Полномочия проверяющих
До начала проверки инспектор обязан подтвердить свои полномочия — предъявить уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю (его представителю) письменное распоряжение о проведении проверки, завизированное начальником управления или районного отдела либо его заместителем. В этом документе должно быть зафиксировано, кто и когда сделал такое предписание, обозначены даты начала и окончания проверки, определен ее вид, указано наименование проверяемой организации или Ф, И. О. предпринимателя, Ф. И. О., ранг и долж¬ность инспектора, которому поручено провести контрольные мероприятия.
Обратите внимание на то, что в распоряжении установлены конкретные сроки проверки. Они зависят от объ¬ема контрольных мероприятий, вида деятельности организации или предпринимателя, характера и количества нарушений, выявленных в прошлом. Превышать эти сроки инспектор не вправе. Причем по общему правилу максимальный срок проверки не должен быть больше одного месяца, и лишь в исключительных случаях его можно продлить.
Противозаконно требование инспектора допустить его с проверкой на подведомственный объект, если распоряжение не предъявлено, или оно недействительно (документ неправильно оформлен или вынесен неуполномоченным лицом), или вместе с ним инспектор не предъявляет служебное удостоверение (обязательно обращайте внимание на срок его действия). Если удостоверение не предъяв¬лено или в нем указан не тот инспектор, который пришел с проверкой, вы имеете право не пускать визитера.
Изредка с проверкой приходят несколько инспекторов. Узнайте, всели они перечислены в распоряжении, и каждого попросите показать удостоверение. Лиц, не поименованных в документе или не предъявивших удостоверение, вы вправе не пускать на свою территорию.
Найдите возможность снять с распоряжения копию и переписать данные инспектора, номер его удостоверения. Если же у вас возникают хоть малейшие сомнения в том, что касается полномочий проверяющего, лучше сразу же навести соответствующие справки по телефону в том органе, представителем которого является инспектор, и перепроверить полученную информацию. Впрочем, чтобы не спровоцировать конфликт, необходимо либо сделать это в отсутствие инспектора, либо попытаться рассказать ему о своих опасениях (указать, что на таких мерах предосторожности настаивает ваш юрист либо привести несколько примеров, когда к вам или к вашим знакомым наведывались лжепроверяющие).
Как правило, инспекторы снисходительно относятся к таким просьбам, сами указывают телефоны дежурного, имена своих руководителей. Если же ваше законное желание убедиться в наличии соответствующих полномочий у контролера вызываете его стороны бурю негодования и отчаянное сопротивление, то проверить информацию просто необходимо.
Однако чаще коммерсанты предпочитают не ссориться с проверяющими (какое бы уполномоченное ведомство они не представляли). Нередко приходится платить «отступные» персонально инспектору и его непосредственному начальнику, у которого «дело лежит на контроле», а также «компенсировать моральный вред», нанесенный ранимому проверяющему, и соглашаться платить большие по сравнению с обычными сум¬мы на «благотворительность»
Поэтому мы не категоричны в рекомендациях: на практике они неактуальны, а решение в любом случае должны принимать руководители компаний и индивидуальные предприниматели в зависимости от конкретных обстоятельств. Но описанные выше оплошности инспектора мы рекомендуем хотя бы запомнить. Это может пригодиться. Например, если организацию или ее должностных лиц попытаются привлечь к административной ответственности, можно указать, что проверка была незаконной. Тогда даже у злостного нарушителя появится шанс избежать ответственности.
Какие бывают проверки
Знакомясь с распоряжением, обратите внимание на вид проверки. Эта информация поможет вам определить стратегию поведения и защиты. Плановые проверки называются у пожар¬ных детальными. Графики таких рейдов составлены и утверждены заранее. О дате, месте и времени проведения подобного мероприятия работников компании информируют заблаговремен¬но. Фактор внезапности при детальных проверках отсутствует. Инспектор заин¬тересован в том, чтобы соблюсти требо¬вания закона (ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 года № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуаль¬ных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)») и правильно обобщить полученные данные. А для этого необходимо, чтобы на контрольных мероприятиях присутствовал уполномоченный представитель проверяемой организации. Если у вас не назначено лицо, ответственное за по¬жарную безопасность (его полномочия подтверждаются приказом), то проверку проводят в присутствии руководителя фирмы, его заместителя или индивидуального предпринимателя. Имейте в виду, что только плановых проверок касаются положения вышеназванного закона, на основании которых такие рейды можно проводить не чаще одного раза в два года. Если инспектор «полюбил» ездить в организацию, то теоретически вы вправе не пускать его на территорию объекта. Но вот будет ли от этого польза? Если потребуется, пожарным разрешено «организовывать сигналы» от бдительных граждан и бизнес-структур о том, что та или иная компания либо предприниматель нарушает правила пожарной безопасности (ППБ). И тогда инспектор придет уже с оперативной проверкой, причем совершенно неожиданно для фирмы.
