений на контрольно-измерительной аппаратуре. Критерий безопасности двухуровневый: К-1 – предупредительный и К2 -предельный, говорит о том, что сооружение перешло в опасное состояние и необходимы первоочередные мероприятия. На Саяно-Шушенской ГЭС в промышленную эксплуатацию введены следующие системы: система контроля сейсмо-событий – включает в себя 25 точек контроля, система автоматизированного контроля напряженно-деформированного состояния плотины, подсистема автоматизированного контроля плавных смещений, система контроля изменений уровня бьефа. Много было вопросов в момент наладки оборудования: в лабораторных условиях датчики работают отлично, на объекте же первичные датчики через 3-4 месяца выходили из строя. Происходило ложное срабатывание. Соответственно, имела место автоматическая остановка гидроагрегата. Датчик снимали с объекта, везли в лабораторию и там он снова прекрасно работал. Вскоре специалисты нашли выход – дублировать датчики, со временем же, систему удалось отладить. Информация с этих датчиков выводится на монитор, расположенный в машинном зале. Новые турбины, устанавливаемые на Саяно-Шушенской ГЭС, будут иметь расширенную зону рекомендуемой работы, три новых колеса уже прибыли в Хакасию. При том же диаметре они имеют более высокий КПД, более широкую рабочую зону. Сейчас смонтирована система технологического телевидения, обеспечивающего визуальный контроль в зоне главных выводов гидроагрегата, помещениях агрегатного блока. Камеры, в отличие от предыдущих, имеют круговой обзор. В машинном зале имеется система оповещения в случае аварии, рабочие места обеспечены радиосвязью. Для каждого агрегата должны быть указаны номинальная и максимально допустимы температуры сегментов подпятников, подшипников, масла в масло-ванне. При повышении ее на 5 градусов поступает аварийный сигнал, более – происходит полная остановка работы.

Сейчас в нашей стране немало гидротехнических сооружений, срок службы которых превышает 25 лет. При таком сроке правила технической эксплуатации включают многофакторное обследование оборудования. Основные проблемы здесь следующие:

• недостаточное количество контрольно-измерительной аппаратуры технического состояния ГТС

•физический и моральный износ этой аппаратуры

•отсутствие информационно-диагностических комплексов

Если говорить о нашей нынешней роли в обеспечении безаварийной эксплуатации ГТС, то представитель Ростехнадзора может в любое время попасть на объект, чтобы знать ситуацию. Наше же ведомство должно заниматься разработкой методики комплексной оценки технической безопасности, разработать перечень оборудования для безопасности ГТС, проводить технический аудит производственной деятельности, а также разрабатывать методики обслуживания ГТС.

Журнал "Берг-коллегия" №9 2010 г.

Источник: http://www.berg-kollegia.ru/
Категория: Статьи | Добавил: otipb (01.11.2011) | Автор: otipb W
Просмотров: 1018 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту

2

Новое в блогах