Зарег. на сайте Всего: 1232 Новых за месяц: 1 Новых за неделю: 0 Новых вчера: 0 Новых сегодня: 0 Из них Администраторов: 1 Модераторов: 1 Проверенных: 968 Обычных юзеров: 262 Из них Парней: 896 Девушек: 336
"Кадровик. Трудовое право для кадровика",
2010, N 2
КАК ИЗМЕНЯЮТСЯ НОРМЫ ТК РФ ОБ ОХРАНЕ ТРУДА
Как можно изменить нормы, посвященные охране труда
наемного работника? По мнению автора, нужно учитывать комплексный характер
соответствующего института.
В соответствии с утвержденной Приказом
Минздравсоцразвития России от 23.10.2008 N 586 Программой действий по улучшению
условий и охраны труда на 2008 - 2010 годы должны были решаться среди прочих
такие важнейшие стратегические задачи, как снижение рисков несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний, повышение качества условий
труда на рабочих местах (индикатором здесь выступает снижение количества
занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам), снижение
смертности от предотвратимых причин (индикатор - динамика производственного
травматизма со смертельным исходом), улучшение здоровья работающего населения и
т.п.
К большому сожалению, само выделение этих задач в
числе приоритетных показывает всю сложность ситуации с охраной труда наемных
работников на сегодняшний день. Кризисные явления в российской экономике
улучшению этой ситуации не способствуют тем более. Попытаемся, используя в
качестве примера ряд статей разд. X Трудового кодекса РФ, предположить, какими
должны быть нормы кодифицированного акта применительно к текущему моменту.
Кодекс в нынешней редакции не является показателем
однозначного ужесточения либо смягчения позиции законодателя по вопросам охраны
труда, поскольку можно при желании найти примеры как первого, так и второго
рода.
Жесткий подход
В качестве примера ужесточения позиции вполне можно
привести изменения первоначального варианта ст. 217 "Служба охраны труда в
организации". Как известно, теперь необходимо создание подобной службы тем
работодателям, осуществляющим производственную деятельность, численность
работников которых превышает 50 (а не 100, как в исходном варианте) человек.
При таком подходе значительно большее количество хозяйствующих субъектов должны
будут создавать у себя службы или вводить должности специалиста по охране
труда. С учетом функций, выполняемых этими структурами, их наличие обеспечивает
более успешную реализацию права работника на труд в условиях, соответствующих
требованиям безопасности и гигиены.
Кроме того, не вполне понятной выглядит ч. 2
указанной статьи: "Работодатель, численность работников которого не
превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или
введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей
производственной деятельности". Как представляется, у контрольно-надзорных
органов есть право требовать введения соответствующей структуры практически у
любого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, поскольку
понятие "специфика производственной деятельности" законодателем не
раскрывается. Такой подход вполне оправдан - ведь в крайнем случае такие
функции может осуществлять лично работодатель - индивидуальный предприниматель
или руководитель организации. То есть у каждого такого работодателя будет не
менее одного человека, компетентного в вопросах охраны труда, что способно в
лучшую сторону изменить динамику производственного травматизма и
профессиональной заболеваемости.
Мягкий подход
Очевидным примером смягчения позиции законодателя в
вопросах охраны труда является новая редакция ст. 222. После изменений,
внесенных Федеральным законом от 01.01.2007 N 224-ФЗ, выдача работникам по
установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по
письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в
размере, эквивалентном стоимости молока и соответствующих продуктов. Указанное
правило может предусматриваться как коллективным, так и трудовым договором. Как
представляется, такая редакция нормы является шагом назад в обеспечении охраны
труда работников.
Давно известно, что молоко и равноценные продукты
являются пусть не идеальным, но достаточно эффективным и недорогим противоядием
при работе с химическими веществами. И установление обязанности работодателя
обеспечить работника молоком в дни фактической занятости на соответствующих
работах в какой-то степени способствует нейтрализации вредного воздействия этих
веществ на организм. Предлагая работнику деньги, нельзя оставаться в той же
степени уверенным в том, что они будут потрачены работником на указанные цели.
Автор данной статьи в 1998 - 2000 гг. являлся общественным инспектором государственной
инспекции труда в Омской области и прекрасно помнит, какая серьезная работа
велась государственными инспекторами труда в том числе по контролю за
своевременностью обеспечения работников молоком и равноценными пищевыми
продуктами и выявлению фактов замены его деньгами. Отказ законодателя от
сложившейся и проверенной годами схемы нельзя признать обоснованным.
Гибкий подход
Разумеется, в периоды экономической нестабильности
возможна и некоторая адаптация трудового законодательства к жизненным реалиям.
Вместе с тем все его положения можно и нужно разделить на две группы - те,
которые могут быть видоизменены, и результатом может быть некоторое снижение
уровня гарантий для наемных работников, и те, которые изменению не подлежат ни
при каких обстоятельствах.
В качестве первого можно предложить пример с
периодичностью выплаты заработной платы. Ни для кого не секрет, что российский
малый бизнес уже скоро два десятилетия переживает трудные времена, ситуация
сегодня к лучшему практически не изменилась. Но многие нормы Трудового кодекса
просто не оставляют подобным работодателям выбора в критической ситуации.
Весьма показательна, к примеру, ст. 236 в последней редакции, согласно которой
работодатель несет материальную ответственность за задержку выплаты заработной
платы работнику вне зависимости от наличия вины. Если подходить с позиций
социального партнерства, то в трудный для работодателя период вполне возможно с
согласия работников несколько изменять периодичность таких выплат и,
соответственно, не применять к работодателю штрафные санкции. Конечно, такие
меры можно и нужно вводить лишь с учетом материального положения работников.
Изменить никак нельзя
В числе норм, которые не подлежат изменению ни в
какие трудные для государства периоды (за исключением, разумеется,
чрезвычайного положения), должны неизменно оставаться те, которые посвящены
охране труда наемного работника. При этом нужно учитывать комплексный характер
соответствующего института. Я.Л. Киселев в институт охраны труда включал и
некоторые нормы, входящие в иные правовые институты и одновременно относящиеся
к нему: например о сокращенном рабочем дне, дополнительных отпусках в связи с
работой во вредных условиях, о контроле компетентных органов за соблюдением
законодательства об охране труда, о переводе по состоянию здоровья на более
легкую работу и т.п. [1, с. 26]. Думается, этот подход вполне актуален и
сегодня.
Библиография
1. Киселев Я.Л. Охрана труда по советскому трудовому
праву. М.: Госюриздат, 1962.
2. Гайдукова Л.Н. Комментарий к изменениям в Трудовой
кодекс Российской Федерации. М.: ГроссМедиа, 2007.