Внеплановые проверки
Внеплановые проверки бывают контрольными, оперативными и по жалобе.
Первые проводят по результатам плановых мероприятий (обычно не ранее чем через месяц после плановой), чтобы проконтролировать, устранены ли выявлен¬ные ранее нарушения. В ходе контрольной проверки инспектор не вправе выявлять новые нарушения и составлять акты. На это правило мало кто из пожарных обращает внимание. Правда, «дружеский» характер общения с коммерсантами приводит к тому, что инспектор, обнаружив в очередной раз мелкие и крупные нарушения, закрывает на них глаза. В некоторых случаях в качестве альтернативы наказанию за неисполнение предписания или несоблюдение ППБ требуют, чтобы предприниматель оплатил обучение своих сотрудников этим правилам на каких-нибудь курсах.
Оперативные проверки назначают, если поступила информация о том, что компания игнорирует правила, и в результате возникла (или может возникнуть) угроза жизни и здоровью людей, опасность уничтожения имущества и пр. Поводом к внеплановой проверке становится также сообщение о нарушениях, опубликованное в СМИ.
Внеплановые проверки очень часто назначают на основании обращений граждан или сигнала (официального либо неофициального) из госорганов, организаций и различных служб. Такие жалобы и обращения инспекторы обязаны рассмотреть в течение нескольких дней, проверить информацию и при необходимости принять меры. Конечно, внеплановые рейды бывают и в организации, на территории которой произошел даже незначительный пожарах. Под горячую руку инспекторы проверяют несколько фирм и предпринимателей, зани¬мающихся схожими видами деятельности.
ПРОВЕРКА
Обычно в самом начале проверки инспектор требует показать документы. Это могут быть приказы об организационных мероприятиях по пожарной безопасности (о назначении лиц, ответственных за противопожарную безопасность, об определении мест для курения, о программе по инструктажу сотрудников).
Кроме того, нужны планы эвакуации, которые проверяющий должен сравнить со схемой строения здания. В ходе визита пожарного инспектора держите наготове договоры на установку и обслуживание автоматических устройств пожаротушения (АУПТ) и автоматических устройств противопожарной сигнализации (АУПС), лицензии организаций, которые их произвели, смонтировали и обслуживают, схемы установки АУПС.
Напомним, что необходимость установки АУПС и (или) АУПТ зависит от площади здания, количества этажей и от вида деятельности компании или предпринимателя.
Инспектору придется предъявить и копию свидетельства о наличии соответствующей лаборатории в фирме, которая проводила замеры сопротивления изоляции (это делают до введения в эксплуатацию электросетей, а затем один раз в три года), акты и технический отчет. Кроме того, могут потребоваться акты проверок пожарного водопровода (пожарных кранов) — их положено осуществлять каждые весну и осень. Особенно часто проверяющие интересуются ведением журнала инструктажа о мерах противопожарной безопасности (такой инструктаж должен быть регулярным).
Производственные предприятия обязаны предъявлять еще и внутренние инструкции по пожарной безопасности для каждого цеха, мастерской, участка (о том, как их составить, написано в приложении 1 к ППБ 01-03). Не лишним будет заранее найти документы, подтверждающие, что бытовые отходы вывозят строго по графику. В ходе проверки инспектор может поинтересоваться, кто производит осмотр помещений по окончании рабочего дня и как это происходит. Государственные инспекторы почти всегда проверяют состояние аварийных выходов, в том числе материалы отделки стен, полов и потолков на всем пути эвакуации, и то, в какую сторону открываются двери (они должны легко распахиваться по ходу движения). Уполномоченный может попросить, чтобы ему продемонстрировали, как отмыкаются решетки на окнах. Отметим, что с последними не все так просто, как кажется. Например, милиция и страховые компании требуют, чтобы на первых этажах решетки были. В этом же заинтересованы и коммерсанты. Естественно, основные задачи здесь — сделать их из прочного материала итак, чтобы их нелегко удалось открыть или сорвать (в случае надобности). Поэтому решетки приваривают к стенам намертво. А вот пожарные такие средства защиты от воров не любят, а за установку наглухо приваренных решеток могут оштрафовать и даже потребовать их демонтажа. Компромиссным решением является монтаж решеток с замками, которые нельзя отомкнуть снаружи, но которые легко распахиваются изнутри, причем ключ не нужен. Для монтажа надежных решеток с такими «хитрыми» замками придется обращаться в специализированную фирму.
Инспекторы проверяют средства пожаротушения и их исправность. Они интересуются, в частности, и тем, как оборудованы места, отведенные администрацией для курения (наличие таблички «Место для курения», скамеек, изготовленных из несгораемых материалов, металлических урн для окурков, заполняемых водой не менее чем на десять сантиметров). Наиболее часто вызывает нарекания пожарных чрезмерное загромождение товарами, мебелью, оборудованием и материалами различных помещений (административных, торговых, складских, производственных, лифтовых холлов, лестниц, коридоров и пр.). Проверяющие требуют срочно расчистить проходы, разгрузить склады и торговые ряды, но, как правило, именно это требование коммерсанты не спешат выполнять, ссы¬лаясь на то, что у них нет возможности изменить что-либо в данной области. Очень распространены и следующие на¬рушения: нет необходимого количества огнетушителей (или они не работают), в плохом состоянии находится электропроводка, неисправны электророзетки из которых торчат оголенные провода, не работают противопожарные установки и сигнализация. Кстати, не все знают, что выбор огнетушителей (а они бывают воздушно-пенными, порошковыми, комбинированными или углекислотными) и их количество зависят от площади здания и тех материалов, которые находятся в помещении и могут загореться (горючие жидкости, газы, металлы, дерево, бумага, электроустановки). В занимаемых фирмой или предпринимателем помещениях инспектор должен легко найти таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны и планов эвакуации. Их нужно помещать на видном месте. Информация необходима, если на одном этаже находятся более десяти человек. В таком случае помещения необходимо оборудовать еще и системой оповещения людей о пожаре. Если на этаже работают более 50 человек, то администрации нужно утвердить инструкцию о действиях персонала в случае пожара и регулярно (не реже одного раза в полугодие) проводить учебную эвакуацию. Результаты тренировок следует отмечать в журнале противопожарного инструктажа.
Если в ходе рейда инспектор выявит нарушения, он может потребовать от руководителя компании, предпринимателя и (или) лица, ответственного за пожарную безопасность, дать устные или письменные объяснения. Помимо получения документов и информации, объяснений, пояснений проверяющий полномочен изъять также образцы (пробы) продукции. Такие действия узаконивают специальными документами (актами), которые потом прикрепляют к акту проверки.
Окончание проверки
По окончании проверки (иногда сразу же на месте, но чаще все-таки через несколько дней) инспектор составляет акт обследования объекта, в котором описывает пожарно-техническое состояние проверенного объекта.
Создание итогового акта проверки обязательно, это предусмотрено ст. 9 Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Указанный акт подшивают к контрольно-наблюдательному делу (в нем собрана вся информация о прошлых проверках, вынесенных предписаниях, об их исполнении, о штрафных санкциях).
Всем перечисленным ведает сам инспектор. Копию акта вручают уполномоченному проверяемого лица под расписку. Если в ходе рейда выявлены нарушения, то их указывают в акте, а сам он впоследствии ложится в основу другого важного документа — протокола об административном правонарушении.
Акт проверки должен содержать информацию о дате и времени его составления, данные о государственном инспекторе (Ф. И. О., ранг, должность, место службы), о реквизитах распоряжения, на основании которого проводилась проверка, сведения о проверяемом лице (прежде всего его название), а также о лицах, которые присутствовали при обследовании (Ф. И. О., должности), информацию о виде про¬верки и адресе объекта. Далее подробно расписывают выявленные нарушения и приводят соответствующий пункт норм и ППБ. После этого инспектор перечисляет меры административного воздействия, принятые к нарушителю (составление административного протокола или вынесение предписания).
В акте приведены объяснения лиц, на которых возложена ответственность за нарушение норм и правил пожарной безопасности. Если эти работники не готовы дать немедленно какие-либо объяснения или предполагают, что их слова могут им же и навредить, надо требовать отсрочки. Если инспектор будет настаивать на срочности, в крайнем случае нужно сослаться на ст. 51 Конституции РФ. Даже если административное дело и возбудят, у организации есть время, чтобы изложить свою позицию в правильном свете в ходе расследования и рассмотрения ситуации, тем более, если над компанией нависла угроза уголовного преследования. После консультаций с адвокатами появится возможность грамотнее защищать свои права. Возможно, организации потребуется дополнительно и помощь квалифицированных специалистов, экспертов.
О том, что представители проверяемого лица ознакомлены с актом проверки или отказались от ознакомления, в документе делают специальные отметки. Свои подписи под документом ставят и другие лица, присутствовавшие на рейде.
ПО ПРОТОКОЛУ
Если при проверке государственным инспектором были выявлены серьезные нарушения и представителям компании не удалось договориться с проверяющим, последний составляет протокол об административном нарушении.
В нем указывают сведения о нарушителе, о правонарушении, ссылаясь на соответствующую статью КоАП РФ. Обязательные требования кпротоколу указаны в КоАП РФ.
Например, лиц о, в отношении которого составлен протокол (конкретный работник организации, индивидуальный предприниматель или уполномоченный представитель организации), должно подписать протокол и получить разъяснения относительно своих прав и обязанностей. Если в протоколе, на основании которого наложен штраф, нет необходимых реквизитов,но главный государственный инспектор по пожарному надзору все равно наказал организацию рублем, это незаконно. Постановление о привлечениик административной ответственности можно с успехом обжаловать в суде, и оно будет отменено как не имеющее силы.
Стоит обратить внимание на то, что к ответственности привлекают только тех лиц, которые указаны в протоколе. Например, если последний написан в отношении руководителя компании, то к ответственности не могут привлечь его и возглавляемое им предприятие (юридическое лицо). На юридическое лицо в этом случае также должен быть составлен отдельный протокол. Протокол оформляют в тотже день, когда обнаружено правонарушение. Если же сведения о нарушителе неизвестны, то документ пишут в течение двух суток. Если у инспекторов нет достаточных доказательств нарушения ППБ, то готовят не протокол, а определение о возбуждении административного расследования. В ходе «следствия» (а оно может длиться месяц) проверяют отдельные факты, проводят экспертизы и пр. В исключительных случаях главные государственные инспекторы по пожарному надзору продлевают сроки административного расследования еще на месяц. Если факт нарушения подтвердится, составляют протокол об административном правонарушении.
В других ситуациях протокол, составленный позже, недействителен. Однако на практике инспекторы нередко сначала выносят предупреждение или дают предписание, а потом, если нарушения не исправляют, составляют протокол и пытаются привлечь нарушителя к ответственности за игнорирование ППБ. Поскольку такое дело шито белыми нитками, постановление главного государственного инспектора можно обжаловать в вышестоящие инстанции или в суд. Но это не значит, что штрафа удастся избежать. Организацию или лицо накажут рублем, но уже не пожарные, а суд и не за нарушение ППБ, а за неисполнение предписания (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ), однако только в том случае, если предписание делали с соблюдением всех необходимых формальностей, а не устно. Отметим, что, даже если инспектор и выявляет нарушения, протоколы об административном правонарушении составляют не всегда. В основном пожарные ограничиваются на первый раз предупреждением (иногда оно даже устное) и (или) вынесением предписания об устранении недостатков к определенному сроку.
Если даже и будет составлен протокол, необязательно приходится платить штраф. Инспектор может ограничиться выдачей предписания об устранении нарушений. На это отводят обычно месяц. В большинстве случаев такого времени больше чем достаточно для ликвидации мелких погрешностей (замена огнетушителей, расчистка путей эвакуации). Проблемы возникают, если требуются более значительные временные и финансовые затраты. Например, когда была проведена без согласования с пожарными перепланировка или капитальный ремонт здания, и пути эвакуации перестали соответствовать существующим требованиям (или таких путей в здании просто не стало). Или когда электропроводка была сделана с грубейшими нарушениями требований, а о необходимости установки противопожарной сигнализации в общей суматохе вообще забыли. В таких случаях даже при сносном финансировании нескольких месяцев на устранение нарушений может оказаться мало.
Источник: http://www.market.gona.ru/a_php/print.php?baz=stat&id=14 |